Системный подход к аудиту рабочих мест и найма работников
Главная цель аудита – оценка эф-ти орг-ции рабочих мест и распределения работ, такие «опорные точки» нетрудно обозначить, если:
1)обратить внимание на негативные факторы;
2)попытаться ответить на следующие вопросы:
а)в сфере учета рабочих мест:
•как осуществляется на предприятии учет всех рабочих мест; •как учитываются коллективные рабочие места; •правильно ли рассчитывается число рабочих мест; •должным ли образом ведется документация;
б)в сфере планирования рабочих мест:
•как оценивается сбалансированность рабочих мест; •как планируется количество вводимых и выбывающих рабочих мест; •правильно ли составляется баланс рабочих мест;
в) в сфере рационализации рабочих мест:
•имеется ли план ликвидации малоэффективных и излишних рабочих мест; •будут ли при вводе новых рабочих мест улучшены условия труда и безопасности; •как планируется проф. подготовка.
При подготовке к аудиту используются нормативные документы: ЕТКС, Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов.
Методический подход к комплексной проверке можно представить в виде этапов.
1)концептуальное ориентирование в направлениях программного продукта
2)«композиционный» анализ программы профессиональной подготовки кадров, т.е. оценка ее сильных и слабых сторон исходя из критериального принципа «ожидания – препятствия (нарушения)»
3)структурный анализ инф-ции о мероприятиях программы и их организационном обеспечений, что позволит проанализировать целевую взаимосвязь мероприятий с конкретнее решаемыми задачами проф. подготовки.
Принципы аудиторской деятельности:
Принцип системности. Применение методологии системного анализа дает возможность еще на начальном этапе аудита провести «функциональную структуризацию» службы, за которой закреплена подготовка и реализация той или, иной программы, что позволит раскрыть многие слабые стороны в области использования персонала: отсутствие продуманной стратегии при планировании и реализации программы, внесистемный анализ программных ресурсов, низкая культура управления, устаревшие локальные нормативные правовые документы и др.
Другой важный принцип – расширение аудитором сферы применимости существенности моральных требований (критериев) при оценке экономич. и управленческих решений и процедур. Это очень важно. Истоком любых внутренних угроз социально-экономического характера на п/п яв-ся человеческий фактор: противоправные действия, нарушения административно-распорядительных документов, инструкций и правил, конфликты в коллективе и т.д.
Аудит найма. Миссия аудита – оценка эф-ти управления процессом набора и отбора персонала. В широком смысле эф-ть найма – это то, насколько потенциальный работник способен выполнять определенные проф. функции и насколько его производственное поведение обеспечивает достижение внутр. целей орг-ции.
Основные источники инф-ции аудитора: а) штатное расписание; б) положения о структурных подразделениях; в) должностные инструкции, описание работ и должностей; г) внутренние заявки кадровой службе о потребности в вакансиях; д) соответствующие отраслевые тарифные соглашения, приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ; г) документы по учету кадров (типовые формы); д) трудовой контракт, коллективный договор.
Основные направления проверки:
Первое направление - соблюдение трудового законодат-ва в вопросах найма персонала; действенность механизма набора и отбора персонала.
Планируя свою работу по второму направлению, аудитор определяет:
· технологию и особенности работы с источниками набора;
· технологию планирования потребности в персонале;
· систему требований к персоналу, претендующему на вакансии;
· технологию отбора кандидатов на вакантные должности;
· особенности организационного обеспечения адаптации вновь принятого персонала;
· эф-ть найма персонала.
Рационально с самого начала ознакомиться с планированием и прогнозированием потребности в персонале. При этом аудитор, должен обратить внимание на сбалансированность колич. и качест. показателей потребности, т.е. оценить степень координации показателей: а) программы реализации; б) программы подготовки кадров и повышения квалификации; в) программы перемещения и карьеры; г) мероприятий покрытия потребности в персонале. На этом же этапе следует собрать следующие сведения:
· показатели текучести кадров по разным причинам (в том числе по персоналу, принятому на работу за последние месяц, три месяца, полугодие, год);
· статистика нарушений режима труда, в том числе среди принятых работников, по видам, причинам и периодам нарушений (нарушений трудового распорядка, режима технологии, техники безопасности); сведения о последствиях нару шений (ущерб);
· показатели производительности, качества труда вновь принятых за последний месяц (три месяца, полугодие, год) работников.
Необходимо также проверить данные о прямых и косвенных потерях в случае ошибок, допущенных в процессе найма.
Проверяя данные о прямых потерях, следует обращать внимание на фактические потери производительности, качества продукции (услуг), ущерб, влекущий за собой потери прибыли (дохода), конкурентоспособности, рост выплат пособий и компенсаций в связи с производственным травматизмом – по судебным издержкам в случае обжалования незаконных действий работодателя при найме и увольнении, на необоснованный рост расходов на найм персонала.
Косвенные издержки можно оценить, например, путем экспертной оценки потерь времени работников, занятых вопросами найма, оценки потерь из-за ошибок, допущенных при найме (например, при приеме на работу без соответствия требований профессии личностным качествам работников возникают потенциальные потери, которые не были устранены своевременным обучением и стали актуальными).
Для уточнения оценки соотношений затрат и результатов (эффективности) аудитор может также использовать такие показатели, как: а) средние затраты времени (денежных средств) на одного принятого работника в год; б) средние затраты времени (денежных средств) на подбор (отбор) одного кандидата; в) средние затраты времени (денежных средств) на размещение рекламы а вакансиях и контакты с внешними (внутренними) источниками набора; г) средние затраты времени (денежных средств) на адаптацию вновь принятых работников.
При этом для повышения достоверности аудиторских свидетельств, следует тщательно проанализировать инф-цию о причинах увольнения, полученную от работников, которые увольнялись в течение года после найма. В этой связи аудитору предстоит обратить внимание на условия труда и адаптации вновь принятого персонала.
Отдельные аспекты найма персонала, на которые аудитор должен обратить внимание:
1) отсутствие четко формализованной методической и процедурной стороны найма, которая должна опираться на орг. культуру трудового коллектива, требования к трудовому процессу на каждом вакантном месте и соответствующие этим требованиям личностные качества будущего наемного работника;
2) избыточное значение, придаваемое знаниям и умениям, полученным на прежнем месте работы, записям в трудовой книжке, рекомендациям «нужных» людей. Основные методы, применяемые аудитором при сборе аудиторских свидетельств: наблюдение, сопоставление и анализ документов, контент - анализ, опросные методы.