Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)
Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-оговека. Например, А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”. Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын врассказе “Один день Ивана Денисовича”.
Проблема сохранения памятников старины и бережное отношение к ним.
Проблема бережного отношения к культурному наследию всегда оставалась в центре общего внимания. В тяжелыйпостреволюционный период, когда смена политического строя сопровождалась ниспровержением прежнихценностей, русские интеллигентыделали всё возможное для спасения культурных реликвий. Например, академик Д.С. Лихачёв воспрепятствовал тому, чтобы Невский проспект былзастроен типовыми многоэтажками. На средствароссийских кинематографов были отреставрированы усадьбы Кусково и Абрамцево. Забота о памятниках стариныотличает и туляков: сохраняется облик исторического центра города, церкви, кремль. Завоеватели древности сжигали книги и разрушали памятники, чтобы лишить народ исторической памяти.
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
“Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин). Человека, не помнящего родствасвоего, потерявшего память, Чингиз Айтматовназвал манкуртом («Буранный полустанок»). Манкурт — человек, насильно лишённый памяти. Это раб, неимеющий своего прошлого. Он не знает, кто он, откуда родом, не ведаетсвоего имени, не помнит детства, отца и матери — одним словом, не осознаёт себя человеческим существом. Такойнедочеловек опасен для общества — предупреждает писатель. Совсем недавно в преддвериивеликого праздника Победы на улицах нашего города опрашивали молодых людей, знают ли они о начале и окончании ВеликойОтечественной войны, о том, с кем мы воевали, кто такой Г.Жуков... Ответы были удручающими: молодое поколение не знает даты начала войны, имён полководцев, многие не слышалио Сталинградской битве, о Курской дуге... Проблема забвения прошлого очень серьёзна. Человек, не уважающий историю, не почитающий своих предков, — тотже манкурт. Так и хочется напомнить этим молодым людямпронзительный крик из легенды Ч.Айтматова: “Вспомни, чей ты? Как твоё имя?”
Проблема ложной цели в жизни.
“Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог быпроявить все свойства свободного духа”, — писал А.П. Чехов. Жизнь без цели есть существование бессмысленное. Но цели бывают разные, такие как, например, в рассказе «Крыжовник». Герой его — Николай Иванович Чимша-Гималайский — мечтает приобрести свою усадьбу и посадить тамкрыжовник. Эта цель поглощает его целиком. Витоге он достигает её, но при этом почти теряет человеческий облик (“располнел, обрюзг... —того и гляди, хрюкнет водеяло”). Ложная цель, зацикленность на материальном, узком, ограниченном уродует человека. Ему нужны дляжизни постоянное движение, развитие, волнение, совершенствование.И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, чтоподлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.
Проблема дружбы, товарищеского долга.
Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми не существует. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя “Тарас Бульба” один из героев восклицает: “Нет уз светлее товарищеских!”. Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живутпо законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонов “Живые и мёртвые” капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.
Проблема будущего России.
Тему будущего России затрагивали многие поэты и писатели. Например, Николай Васильевич Гоголь в лирическомотступлении поэмы “Мёртвые души” сравнивает Россию с “бойкой необгонимой тройкой”. “Русь, куда ж несёшьсяты?” – спрашивает он. Но ответа на вопрос у автора нет. Поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Россия начиналась нес меча” пишет: “Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо. Россия начиналась не с меча, и потомуона непобедима!”. Он уверен, что Россию ждёт великое будущее, и ничтоне сможет ей помешать.
Проблема антикультуры.
Эта проблема актуальна и в наши дни. Сейчас на телевидении идёт засилье “мыльных опер”, которые значительноснижают уровень нашей культуры. В качестве другого примера можно вспомнить литературу. Хорошо тема“обескультуривания” раскрыта в романе “Мастер и Маргарита”. Служащие МАССОЛИТА пишут плохиепроизведения и при этом обедают в ресторанах и имеют дачи. Ими восторгаются и ихлитературу почитают.
Тема Родины в литературе.
Лермонтов в стихотворении “Родина” говорит, что любит родной край, но не может объяснить за что и почему. Нельзя не начать с такого величайшего памятника древнерусской литературы, как “Слово о полку Игореве”. К землеРусской в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова...”. Он говорит об обширныхпространствах своей Родины, о ее реках, горах, степях, городах, селах. Но земля Русская для автора “Слова...” — этоне только русская природа и русские города. Это прежде всего русский народ. Повествуя о походе Игоря, автор незабывает о народе русском. Игорь предпринял поход на половцев “за землю Русскую”. Его воины — это “русичи”, русские сыны. Переходя границу Руси, они прощаются со своей Родиной, с русской землей, и автор восклицает: “О,Русская земля! Ты уж за холмом”. В дружеском послании “К Чаадаеву” звучит пламенный призыв поэта Отчизне посвятить “души прекрасные порывы”.
Проблема эмиграции.
Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одних высылают насильно, другие уезжают сами в силу каких-то обстоятельств, но ни один из них не забывает своё Отечество, дом, где родился, землю родную. Есть, например, у И.А. Бунина рассказ «Косцы», написанный в 1921 году. Этот рассказ, казалось бы, о малозначительном событии: идут в берёзовом лесу пришлые на Орловщину рязанские косцы, косят и поют. Но именно в этом незначительном моменте удалось Бунину разглядеть безмерное и далёкое, со всей Россией связанное. Небольшое пространство повествования наполнено лучезарным светом, чудными звуками и тягучими запахами, и получился не рассказ, а светлое озеро, какой-то Светлояр, в котором отражается вся Россия. Недаром во время чтения «Косцов» Буниным в Париже на литературном вечере (было двести человек), по воспоминаниям жены писателя, многие плакали. Это был плач по утраченной России, ностальгическое чувство по Родине. Бунин прожил в эмиграции большую часть своей жизни, но писал только о России.
Проблема интеллигенции.
По мнению академика Д.С. Лихачёва, “основной принцип интеллигентности — интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория”. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести. Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю.Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии. Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них — герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев. У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за бездуховность, мещанство, но затем соглашается с ней, считая, что она права. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь. В связи с этим вспоминается другое произведение — «Чемодан» С.Довлатова. Скорее всего “чемодан” с ветошью, вывезенный журналистом С.Довлатовым в Америку, вызвал бы у Дмитриева и его жены только чувство брезгливости. Вместе с тем для героя Довлатова.
Проблема отцов и детей.
Проблема непростых взаимоотношений родителей и детей нашла свое отражение в литературе. Об этом писали и Л.Н.Толстой, и И.С.Тургенев, и А.С.Пушкин. Я же хочу обратиться к пьесе А.Вампилова «Старший сын», где автор показывает отношение детей к своему отцу. И сын, и дочь откровенно считают своего отца неудачником, чудаком, равнодушно относятся к его переживаниям и чувствам. Отец все молчаливо сносит, находит оправдания всем неблагодарным поступкам детей, просит их только об одном: не оставлять его одного. Главный герой пьесы видит, как на глазах разрушается чужая семья, и искренне пытается помочь добрейшему человеку- отцу. Его вмешательство помогает пережить тяжелый период в отношениях детей к близкому человеку.
Родительская любовь.
В стихотворении в прозе Тургенева “Воробей” мы видим героический поступок птицы. Пытаясь защитить потомство, воробей бросился в бой против собаки. Также в романе Тургенева “Отцы и дети” родители Базарова больше всего в жизни хотят быть вместе с сыном.
Богатства русского языка.
Если не использовать богатств русского языка можно стать похожим на Эллочку Щукину из произведения “Двенадцать стульев” И. Ильфа и Е.Петрова. Она обходилась тридцатью словами. В комедии Фонвизина “Недоросль” Митрофанушка совсем не знал русского языка.
Беспринципность.
В очерке Чехова “Ушла” рассказывается о женщине, которая в течение одной минуты полностью изменяет своипринципы. Она говорит мужу, что уйдёт от него, если тот совершит хоть один подлый поступок. Тогда муж подробно объяснилжене, почему их семья так богато живёт. Героиня текста “ушла… в другую комнату. Для неё жить красиво и богатобыло важнее, чем обман мужа, хотя говорит она совсем наоборот. В рассказе Чехова “Хамелеон” полицейского надзирателя Очумелова тоже нет чёткой позиции. Он хочет наказатьхозяина собаки, которая укусила за палец Хрюкина. После того, как Очумелов узнаёт, что возможный хозяин собаки— генерал Жигалов, вся его решительность пропадает.
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие и страшные последствия прошлого)
Проблема ответственности, национальной и человеческой, была одной из центральных в литературе в середине 20-оговека. Например, А.Т.Твардовский в поэме “По праву памяти” призывает к переосмыслению печального опыта тоталитаризма. Та же тема раскрывается и в поэме А.А.Ахматовой “Реквием”. Приговор государственной системе, основанной на несправедливости и лжи, выносит А.И.Солженицын врассказе “Один день Ивана Денисовича”.