Организационная схема комплексного сопровождения индивидуального развития

Медико-психолого-педагогическое сопровождение (МППС) представляет собой, с одной стороны, систему организации различных видов деятельности, а с другой стороны, развернутый во времени процесс, включающий в себя ряд этапов. Каждый этап имеет свое специфическое содержание и включает в себя соответствующую систему взаимодействия и профессиональную ответственность специалистов включенных в МППС, а так же цели, задачи и тип продукта.

1 этап. Медицинское обследование

Содержанием данного этапа является определение состояния здоровья ребенка, поступающего в учреждение интернатного типа. Основной акцент при проведении медицинского обследования должен делаться на выявлении общего уровня соматического и психического здоровья, наличия тех или и иных ограничений и прогнозировании динамики состояния ребенка в случае хронических заболеваний. Полученная информация позволяет организовывать жизнедеятельность ребенка в детском доме (школе-интернате) таким образом, что бы создать ему условия для преодоления ограничений и минимизации риска развития заболевания. Ответственность за проведение медицинского обследования несет врач. Следует отметить, что работа на данном этапе осуществляется за пределами учреждения интернатного типа.

2 этап. Анализ индивидуальной социальной ситуации сиротства.

Основным содержанием работы на данном этапе является выделение и описание системы патогенных и потенциально-ресурсных родственных (и других) отношений, в которые включен ребенок. С этой целью собирается информация, характеризующая его реальную жизненную ситуацию, а именно:

  • тип и характеристика семьи (полная, неполная, многодетная, причины семейных дисфункций и др.);
  • система отношений в семье (место и роль ребенка в семье, отношения с братьями и сестрами, прародителями);
  • наличие родственников и значимых взрослых, с которыми возможно поддерживать контакты;
  • опыт бродяжничества и побегов из учреждений интернатного типа.

Результатом работы на втором этапе является карта индивидуальной ситуации сиротства, которая заполняется социальным педагогом.

3 этап. Диагностика.

Основным содержанием этого этапа реализации деятельности сопровождения является комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка. Основная цель - определение уровня актуального развития ребенка. Это предполагает диагностику следующих сфер психики и психической деятельности:

  • когнитивной сферы;
  • эмоционально-волевой;
  • личностной;
  • сферы социальной компетентности

Комплексное обследование проводится группой специалистов: дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог, педагог. Каждый из специалистов использует для реализации цели этапа собственные профессиональные навыки, возможности, соответствующие компетенции технологии и методы. По окончании этапа проводится первичный ("малый") консилиум, основной задачей которого является определение актуальных и потенциальных личностных ресурсов ребенка, необходимых для адаптации к новой социальной ситуации. Современные исследования механизмов социально-психологической адаптации свидетельствуют о том, что в целом успешность адаптационного процесса определяется тремя основными факторами: 1) коммуникативной компетентностью; 2) саморегуляцией; 3) достижением психологического благополучия, комфорта. Таким образом, для построения адаптационной индивидуальной программы необходимо исследовать актуальные и потенциальные возможности ребенка (за счет чего он может приспособиться к новой ситуации, на какие ресурсы может опираться, какие механизмы адаптации нуждаются в формировании), а именно:



  • за счет налаживания системы отношений со взрослыми (с воспитателями, сотрудниками детского дома), с другими воспитанниками (сверстниками, младшими, старшими);
  • за счет саморегуляции, то есть умения справляться с различными негативными эмоциональными состояниями (страхом, обидой, тревогой, агрессией, раздражением и т.п.);
  • за счет достижения внутреннего баланса - умения соотносить собственные потребности с требованиями окружающей среды.

Результатом совместной работы специалистов должна стать программа индивидуальной адаптации ребенка по принятию новой ситуации развития. Данная программа рассматривается, как составная часть программы индивидуального развития.

4 этап. Диагностика обучаемости (через 3-4 месяца ) На данном этапе основной акцент в диагностике переносится на анализ поведения ребенка в системе взаимоотношений "Ребенок-Взрослый", "Ребенок-Ребенок" в повседневной жизни коллектива детского учреждения во всех проявлениях. По окончанию данного этапа проводится консилиум ("большой", вторичный) на котором обсуждаются результаты адаптации ребенка к субкультуре детского учреждения, разрабатывается программа индивидуального развития ребенка с выделением дефицитарных и ресурсных аспектов его личности.

5 этап. Разработка (проектирование) образовательных программ.

Основанием для проектирования образовательных программ для любой ступени образования является возрастно-нормативная модель развития ребенка определенного возраста. Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и учителями. Процесс проектирования включает в себя несколько этапов.

1 этап: мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий.

2 этап: концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции учителя и психолога относительно ребенка, распределение между ними функциональных обязанностей, формирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества.

3 этап: проектный - разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня развития; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса: психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).

4 этап: реализация проекта - практическая реализация образовательной программы: одновременно проводится текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы, при затруднениях проводится текущая психологическая диагностика для определения причин и направления разрешения затруднений.

5 этап: рефлексивно-диагностический - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (развития).

Литература:

  1. Байбородова Л.В., Жедунова Л.Г., Посысоев О.Н., Рожков М.И. Преодоление трудностей социализации детей-сирот. Ярославль, 1997.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2-М., Педагогика, 1982
  3. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Под ред.Л.М. Шипицыной, Е.И. Казаковой. С-Птб. 2000.
  4. Обухова Л.В. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М. .1995
  5. Прихожан А.М., Толстых А.Н. Психология сиротства. "Питер", 2005-09-22
  6. Психическое развитие воспитанников детского дома . Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М. 1990.
  7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека(Развитие субъективной реальности в онтогенезе). Учебное пособие для вузов. М. 2000
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 1978
  9. Л.А. Ясюкова. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб., ИМАТОН, 2000.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Институт Филологии и Искусств

Отделение романо-германской филологии

кафедра теорий и технологий гуманитарно-художественного образования

Наши рекомендации