Глава 2. Педагогические методы и средства популяризации здорового образа жизни.

Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им задачи — заботы о здоровье учащихся — определяется следующимипричинами.

Во-первых, взрослые всегда несут ответственностьза то, что про­исходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье было бы проявлением бездушия и непрофес­сионализма.

Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся — желательных и нежелательных — осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить хотя бы одного врача. Однако по штатному расписанию одна врачебная ставка приходится на 1200 школьников!

В-третьих, как уже отмечалось, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т.е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная — сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому мы считаем, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях, — педагог. Вместе с тем все, чем занимаются в школах врачи и средний медицинский персонал, важно, необходимо и должно быть согласовано со здоровьесберегающей деятельностью каждого учителя. Поскольку в среднем 90% школьни­ков имеют различные отклонения здоровья, а у 2/3 из них диагности­руются те или иные хронические заболевания, учитель должен по­стоянно помнить и учитывать в своей работе, что обучает и воспиты­вает нездоровых детей!

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий в ра­боту школы можно выделить 3 степени приверженности школы идеям здоровьесбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей школьникам мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т.п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных уроков физкультуры и т.п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению: «Работа проводится, можно не волноваться!»

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутом­ления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данной школе.

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

Ее главная отличительная особенность — приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образователь­ного процесса, что определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно ре­шают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты.

Цель здоровьесберегающей педагогики — обеспечить выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружив егонеоб­ходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ве­дения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения мо­лодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам. Главное, чтоееотличает от других педагогических систем и направлений, — реализация приоритета заботы о здоровье учащихся и педагогов в конструктивной деятельности в данном направлении. По многим другим признакам и принципам Здоровьесберегающая педагогика занимает общее поле с гуманистической педагогикой, педагогикой сотрудничества, личностно ориентированной педагогикой и другими аналогичными образовательными системами.[6]

Технологическую основу здоровьесберегающей педагогики со­ставляют здоровьесберегающие образовательные технологии. Определить их понятие представляется возможным, исходя из «родового» понятия «образовательные технологии». В условиях, когда об­разование стало всеобщим, а профессия учителя массовой, надеяться на индивидуальное мастерство педагога становится все труднее. Поэтому в настоящее время педагоги и методисты ведут активные поиски дидактических средств, которые могли бы сделать процесс обучения похожим на хорошо отлаженный механизм. Еще Я.А. Коменский [4] стремился найти такой общий порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов и метода. Об актуальности такого технологического подхода к образованию можно судить по тому вниманию, с которым методисты, педагоги обращаются к новым для них понятиям: педагогические технологии, технологии обучения, образовательные технологии (aneducationaltechnology).

Если философия образования отвечает на вопрос « зачем учить? », а содержание образования — «чему учить?», то педагогические технологии отвечают на вопрос «как учить?». [3] С точки зрения здоровьесбережения, мы ответим: чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов. Таким образом,ЗОТ можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые до­полняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

При любом аспекте рассмотрения важнейшим их элементом оказывается диагностический блок, позволяющий оценить, достигнут ли запланированный результат, ибо только в этом случае можно говорить о «технологии».

Постановка задачи здоровьесбережения в образовательном про­цессе может рассматриваться в двух вариантах: задача-минимум и задача-оптимум. Задача-минимум отвечает фундаментальному принципу медицины и педагогики: « Nonocere! » («He навреди! ») и заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника. В традиционном понимании, сложившемся в нашей стране еще в советское время, охрана труда — это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье производственника. «Производство» школьника — его парта, класс, школа; деятельность — учеба, и задача руководителя образовательного учреждения, каждого учителя — по возможности защитить тело и психику ребенка во время его пребывания в школе от воздействия очевидно травмирующих факторов.[3] Эти факторы (достаточно условно) можно разделить на три группы:

1) эколого-гигиенические (природно-средовые);

2) организационно-педагогические;

Психолого-педагогические.

Однако постановка и решение задачи-минимум не может быть признана правильной в наших учреждениях образования.

Во-первых, пытаться только сохранить здоровье — очевидная методологическая ошибка. Его невозможно «законсервировать» на достигнутом уровне: или развивать, укреплять, совершенствовать, или медленно, но неуклонно утрачивать. Попыткой только защищать ребенка от негативных воздействий, ничего не предпринимая для укрепления его защитных сил, можно достичь лишь снижения вредного влияния образовательного процесса на здоровье школьника. (Проводя аналогию с любовью: это — как надежда удержать ее, проявляя ревность, пытаясь скрыть объект своего чувства от чужих глаз.)

Во-вторых, в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье путем повышения уровня грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Не использовать их — значит не решать главную задачу образования — подготовку ребенка к самостоятельной жизни («Здоровье — этоне все, но без здоровья все — ничто!»).

В-третьих, недопустимо нацеливать все усилия лишь на заботу о здоровье учащихся. И не только потому, что «учителя — тоже люди». Учитель, не проявляющий грамотную заботу о своем здоровье, не предъявляющий ученикам позитивные результаты этой заботы, оказывается для них плохим примером. Вниманием к своему здоровью учитель, вольно и невольно, помогает решать важнейшую задачу школы — воспитательную. Все это отражает фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.

В соответствии с этим реализацию ЗОТ следует понимать как задачу-оптимум, включающую не только охрану здоровья учащихся, но и формирование, укрепление их здоровья, воспитание у них культуры здоровья, а также охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

В контексте задач здоровъесбережения все педагогические тех­нологии можно разделить на 3 группы.

Перваявключает технологии, с большой вероятностью наносящие ущерб здоровью учащихся и педагогов. К этой группе, к сожалению, приходится отнести традиционную технологию обучения, разработанную в свое время Я.А.Коменским.[4] «К сожалению» — поскольку именно она используется в массовом порядке в российских школах. Сюда же должны быть отнесены технологии, связанные с чрезмерной интенсификацией образовательного процесса, активным ис­пользованием приемов авторитарной педагогики и т.п.

Вторая группа альтернативна первой, т.к. в отнесенных к ней технологиях сохранение и укрепление здоровья заявляется в каче­стве важнейшего приоритета, обеспечивается на технологическом уровне (в принципах работы, задачах, методах, программах), реализуется на практике и подтверждается результатами диагностики (мониторинга). Эти технологии и обозначаются как здоровьесберегающие.

К третьей группе, самой многочисленной, относятся все остальные педагогические технологии, по описанию которых и предварительному знакомству с ними невозможно судить об их воздействии на здоровье участников образовательного процесса. Поэтому для отнесения какой-то из них в первую или вторую группу необходимо провести изучение ее самой и получаемых результатов с точки зрения воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Заметим, что, в отличие от производственных технологий, человековедческие технологии не поддаются детальному описанию (иначе — это схема, инструкция по работе с человеком), а достигаемый результат может быть лишь задан определенными параметрами и критериями.

ПРОЕКТ «ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ»

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др. Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4—5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главным в рамках программы «Школа Здоровья» является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы.

В качестве обобщенных целей деятельности данной программы отмечены следующие:

· создание в школе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся, воспитанников;

· обеспечение школы кадрами медицинских работников, усиление контроля за медицинским обслуживанием учащихся;

· создание материально-технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

· развитие организационного, программного и материально-технического обеспечения дополнительного образования обучающихся, воспитанников в аспектах здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

· обеспечение системы полноценного сбалансированного питания детей с учетом особенностей состояния их здоровья;

· разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровья педагогических работников школы.

Задачи программы «Школа Содействия Здоровью»:

· четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

· гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

· освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

· планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;

· развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

· привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;

· участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.

Основополагающие принципы построения программы:

1. Поддержание интереса к двигательной и познавательной активности.

2. Учёт познавательной активности в двигательной деятельности.

3. Единство физического и психического развития.

4. Наглядность.

5. Принцип целостности человека, его психосоматического, социокультурного единства. При этом приоритетными компонентами деятельности должны выступают самореализация, саморазвитие и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.

6. Принцип непрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапах жизнедеятельности.

7. Принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физической культуры.

8. Учёт возрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности ученика:

1. Физически, нравственно, духовно здоровая личность.

2. Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума.

3. Осознание себя как биологического, психического и социального существа.

4. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека.

5. Правильная организация своей жизнедеятельности.

6. Стойкий интерес к познавательной и двигательной деятельности.

7. Устойчивый интерес к регулярным занятиям физическими упражнениями.

8. Потребность в самостоятельной двигательной активности.

9. Самоконтроль, личностное саморазвитие.

10. Творческая продуктивность.

Ожидаемые конечные результаты программы:

1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Повышение приоритета здорового образа жизни.

4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Реализация программы «Школа Содействия Здоровью» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

· культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);

· культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);

· культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

· культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

· формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

· формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

· формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

· формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Данная программа конкретизируется в виде годового плана работы на учебный год, в течение которого решаются следующие вопросы:

· четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

· гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

· планомерная организация питания учащихся;

· создание и развитие психолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;

· привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

Общешкольный конкурс

«Самый здоровый класс»

I.Общие положения.Школьный конкурс «Самый здоровый класс» проводится ежегодно для всех классов. Участие в нем, на добровольных началах, принимают весь класс, классный руководитель, а также родители.

Конкурс проводится с 1 сентября по 20 мая.

II. Цель: содействовать формированию у учащихся здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.

III. Задачи:

1 Привлечь максимально возможное количество учеников и их родителей к занятиям физической культурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.

2 Обучить детей и взрослых методам и приемам организации активного отдыха.

3. Пропагандировать в школьном сообществе здоровый образ жизни.

IV. Организация конкурса:

1 Общешкольный конкурс «Самый здоровый класс» проводится в течение всего учебного года.

2. Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учащиеся, родители. Жюри использует следующие критерии оценки:

—участие класса в общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях — 2 балла за каждого участника;

— привлечение родителей к работе по пропаганде здорового образа жизни— 5 баллов;

— пропуски уроков по болезни — вычитается 1 балл (за каждого ученика);

— организация классом внеклассных спортивно-оздоровительных дел для учащихся других классных и школьных коллективов — 20 баллов;

—выпуск санитарных бюллетеней, листков здоровья, газет, в которых пропагандируется здоровый образ жизни — 15 баллов;

— организация походов, экскурсий, прогулок — 5 баллов;

— участие в спортивных секциях, кружках (туристических, народного, эстрадного, бального танца) — 5 баллов (за каждого ученика);

—организация в классе ежедневной утренней зарядки — 5 баллов;

— наличие у учащихся вредных привычек— вычитается 10 баллов (за каждого ученика).

V. Награждение победителей конкурса. Победители награждаются почетными грамотами и ценными подарками.

Наши рекомендации