Глава 21. Так ли уж хорошо быть единственным ребенком в семье?

В последние годы семьи нередко решают ог­раничиться одним ребенком. И не только по экономическим соображениям. Порой можно услышать, что единственному ребенку психо­логически более комфортно: дескать, у него нет повода для ревности, ему не приходится делиться с братом или сестрой игрушками, да и в плане образования он получит больше, поскольку матери не надо разрываться между ним и другими детьми, и она сможет бросить все силы на обучение своего единственного чада...

Но так ли уж бесспорны эти выгоды? Да­вайте рассмотрим ситуацию с разных сторон.

Мой сын ревнует меня к телефону

У единственного ребенка в семье гораздо боль­ше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался только вокруг них, и хотя объективно повода для ревности у них нет, единственные дети все равно его находят.

Вот типичный пример. Днем шестилетний Игорек вел себя прекрасно, но, когда с рабо­ты приходил папа, мальчик резко менялся.

Нет, не то чтобы он проявлял недовольство... Наоборот, Игорь вроде бы радовался отцу, но эта радость выражалась как-то чересчур бур­но, и всплеск положительных эмоций быстро переходил в отрицательные. Игорь становился обидчивым, раздражительным, не давал роди­телям спокойно поговорить, требовал, чтобы с ним поиграли, и совершенно не желал пони­мать, что папа устал и ему хочется отдохнуть. Когда же наступало время сна, ревность про­являлась еще более откровенно: мальчик наот­рез отказывался засыпать в своей кровати и с детской непосредственностью пытался спрова­дить туда отца.

— Ты ложись в мою кроватку, я тебе уже постелил, — умильно уговаривал он папашу, который, как вы понимаете, был отнюдь не в восторге от подобной «ссылки».

Другие «единоличники» ревнуют мать к работе или к подругам. А некоторые женщи­ны жалуются, что они даже по телефону спо­койно поговорить не могут: сын или дочь тут же начинают плохо себя вести, выкрутасничают, требуют, чтобы мать положила трубку. Так что положение «единственного и неповто­римого» вовсе не является охранной грамотой против детской ревности.

У семи нянек дитя со страхами

Единственный ребенок обычно бывает окру­жен усиленным вниманием взрослых. Особен­но трепетно — в силу возраста — относится к малышам старшее поколение. Многие бабушки и дедушки души не чают в единствен­ном внуке. Но гиперопека, как известно, по­рождает детские страхи. Детям передается тревожность взрослых. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми, часто и во взрослом возрасте бывают неспособны на сме­лые, решительные поступки. Недовольство со­бой вызывает депрессии, а отсюда уже полша­га до зависимости от алкоголя или наркоти­ков. А то и до самоубийства!

Трагедия маленького принца

Ребенку вообще вредно чувствовать себя пупом Земли, центром, вокруг которого вращается мини-вселенная его семьи. А в однодетных семьях это, увы, почти неизбежно. Такой «детоцентризм» приводит к формированию потре­бительской психологии: дети начинают счи­тать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворять их по­требности и прихоти.

Особенно ярко это проявляется в подростко­вом возрасте, и родителям, которым, конечно, хочется какой-то отдачи, бывает очень обидно.

Они задаются горьким вопросом: «Откуда у моего сына (или дочки) такая непробиваемая черствость? Ведь ни о ком, кажется, так не заботились, как о нем, все для него делали, а он так себя ведет...»

Хотя, если разобраться, «единственный и неповторимый» ведет себя вполне логично. Именно так, как и должно быть в подобной ситуации. Взрослые воспитывали маленького принца — и вот принц вырос. С какой стати он должен служить кому-то?

Многие подростки прямо так и говорят род­ным: «Я вам не слуга». И при этом постоян­но предъявляют претензии, требуя от родите­лей дорогих модных вещей, денег на развле­чения и т. п.

В многодетной семье такое тоже теоретичес­ки может случиться, но вероятность подобно­го развития событий гораздо ниже. Там сама жизнь не дает матери возможности сильно избаловать детей: старшие вынуждены опе­кать младших, приходится как-то распреде­лять домашние обязанности — иначе просто не справиться с хозяйством.

Конечно, есть опасность чрезмерно перегру­зить детей взрослыми обязанностями, но при разумном распределении нагрузки работа по дому очень даже полезна. У детей постепен­но вырабатывается чувство ответственности, без которого ни один человек не может до­биться успеха. Они привыкают к труду и вырастают гораздо более подготовленными к взрослой жизни.

А это во многом залог успешности их бу­дущего брака. Сколько семей распадается из-за того, что девушка, привыкшая к роли обо­жаемой дочки, не в состоянии войти в роль заботливой жены и самоотверженной матери! А «маменькин сынок» остается таковым до седых волос. Наплодив детей от разных жен­щин, он не то, что не помогает их вырас­тить, но даже не интересуется своими от­прысками!

Психологи и педагоги всего мира озабочены инфантильностью современных подростков и молодежи. Это, конечно, отдельная и очень обширная тема разговора. Скажу только, что далеко не последняя причина подростковой инфантильности — воспитание детей в одно-двухдетных семьях.

Наши рекомендации