ЧАСТЬ. Региональный компонент
Основная цель дошкольного образования города Москвы – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы их успешного обучения в школе.
В «Основных направлениях Программы развития дошкольного образования в городе Москве на 2008 – 2017 гг.» четко обозначены задачи двух больших проектов, в реализацию которых постепенно включаются все дошкольные образовательные учреждения города Москвы:
- совместный пилотный проект Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы»;
- проект «Детский сад будущего».
В качестве региональных особенностей, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, выступают разработанные программы, методические пособия и рекомендации по направлениям реализации этих двух проектов.
В соответствии с приказом Департамента образования города Москвы от 12 марта 2008г. № 82 «О ресурсном центре в рамках реализации совместного пилотного проекта в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)» была создана экспериментальная площадка «Московское образование: от младенчества до школы». В настоящее время в структуру площадки включены 32 образовательных учреждения: 17 ресурсных центров и 15 образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, представляющие все окружные образовательные системы.
В настоящее время на основании Приказа Департамента образования города Москвы ведется работа по реализации совместного пилотного проекта в области раннего воспитания и образования детей «Московское образование: от младенчества до школы» между Департаментом образования города Москвы и ЮНЕСКО.
В рамках реализации этого проекта созданы и активно действуют 17 ресурсных центров понаправления проектов:
1. «Детский сад для всех» – инклюзивное, интегративное и специальное образование для детей с 2 месяцев до 7 лет.
2. «Двуязычный ребенок – диалог языков и культур» - организация дошкольного воспитания детей в условиях дву- и многоязычия в связи провозглашением 2008 года – Международным годом языков.
3. «Маленькие гении» – интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.
4. «Мы и природа» – раннее экологическое образование в связи с десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций (2005- 2014).
5. «Девочки и мальчики» - разработка технологий воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.
6. «Московская семья – компетентные родители» - сотрудничество детского сада и семьи.
7. «Мой садик дома» – система психолого-педагогического сопровождения семей с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения.
8. «Я и мир» – создание условий для первого положительного опыта социализации ребенка.
9. «Все лучшее детям» – оптимальные условия развития и воспитания детей в возрасте от 6 месяцев до 3-х лет.
10. «В таланты с малых лет» – педагогические технологии и программы эстетического воспитания и художественного развития.
11. «Знаю много языков» – современная стратегия раннего языкового образования.
12. «Здоровый ребенок» – укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей.
13. «Культура и дошкольное образование» – культурологическое направление в работе по преемственности дошкольного и начального общего образования.
14. «Воспитание ценностных ориентиров» – толерантность, культура мира и ненасилия, любовь к Родине, способность к межкультурному диалогу, взаимопониманию и уважению в связи с Международным десятилетием (2001-2010) культуры мира и ненасилия в интересах детей, а также с провозглашением ООН 2009 года Международным годом примирения.
15. «Негосударственное образовательное учреждение – детский сад «Солнечный круг» – обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях негосударственного образовательного учреждения в соответствии с потребностью общества и запросами родителей.
16. «Детский сад – открытая система» – создание сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений в целях развития семейных детских садов и других новых форм дошкольного образования.
17. «Детский сад и школа – преемственность и образование» – отработка модели преемственности дошкольного и начального школьного образования
Второй региональный проект «Детский сад будущего» спроектирован по нескольким направлениям, с учетом ключевых технологических модулей:
- «Растим интеллектуальный потенциал России» – развитие способностей и талантов, работа с одаренными детьми.
- «Ребенок в многонациональном мегаполисе» – воспитание толерантности;
- «Малыши столицы» – воспитание детей от 0 до 3-х лет;
- «Ребенок и взрослый» – педагогика сотрудничества, диалог с ребенком и родителями;
- «Здоровый ребенок» – физкультура и спорт в детском саду;
- «Равные шансы для всех» – инклюзивное и интегративное образование;
- «Открытые возможности: поддержка детской инициативности» – проекты и исследования;
- «Растим патриотов России» – моя семья, мой город, моя страна;
- «Современный руководитель детского сада» – управленческие технологии;
- «Современные информационные технологии в государственных дошкольных образовательных учреждениях» – управление, образование, воспитание.
Вторая часть Образовательной программы каждого дошкольного образовательного учреждения Города Москвы должна включать
НАПРАВЛЕНИЯ, выбранные педагогическим коллективом с учетом выше обозначенных региональных проектов, а также с учетом особенностей вида учреждения. Эта часть Программы формируется участниками образовательного процесса и составляет не более 20% общего объема Программы.
Кроме этого во второй части образовательной программы надо описать следующие разделы:
- Особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста (приложение № 6).
- Особенности организации образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста (приложение № 7).
- Особенности организации образовательного процесса в структурных подразделениях (лекотека, ЦИПР, СРП, КП и др.).
- Особенности организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания.
В каждом из перечисленных разделов представляется:
- режим работы,
- перечень программ, технологий и пособий,
- формы образовательной деятельности детей,
- результаты освоения Программы.
Условия реализации образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.
Этот раздел остается неизменным.
Он включает в себя:
- Управление реализацией программы;
- Создание и обновление предметно-развивающей среды;
- Инновационную или экспериментальную работу;
- Формы сотрудничества с семьей;
- Преемственность в работе ДОУ и школы;
- Взаимодействие ДОУ с другими учреждениями.
Приложение.№ 1.