Заочный и межбиблиотечный абонемент
В России заочный абонемент (ЗА) появился в конце XIX в., когда публичные библиотеки посылали по почте заказанные книги жителям сел, в которых не было библиотек. Чаще всего по заочному абонементу обслуживались студенты-заочникии читатели с ограниченными возможностями, например, инвалиды по зрению. В наши дни данный вид библиотечного обслуживания применяется редко, так как с внедрением электронных технологий появились современные виды услуг.
Межбиблиотечный абонемент (МБА)– это абонемент, основанный на использовании документов из фондов других библиотек при их отсутствии в данном фонде . Согласно «Положению о национальной системе межбиблиотечного абонемента и доставки документов Российской Федерации» на МБА осуществляется «комплекс форм библиотечного обслуживания удаленных коллективных пользователей, основанный на взаимном использовании фондов документов путем предоставления документов(или их фрагментов) по запросам в любой форме и на любом носителе во временное или постоянное пользование»12. МБА предоставляет возможность выдачи документов из библиотеки в библиотеку или другое учреждение для временного пользования.
Система МБА в России строится по территориально-отраслевомупринципу. Это означает, что запрос сначала проверяется на наличие документа на данной территории, а в случае его отсутствия заказ пересылается в вышестоящий центр МБА.
МБА как форма межбиблиотечной выдачи / получения изданий на время была впервые применена в Германии в1892 г. [109]. В России развитие МБА началось с ростом издательской продукции, тогда – в первой половине XIX в. – возникла необходимость отказа от исчерпывающего комплектования универсальных библиотек. Одновременно с этим налаживались отношения между универсальными и новыми специализированными, университетскими библиотеками, что привело к координации их работы и более сложной форме взаимодействия– кооперации. При этом главная роль принадлежала Государственной научной библиотеке (ГНБ), которая внедрила территориально-отраслевой принцип обслуживания, организовала коллективный абонемент для выдачи книг организациям, не имеющим своих библиотек. Развитие науки и техники неизбежно приводило к появлению новых способов передачи информации и доставки документов по МБА. Использовались различные виды связи (почтовая, телеграфная, телефонная, факсимильная), транспорта, копировальных аппаратов и др.
В 1996 г. в Институте научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН разработали информационную технологию, позволившую обеспечивать информационные потребности пользователей электронными копиями статей из отечественных и зарубежных изданий. Появилась технология электронной доставки документов (ЭДД), которую постепенно освоили многие библиотеки России[112]. Позднее была создана распределенная корпоративная система ЭДД «Сигла», объединившая региональные корпоративные библиотечные системы, выполняющие заказы по ЭДД с учетом условий авторских прав, заложенных в законодательных актах Российской Федерации13.
Международный межбиблиотечный абонемент (ММБА) существует в крупных библиотеках разных стран, их деятельность регламентируется Сводом правил международного межбиблиотечного абонемента, разработанного ИФЛА.
Организация библиотечного обслуживания в читальных залах
Родовая функция библиотеки – обслуживание читателей – изначально реализовывалась в читальном зале, существует и сейчас. Классический вид читального зала (просторный, светлый, с высокими потолками, оформленный бюстами философов и поэтов) сохранялся долгое время. Такие залы были распространены во многих известных библиотеках: Библиотеке Конгресса (США), Российской государственной библиотеке, Российской национальной библиотеке, Библиотеке Академии наук и многих других.
Читальный зал – это специально оборудованное помещение, в котором осуществляется наиболее полное библиотечное обслуживание пользователей. Для читателей созданы комфортные условия, особая атмосфера, при которой возникает психологический «эффект заражения», способствующий продуктивной работе читателя.