Основные функции, формы и виды библиотечного общения

К функциям библиотечного общенияотносятся:

· реализация сущностной потребности читателей во взаимодействии, взаимопонимании, общении, контактах друг с другом в библиотеке и т. д. Библиотеки трансформируются в центры общения, межкультурной коммуникации и социального партнерства;

·осознание читателем и библиотекарем своей роли в процессе общения (это возможно только во взаимодействии друг с другом);

·обмен различного рода информацией, мнениями, оценками и т. д.;

·социализация и формирование личности;

·психологическое воздействие библиотекаря и читателя друг на друга;

·оптимизация различных видов библиотечно-информационнойдеятельности;

·объединение библиотекарей в ассоциации, читателей – в клубы по интересам;

·установление деловых, межличностных отношений с читателями, коллегами, учреждениями, социальными партнерами и т. д.;

·реализация коммуникативных потребностей библиотекарей и чи-

тателей [14, с. 52].

Исследователи выделяют три варианта библиотечного общениямежду библиотекарями, библиотекарем и читателем (пользователем), самими читателями. Центром проблемы является общение библиотекаря и читателя.

Впервые на то, что библиотекарь и читатель являются участниками совместной деятельности, обратила внимание Е. В. Смолина. Она предложила рассматривать библиотечное общение как «субъект субъектный» процесс, в котором оба участника связаны общим делом (поиском информации) и находятся на равных позициях, что вообще характерно для общения как деятельности.

Существуют различные трактовки видов общения в научных - областях. Однако С. А. Езова в основание классификации положила один признак: потребности пользователей и библиотекарей в решении проблем жизнедеятельности. Если они касаются удовлетворения потребности в решении проблем, обусловленных библиотечно-информационной деятельностью, такое общение будет деловым, а если потребности в межличностных контактах – неформальным[14, с. 50].

В сложном многогранном процессе общения выделяются два взаимопроникающих аспекта: психологический и этический, присущие библиотечному общению. Наиболее разработан психологический аспект библиотечного общения. Основными проблемами исследователи считают:

·вопрос о характере библиотечного общения;

·осмысление роли эмоций в библиотечном общении;

·роль психолого-педагогического такта библиотекаря в процессе библиотечного общения, возможности преодоления конфликтов и барьеров общения;

·роль личностных качеств библиотекаря и читателя в процессе библиотечного общения, их восприятия друг другом и др.

Большинство исследователей оценивают библиотечное общение как ролевое (в отличие, например, от этикетного). Ролевые отношения имеют свою специфику. Они строятся не на авторитаризме или иерархии (роль ученика и учителя в школе), а на равенстве и паритете. Специфической чертой библиотечного общения можно назвать и большую гибкость, которая выражается в умении дифференцированно(в зави-

симости от многих факторов) реагировать на различные интересы
и запросы, учитывать многообразные характеристики читателя. В ус-
ловиях библиотеки общение библиотекаря с читателем проявляется на
разных уровнях: с одним читателем, с читательской группой, с чи-
тательской аудиторией мероприятия. В общении библиотекаря с чита-
тельской группой или аудиторией необходимо применять социально-
психологические механизмы, такие как внушение, подражание, психо-
логическое заражение.      
Общение различается на эпизодическое истабильное. Стабиль-
ное общение чаще складывается с одним читателем, а с читательской
группой или аудиторией оно возникает при проведении серийных
форм библиотечных услуг( например, курсов, семинаров, конферен-

ций, дифференцированном обслуживании руководителей, избирательном распространении информации и т. д.).

По глубине проникновения в проблемы партнеров общение может быть охарактеризовано как оптимальное исвернутое. Оптимальное общение осознано библиотекарем как профессиональная деятельность, цель которой – максимальное удовлетворение запроса читателя. Свернутое общение является формальным, оно проявляется в самых простых формах (например, «прием – выдача» документов).

Общение происходит при определенных условиях, которые могут быть благоприятными, неблагоприятными и нейтральными. Благоприятные условия характеризуютсядоброжелательной атмосферой, комфортом, высокой квалификацией библиотекаря и .т д.; неблагоприятные – отсутствием нормальных условий для занятий, невнимательностью или низкой квалификацией персонала и т. д.

Библиотечное обслуживание, как и другое общение, происходит с помощью определенных средств. Исследователи выделяют следующиесредства общения: языковые, жестовые, предметные (книги, выставки, библиографические издания, информационные списки и т. д.), родовые и символические (графики, схемы указателей). Основным из них является язык.

Помимо этого, в библиотечном общении, как и во всяком другом, огромную роль играют эмоции. Эмоция – это способность человека реагировать на сигналы эмоционального состояния другого индивида, постигать его внутренний мир, а также способность к сопереживанию. Эмоциональность человека поддается саморегуляции и определяется глубинными психофизиологическими характеристиками, имеющими биологическую основу. В библиотечном общении наиболее характерны следующие виды эмоций:

·альтруистические, возникающие как желание помочь;

·коммуникативные – потребность в передаче информации;

·гностические, связанные с потребностью познания;

·гедонические, связанные с потребностью в комфорте.

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон[8]:

коммуникативной, перцептивной, интерактивной. Коммуникативная – отражает обмен информацией между общающимися. Перцептивная – означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимания. Интерактивная– заключается в обмене информацией, идеями, знаниями и действиями между библиотекарем и читателем.

В процессе библиотечного обслуживания все три стороны тесно связаны между собой и определяют качество и эффективность достижения результата совместной деятельности. Необходимо обозначить объект и предмет общения. Объектом совместной работы библиотекаря и читателя является информация, а предметом деятельности и общения – информационная потребность и результат ее удовлетворения.

Существуют разные манеры общения. Среди субъектов выделяют следующие типы собеседников: доминантный и недоминантный, мобильный, ригидный, экстраверт, интроверт.

Доминантный тип жесткий, напористый, легко перебивает, повышает голос, оказывает влияние на своего собеседника. Недоминантный – уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко переносит, когда его прерывают.

Мобильный тип легко переключается с одного занятия на другое и на общение с собеседником. Столь же легко отвлекается, однако «по первому зову» снова вернется к собеседнику. Его речь тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко заканчивает разговор. Ригидный тип включается в общение постепенно, ему необходимо время, чтобы вступить в беседу или переключиться на другого собеседника. Он внимательно слушает, неспешно говорит. Не любит, чтобы его перебивали.

Экстраверт расположен к общению, и если нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная, он любопытен, полон внимания к окружающим, но и требует внимания к себе. Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу.

Он «весь в себе». Ему нелегко обратиться с элементарным вопросом. Он не склонен к коммуникации.

Манера общения может быть дополнена и другими характеристиками, такими как активность – пассивность, эмоциональность – равнодушие, доброжелательность – агрессивность и .т д. В процессе библиотечного общения важная роль отводится библиотечному этикету. Внедрение этикетных норм(обращения, приветствия, вербального и невербального общения), определяющих внешние проявления внутреннего мира личности, в библиотечное общение очень важно.

Библиотечное общение проходит в определенном моральном пространстве и должно отвечать требованиям профессиональной этики, прописанным в «Кодексе этики российского библиотекаря». В соответствии с «Кодексом…» основной профессиональной ценностью является интеллектуальная свобода и открытый доступ к информации.

Таким образом, в основе библиотечного общения лежит безусловное уважение информационных потребностей как взрослого пользователя, так и ребенка.

Наши рекомендации