Библиотечный коллектив как организатор инфраструктуры библиотечного обслуживания

Человек – общественное существо, поскольку он постоянно находится в контакте с другими людьми, с которыми его связывает общая работа или общие цели. Виды этих отношений создают разнообразные группы общественной структуры. Самыми широкими среди них являются нации, классы, социальные слои и группы. Все эти понятия объединяет одно комплексное – социальная среда. Социальная среда – это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, влияющие на развитие личности и формирование его деятельности. Под влиянием деятельности человека сама социальная среда претерпевает изменения.

По определению психологов, коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладающая повышенной эффективностью в работе. Трудовой процесс – это специфический вид или форма взаимодействия человека с действительностью.

Примером малой группы наряду с семьей или образовательными организациями считается и трудовой коллектив, в том числе библиотечный, обладающий рядом специфических черт[69]. Библиотечная

микросреда – это конкретные материальные и духовные условия,
в которых работают сотрудники библиотек, а те или иные воздействия
макросреды обретают для каждой личности свою определенность,
связь с реалиями жизненной практики.    

Социальная среда, которая создает определенные условия для жизнедеятельности и развития персонала в библиотеках, имеет некоторые специфические особенности. Библиотечный коллектив, как любая другая малая группа, имеет формальную и неформальную структуру (по возрасту, интересам, ограниченную совместной деятельностью). Одной из главных отличительных черт библиотечных учреждений остается феминизированность, поэтому социально-психологическийклимат в библиотеках из-за большой эмоциональности не всегда устойчив. В то же время библиотечный коллектив представляет собой открытую социальную подсистему, вступающую в процессе своей деятельности в контакты не только с различными организациями и коллективами, но и с большим числом пользователей информационного продукта. Под воздействием различных факторов внешней и внутренней среды эта система может претерпевать изменения в структуре, целенаправленности, формах жизнедеятельности, менталитете своих сотрудников.

Имидж библиотекаря

Слово «имидж» в переводе с английского означает образ. Существуют различные подходы к типологии имиджа, но акцент делается на внешнем образе человека. Изучение имиджа происходит в деловой сфере личности или организации. С помощью имиджа общество определяет, каким должен быть представитель той или иной профессии. Поскольку персонал является элементом библиотеки, имидж библиотекарей (персонала организации) следует рассматривать в ракурсе имиджа библиотеки. Потребность человека стать более привлекательным для себя и других заставляет его искать пути изменения своего имиджа, а безразличие человека к себе и к тому, как к нему относятся другие, может привести к деградации личности.

Проблема имиджа библиотеки и библиотекаря изучается библиотековедами ряда стран мира. Общим в этих исследованиях является вывод о том, что библиотекари должны учиться смотреть вокруг себя и находить позитивные, работающие на будущее полезные и состоятельные точки зрения, формирующиеся в обществе относительно их имиджа. Главная задача имиджа – показать наряду с компетентностью готовность к общению, создать образ доброго советчика в сознании пользователей библиотек, поскольку имидж библиотекаря создается поведением, речью, обликом и профессионализмом – чем гармоничнее все составляющие, тем более цельным оказывается впечатление.

С. А. Езова предлагает следующие пути создания имиджа библиотеки [14, с. 60]:

1.Изучить отношение читателей к элементам библиотеки (персоналу, фонду, МТБ, читателям – их поведению в библиотеке).

2.Выбрать приоритетные для читателей в данный момент элементы.

3.Воздействовать и реорганизовать те элементы, к которым читатели выразили негативное отношение.

4.Провести опрос и выяснить отношение читателей к преобразованным элементам.

Семинарское занятие

Тема: «Основные профессиональные и личностные качества библиотекаря отдела обслуживания».

Задание

I. Подготовьте выступления по следующим темам:

1.Статус, престиж профессии, особенности деятельности библиотекаря в современном обществе.

2.Назовите основные положения«Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря».

3.Перечислите компоненты профессионального сознания библиотекаря.

4.Культура библиотекаря.

5.Мотивация труда в библиотеках.

6.Профессиональные заболевания и риски библиотекарей.

7.Требования, предъявляемые к библиотечным кадрам.

8.Личностные качества библиотекаря отдела обслуживания.

9.Психологические особенности библиотечной профессии.

10.Роль и место библиотечной профессии в современном обществе. II. Расскажите об изменениях, произошедших в современной библиотечной деятельности (технизация, технологизация, социальная на-

правленность, интеллектуализация).

III. Какие специализации появились у библиотекаря в последние годы? Расскажите о задачах каждой специализации(библиотекарь – педагог, психолог, маркетолог, менеджер, социолог, исследователь и т. д.).

Наши рекомендации