Информационная культура личности
Существенный прорыв в формировании информационной культуры (ИК) личности в библиотеках и образовательных учреждениях обеспечила научная, методическая и практическая работа коллектива Кемеровской государственной академии культуры и искусств(сейчас университет) под руководством Н. И. Гендиной. ИК личности понимается ими как «одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [9, с. 32].
Способность самостоятельно пополнять знания, ставить и решать разнообразные задачи, выдвигать альтернативные решения, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них в значительной степени зависит от уровня ИК. Ее осознание как особого, относительно самостоятельного аспекта культуры стало возможным в результате становления информационного подхода к познанию действительности, развития представлений об информационном обществе, в котором информационные ресурсы по своей значимости не уступают энергетическим, финансовым и другим стратегическим ресурсам. Сегодня информация оценивается как экономическая категория, товар, эффективно используемый в современном деловом мире для повышения квалификации персонала, принятия оптимальных решений, освоения новой профессиональной сферы, получения стратегических преимуществ перед конкурентами.
В настоящее время отсутствует общепринятое толкование понятия «информационная культура». В рамках программы для студентов вузов искусств и культуры под ней понимается систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных потребностей в информации. Информационная культура отражает степень владения человеком основами знаний в области методов и технологии работы с информацией, а также наличие опыта, навыков выполнения информационных процедур. В практическом плане это означает знание организации информационных процессов, владение приемами поиска, сбора, обработки, анализа и синтеза информации, умение применять технические средства, используемые в информационном процессе.
Изучение теории «информационной культуры» дает студенту знания, умения и навыки информационного самообеспечения его учебной и научно-исследовательской деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
·освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации и систематизации данных в соответствии с задачами учебного процесса в гуманитарном вузе;
·овладение формализованными методами аналитико-синтетиче-ской переработки (свертывания) информации;
·изучение и практическое использование технологии подготовки и оформление результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности (подготовка курсовых и дипломных работ, рефератов, докладов и т. п.).
ИК рассматривается как интеллектуально-культурный инструмент (механизм), решающий многообразные и сложные задачи освоения информационных ресурсов в интересах удовлетворения жизнедеятельностных потребностей личности. Формирование ИК должно осуществляться на основе принципов востребованности и встроенности в контекст осваиваемых знаний. На развитие ИК влияет множество факторов. Среди них факторы условий, среды, развития; объективные и субъективные; биологические, психофизиологические, валеологоэкологические, социальные, психологические, педагогические – при опоре на фактор жизненных смыслов (аксиологический фактор). Несмотря на появление мощных информационных технологий, существует проблема отставания человека от потока информации, и этот разрыв постоянно увеличивается. Справиться с лавинообразным потоком информации можно с помощью достижения личностью высокого уровня информационной культуры, а также за счет рациональной организации информационных ресурсов на основе межпрофессионального кооперирования в использовании информационных технологий.
В. А. и С. М. Бородиными обосновано акмеологическое направление в решении проблемы развития ИК личности. Термин «акмеология информационной культуры» введен ими наряду с понятием «акмеология чтения»[63]. В термине «акмеология» первая его часть («акме») в переводе с греческого означает «вершина». Вторая часть («логия») соответствует значению слов «наука», «знание». Таким образом, по мнению авторов, акмеология может пониматься как наука, изучающая закономерности, механизмы и способы достижения профессионализма (вершин) в любых видах деятельности человека на каждом возрастном этапе его жизни. В. А. и С. М. Бородины вывели собственное определениеакмеологии информационной культуры [63]:«научная дисциплина, изучающая закономерности достижения вершин информационного развития личности на каждом возрастном этапе ее жизнедеятельности в соответствии с достигнутым уровнем информационной социализации человечества».