Проведение интерактивных занятий
Занятия проводятся в виде моделирования ситуации вхождение в убеждающую коммуникацию, в которой используются задания с применением затрудненных условий понимания текста. Форма проведения занятий – учебная групповая дискуссия, на которой обсуждаются проблемные теоретические вопросы или тексты с затрудненным содержанием.
1) Проблемные теоретические вопросы для организации интерактивных форм обучения (учебные групповые дискуссии)
1. .Синтаксическая система языка, ее особенности, место в языковой системе.
2.Синтаксис как комплекс поаспектных наук.
3.Высказывание как единица непосредственно-коммуникативного синтаксиса.
4.Модусный аспект высказывания.
5.Комуникативный синтаксис и текст.
6.Информативнаясемантика предложения, способы ее описания.
7.Диктум и пропозиция.
8.Пропозиция и ситуация.
9.Структура пропозиции.
10.Типы пропозиций.
11.Способы и средства выражения пропозитивной семантики.
12.Информативная семантика и текст.
13.Пропозиция как средство формирования картины мира.
14.Синтаксическая конструкция как предмет конструктивного синтаксиса.
15.Учение о компонентах синтаксической конструкции.
16.Учение о синтаксической связи.
17.Учение о структурной схеме.
18.Реализации структурной схемы простого предложения.
19.Реализация структурной схемы сложного предложения.
20.Вопрос о конструктивно-синтаксических единицах текста.
ТЕКСТЫ ДЛЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
(Тексты с затрудненным содержанием)
1. Медведи увидели, что постель медвежонка измята, и поняли: здесь была Маша.
2. Кругом было тихо, как будто все вымерли... Какая красота!
3. Лоси забежали во двор и обделались от страха.
4. Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.
5. Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.
6. Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами.
7. Плотность населения Австралии составляет 4 квадратных человека на один метр.
8. Сзади у поросят находится кудрявый хвостик, по которому их отличают от других домашних животных.
9. Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь.
10. Тельняшка у моряка была распахнута настежь.
11. Советский народ не только вершит дела на земле, но забрался и в космос.
12. Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.
13. Передо мной сидело невиданное зрелище. Это невиданное зрелище была Маруся.
14. Она не слышала от него ни одного ласкового слова, кроме слова дура.
15. Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной.
16. Кащей Бессмертный хранил свою смерть в одном из двух яиц, сбивая с толку Иванушку.
17. К автобусу бежала одевающаяся по моде женщина, а за ней аккуратно бреющийся мужчина.
18. Как перевозили революционеры свои листовки? В чемоданах с двойной подошвой.
19. Дятел уселся и стал грызть дерево.
20. В клетке сидит мой пернатый друг - хомячок.
21. Отелло рассвирипело и задушило Дездемону.
22. Петр Заломов нес красное знамя, по поводу чего все время вспоминал мать.
23. Серая Шейка грустно опустила зад в ледяную воду...
24. Медведь выкопал яму под пальмой, открыл пасть засунул в неё лапу и упал в зимнюю спячку.
25. Шелковистые, белокурые локоны выбивались из под её кружевного фартука.
26.....Рембрант стоял под дождём в семейных трусах и блаженно улыбался...
27. Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену.
28. Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам.
Оценочные средства
Вопросы для экзамена (зачета):
1. Русский язык как отражение национального мышления и русской культуры.
2. Русский язык конца XX - начала XXI века.
3. Новые явления в русском языке.
4. Культура речи как название раздела языкознания и как характеристика образцового употребления языковых единиц.
5. Соотношение языка и речи.
6. Речевая ситуация. Качества хорошей речи.
7. Благозвучие речи как предмет изучения фоники.
8. Требования фоники при организации речевого высказывания.
9. Понятие языковой нормы. Норма и кодификация
10. Критерии нормативности языковых явлений.
11. Орфоэпические нормы.
12. Общие принципы словоупотребления.
13. Стилистические преобразования значения слова.
14. Просторечная и жаргонная лексика.
15. Заимствованная лексика.
16. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Употребление стилистических вариантов.
17. Лексические образные средства.
18. Фразеологические единицы в речи.
19. Морфологические нормы русского языка как глубинный ярус языковой системы.
20. Нормативные особенности рода несклоняемых имен существительных.
21. Формы числа имени существительного.
22. Употребление в русском языке собственных имен.
23. Особенности образования и употребления некоторых форм прилагательных.
24. Особенности образования и употребления некоторых форм числительных.
25. Особенности образования и употребления некоторых форм местоимений.
26. Морфологические варианты глагола и глагольных форм.
27. Синтаксические нормы. Вариантность в форме управления.
28. Согласование сказуемого определения, приложения.
29. Порядок слов в предложении.
30. Русская интонация. Типы интонационных конструкций.
31. Функциональные разновидности русского языка. Общая характеристика.
32. Лексика, морфология, синтаксис научного стиля.
33. Особенности публицистического стиля.
34. Требования официально-делового стиля.
35. Разговорная речь.
36. Роды и виды красноречия.
37. Этапы работы над выступлением.
38. Композиция подготовленного публичного выступления.
39. Особенности речевой культуры античности.
40. История русского ораторского искусства.
41. Традиции русского красноречия.
Критерии оценки:
Оценка «Отлично» выставляется студентам, успешно сдавшим экзамен и показавшим глубокое знание теоретической части курса, умение проиллюстрировать изложение примерами, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала, полно и подробно ответившим на вопросы билета и вопросы членов экзаменационной комиссии. Оценка «Отлично» выставляется, если на два вопроса задания (из трёх) даны полные правильные ответы и на третий вопрос дан неполный ответ (имеются недочеты).
Оценка «Хорошо» выставляется студентам, показавшим глубокое знание теоретических вопросов, умение проиллюстрировать изложение практическими примерами, освоившим основную литературу, рекомендованную программой курса, обнаружившим способность к самостоятельному восполнению и обновлению знаний в ходе практической деятельности, полностью ответившим на вопросы билета и вопросы членов экзаменационной комиссии, но допустившим при ответах незначительные ошибки, указывающие на наличие несистематичности и пробелов в знаниях. Оценка «Хорошо» выставляется, если на два вопроса задания (из трёх) даны полные правильные ответы, либо на один вопрос задания дан полный правильный ответ и на два вопроса даны неполные ответы.
Оценка «Удовлетворительно» выставляется студентам, показавшим знание основных положений теории при наличии существенных пробелов в деталях, испытывающим затруднения при практическом применении теории, допустившим существенные ошибки при ответах на вопросы билетов и вопросы членов экзаменационной комиссии, но показавшим знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для предстоящей работы. Оценка «Удовлетворительно» выставляется, если на три вопроса задания (из трёх) даны неполные ответы, либо на два вопроса задания даны неполные ответы и на один вопрос ответа нет.
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если студент показал существенные пробелы в знаниях основных положений теории, которые не позволяют ему приступить к практической работе без дополнительной подготовки, не ответил на вопросы билета или членов экзаменационной комиссии. Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если не дан ответ на два вопроса (из трёх).
Оценка «зачтено» ставится в следующих случаях:
– если студент получил «зачтено» по реферату (представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил «зачтено» по 2 или 1 вопросу на зачете.
Оценка «не зачтено» ставится в следующих случаях:
– если студент получил оценку «не зачтено» по реферату (реферат не сдан, либо реферат не представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил «зачтено» по 2 или 1 вопросу на зачете.
– если студент получил «зачтено» по реферату (представляет собой аналитический анализ источника или источников по избранной теме с элементами самостоятельной оценки проблемной ситуации) и получил « не зачтено» по 2 вопросам на зачете.
Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование или компьютерный класс.