Методы социально-педагогической профилактики
Реферат
по теме:
«Содержание социально-педагогической профилактики»
Выполнили: Шумилова Екатерина,
Патракова Юлия
Группа 497(9)
Проверил: Легенчук Д.В.
Курган,2012
Содержание
Введение
1. Общие понятия профилактики.
2. Содержание социально-педагогической профилактики.
3. Методы социально-педагогической профилактики.
4. Формы организации социально-педагогической профилактики.
5. Направления социально-педагогической профилактики.
6. Типы организации социально-педагогической профилактики.
7. Принципы содержания профилактических моделей
8. Список используемой литературы.
Введение
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, "мешающих жить". В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - "время лечит", считая "проблемные" периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное "жизненное", "человеческое", можно говорить о возникновении зависимого поведения. Вероятность возникновения зависимости выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и "незначительные" затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
Наркомания, алкоголизм, курение, компьютерные игры и другие формы зависимого поведения являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа зависимостей среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией зависимостям среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики зависимого поведения.
Общие понятия
Под профилактика в социальной педагогике, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, которые направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. c устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Социальная работа – это особая область деятельности, направленная на оказание помощи тем, кто по каким либо причинам оказался в трудной жизненной ситуации. С каждым годом число таких людей увеличивается. Поэтому возникает необходимость совершенствовать не только формы и методы оказания социальной помощи, но в первую очередь акцентировать внимание на предотвращения негативных процессов, чем и занимается социальная профилактика.
Социальная профилактика – это профилактическая деятельность, которая осуществляется на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости. Уровень социальной профилактики отражает весь спектр условий жизни в стране: социально-политические, социально-экономические, социокультурные, научно-технические.
Направлена социальная профилактика на социальные объекты с целью сохранения их функционального состояния и предотвращения уже имеющих место или возможных в будущем негативных процессов их жизнедеятельности. Для реализации этой цели необходимо соблюдать ряд условий, это:
· социальная профилактика должна быть научно обоснованной.
· социальная профилактика должна быть своевременной.
· необходим определённый уровень профессиональной компетенции социальных работников.
Приведённое выше определение понятие “социальная профилактика” позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Форма социально-педагогической профилактики — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения специалиста и его клиентов.
Существуют следующие формы:
- индивидуальная социально-педагогическая профилактика;
- групповая социально-педагогическая профилактика;
- социально-педагогическая профилактика в микросоциуме.
В зависимости от методики воспитательного воздействия формы организации социально-педагогической работы классифицируются на следующие группы:
- психотерапевтического воздействия (музыкальная терапия, библиотерапия, создание группы поддержки, трудотерапия, арттерапия и др.);
- пассивной социальной помощи (социальное обслуживание на дому, патронаж, консультирование и др.);
- активной помощи (участие в социально-полезной общественной деятельности, в благотворительной работе, клубная и кружковая работа и т.д.).
Методы социально-педагогической профилактики – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социальной проблемы. Метод выступает инструментом, с помощью которого педагог организует разнообразную социальную деятельность, воздействует на поведение, сознание, чувства подопечного, его отношения с окружающей средой.
В социально-педагогической деятельности употребляется понятие «прием» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Методы могут рассматриваться как определенное сочетание, совокупность различных приемов.
Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального работника способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств. Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.
Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Содержание социально-педагогической профилактики
Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.
Социальный педагог, занимаясь социально-педагогической профилактикой, может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Этапы социально-педагогической профилактики:
ü раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
ü обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
ü организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
ü способствование пропаганде здорового образа жизни;
ü повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
ü организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.
Социально-педагогическая профилактика применяется в:
Ø образовательных учреждениях;
Ø детских общественных объединениях и организациях;
Ø учреждениях творчества и досуга детей;
Ø местах летнего отдыха детей;
Ø социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
В социально-педагогической профилактике нуждается все население, и, прежде всего, люди, входящие в "группы риска". Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.
Профилактика зависимого поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для ребенка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Ребенок нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой зависимого поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика зависимого поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе”. “Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?”. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Неоценимый вклад в профилактику зависимостей может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.
Общие меры профилактики зависимого поведения включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий ("праздничных огоньков", дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).
Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только повышение воспитывающей роли обучения, но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических конференций и др.).
Социально-педагогическая профилактика связана с формированием у подростков их социальной компетенции. Если ребенок способен реализовывать различного рода потребности (в любви, общении, получении удовольствия) адекватными способами, то у него нет необходимости прибегать к помощи алкоголя, наркотиков и курения. Основная задача взрослого - научить своих детей законам общения, управлять своими эмоциями, прогнозировать результаты своего поведения, а также умению избегать и преодолевать конфликтные ситуации и многому другому.
Реферат
по теме:
«Содержание социально-педагогической профилактики»
Выполнили: Шумилова Екатерина,
Патракова Юлия
Группа 497(9)
Проверил: Легенчук Д.В.
Курган,2012
Содержание
Введение
1. Общие понятия профилактики.
2. Содержание социально-педагогической профилактики.
3. Методы социально-педагогической профилактики.
4. Формы организации социально-педагогической профилактики.
5. Направления социально-педагогической профилактики.
6. Типы организации социально-педагогической профилактики.
7. Принципы содержания профилактических моделей
8. Список используемой литературы.
Введение
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, "мешающих жить". В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают - "время лечит", считая "проблемные" периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних - это еда, для других - спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное "жизненное", "человеческое", можно говорить о возникновении зависимого поведения. Вероятность возникновения зависимости выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и "незначительные" затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами.
Наркомания, алкоголизм, курение, компьютерные игры и другие формы зависимого поведения являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа зависимостей среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией зависимостям среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики зависимого поведения.
Общие понятия
Под профилактика в социальной педагогике, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, которые направленные на:
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;
— содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала.
Термин «профилактика» обычно ассоциируется с запланированным предупреждением какого-то неблагоприятного события, т. е. c устранением причин, способных вызвать нежелательные последствия.
Социальная работа – это особая область деятельности, направленная на оказание помощи тем, кто по каким либо причинам оказался в трудной жизненной ситуации. С каждым годом число таких людей увеличивается. Поэтому возникает необходимость совершенствовать не только формы и методы оказания социальной помощи, но в первую очередь акцентировать внимание на предотвращения негативных процессов, чем и занимается социальная профилактика.
Социальная профилактика – это профилактическая деятельность, которая осуществляется на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости. Уровень социальной профилактики отражает весь спектр условий жизни в стране: социально-политические, социально-экономические, социокультурные, научно-технические.
Направлена социальная профилактика на социальные объекты с целью сохранения их функционального состояния и предотвращения уже имеющих место или возможных в будущем негативных процессов их жизнедеятельности. Для реализации этой цели необходимо соблюдать ряд условий, это:
· социальная профилактика должна быть научно обоснованной.
· социальная профилактика должна быть своевременной.
· необходим определённый уровень профессиональной компетенции социальных работников.
Приведённое выше определение понятие “социальная профилактика” позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:
- выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
- предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.
Форма социально-педагогической профилактики — это способ организации процесса, отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения специалиста и его клиентов.
Существуют следующие формы:
- индивидуальная социально-педагогическая профилактика;
- групповая социально-педагогическая профилактика;
- социально-педагогическая профилактика в микросоциуме.
В зависимости от методики воспитательного воздействия формы организации социально-педагогической работы классифицируются на следующие группы:
- психотерапевтического воздействия (музыкальная терапия, библиотерапия, создание группы поддержки, трудотерапия, арттерапия и др.);
- пассивной социальной помощи (социальное обслуживание на дому, патронаж, консультирование и др.);
- активной помощи (участие в социально-полезной общественной деятельности, в благотворительной работе, клубная и кружковая работа и т.д.).
Методы социально-педагогической профилактики – это способы взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социальной проблемы. Метод выступает инструментом, с помощью которого педагог организует разнообразную социальную деятельность, воздействует на поведение, сознание, чувства подопечного, его отношения с окружающей средой.
В социально-педагогической деятельности употребляется понятие «прием» — составная часть, деталь метода социально-педагогической работы. Методы могут рассматриваться как определенное сочетание, совокупность различных приемов.
Прием - устойчивый, зафиксированный в общей или профессиональной культуре социального работника способ действия в определенных условиях, единичное, одноактное действие. Метод включает систему разнообразных приемов и использование различных средств. Например, метод убеждения реализуется при помощи таких приемов, как внушение, разъяснение, анализ ситуации, беседа.
Выбор форм, методов и приемов социально-педагогической работы зависит от задач и содержания социально-педагогической деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей подопечного, его микросоциального окружения, уровня образования, адаптационных способностей, а также от профессиональной компетенции и мастерства социального педагога.
Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая.
Содержание социально-педагогической профилактики
Социально-педагогическая профилактика – это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.
Социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внешних и внутренних факторов и условий социального воспитания или перестройку их взаимодействия.
Социальный педагог, занимаясь социально-педагогической профилактикой, может направить свою деятельность на воспитательный микросоциум ребенка (педагоги, родители, группа сверстников), изменяя характер их отношения, воздействия на ребенка. Он также может воздействовать на его представления об окружающих и взаимоотношениях с ними и сопровождающие их переживания и изменять их. Наконец он может способствовать изменению позиции ребенка по отношению к социуму (содействие, противодействие, бездействие).
Этапы социально-педагогической профилактики:
ü раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
ü обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета;
ü организация превентивно-профилактической работы с учащимися «группы риска»;
ü способствование пропаганде здорового образа жизни;
ü повышение уровня правовой грамотности учащихся и их родителей с целью профилактики девиантного поведения;
ü организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.), а также подростков, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учреждений.
Социально-педагогическая профилактика применяется в:
Ø образовательных учреждениях;
Ø детских общественных объединениях и организациях;
Ø учреждениях творчества и досуга детей;
Ø местах летнего отдыха детей;
Ø социально-педагогическая деятельность в конфессиях.
В социально-педагогической профилактике нуждается все население, и, прежде всего, люди, входящие в "группы риска". Однако подходы к этим категориям людей различны, как различны программы социально-профилактической работы в случаях конкретных проблем и ситуаций риска.
Профилактика зависимого поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для ребенка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Ребенок нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.
В сфере образования необходим пересмотр некоторых подходов в воспитании и преподавании учебных предметов. В связи с проблемой зависимого поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.
Полноценная профилактика зависимого поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации – авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом и проблем подросткового возраста в частности.
В подростковом возрасте “решающее значение приобретает стремление детей найти свое место в обществе”. “Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал – “делать жизнь с кого?”. В связи с этим, очень важно, какие образцы поведения предлагает общество. В общественной жизни большую роль может играть система психологической и социальной поддержки подростков, обеспечивающая помощь молодому поколению в становлении, в здоровом удовлетворении потребностей.
Неоценимый вклад в профилактику зависимостей может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений.
Общие меры профилактики зависимого поведения включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий ("праздничных огоньков", дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).
Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относится не только повышение воспитывающей роли обучения, но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися. Одним из инструментов воспитательного процесса должны стать стихийно возрождаемые общественные организации подростков и молодежи (пионеры, спортклубы, драмкружки, активизация органов ученического самоуправления, проведение ученических конференций и др.).
Социально-педагогическая профилактика связана с формированием у подростков их социальной компетенции. Если ребенок способен реализовывать различного рода потребности (в любви, общении, получении удовольствия) адекватными способами, то у него нет необходимости прибегать к помощи алкоголя, наркотиков и курения. Основная задача взрослого - научить своих детей законам общения, управлять своими эмоциями, прогнозировать результаты своего поведения, а также умению избегать и преодолевать конфликтные ситуации и многому другому.
Методы социально-педагогической профилактики
Классификация психологических методов, разработанная Г.И. Щукиной, в которой выделяют такие группы методов:
¾ методы формирования сознания подопечного;
¾ методы организации деятельности и формирования поведения;
¾ методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения подопечного (эмоциональное воздействие, поощрение, наказание, игровые методы и т.д.);
¾ методы контроля эффективности социально-педагогического процесса (диагностика, анализ результатов деятельности воспитанников, социально-педагогический мониторинг, самоанализ и т.д.).
ü Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию, являющуюся основой мировоззрения, поведения, отношений, от педагога к учащемуся и обратно. Среди этой группы методов центральное место занимает метод убеждений - путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной или личной жизни, формирования взглядов. Он служит для формирования взглядов, которых в сознании учащегося раньше не имелось (или они не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний. Это позволяет формирующейся личности осуществить анализ происходящих событий, выстроить в собственном сознании логически верные и социально одобряемые суждения. Так же это: объяснение, разъяснение, внушение, беседа, диспут, дискуссии, метод примера, работа с литературой и т.д.;
ü Методы организации деятельности и формирования поведения - это практические методы, предполагающие осуществление ребенком конкретных действий. К этой группе методов относятся: упражнение, приучение, поручение, педагогическое требование, воспитывающие ситуации и др. Данные методы используются непосредственно для формирования поведения и деятельности учащихся, но косвенно они влияют и на формирование сознания человека. Рассмотрим данный эффект на примере метода требование. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе, разумностью предлагаемых действий по их выполнению. Требование играет вспомогательную роль в социально-педагогической профилактики. Его основная функция заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности. В формировании нравственных умений и привычек главную роль играет такой метод, как упражнение. Метод упражнения связан с формированием у детей определенных нравственных умений и привычек. Воспитание привычек требует многократных действий и многократных повторений. Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы:ü постановку задачи;ü разъяснение правил ее выполнения;ü возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу;ü практический показ (как это сделать);ü организацию практической тренировки;ü предъявление требований;ü напоминание о выполнении этих требований и контроль за правильностью их выполнения. Эффективность использования метода упражнения повышается, если социальный педагог прибегает к таким формам организации метода упражнения, как игра: творческая, сюжетно-ролевая и т.д.ü Методы формирования чувств и отношений, стимулирующие познание и деятельность, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности. Стимулировать - значит побуждать, помогать наполнять смыслами, улучшать качество познавательной деятельности, создавать для нее благоприятные условия, в том числе и нравственные условия. К таким стимулирующим методам относятся поощрение, порицание, наказание, создание ситуаций успеха, контроль, самоконтроль, оценка и самооценка и другие.
Так же не мало важны педагогические методы:1) Воспитательная работа с детьми. Здесь у детей и подростков формируются антинаркогенные установки на реализацию здорового и безопасного образа жизни и ценностные стереотипы.
Антинаркогенные установки формируются на основе информационного, оценочного и формирующего компонентов.
§ Информационный компонент - это все сведения об алкоголе, наркомании и курении, которые позволят предотвратить знакомство с вредными веществами;
§ Оценочный компонент – здесь происходит формирование негативного отношения ребенка к факторам, связанным с вредными веществами;
§ На формирующем компоненте должен быть обозначен комплекс приемов и навыков, позволяющих ребенку избежать пробы этих веществ.
Широко распространенной формой индивидуальной работы с ребенком выступает воспитательная беседа. В беседе педагог стремится привлечь ребенка к оценке событий, поступков и на этой основе сформировать у него адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям. В диалоге между педагогом и ребенком обсуждаются факты, конкретные события и действия, не следует строить беседу на высказывании собственных оценок, субъективной интерпретации действий ребенка, стремиться к морализаторству и чтению нотаций. Стиль общения должен быть корректным, не задевать чувство собственного достоинства ребенка.
2) Работа с несовершеннолетними у которых уже есть зависимое поведение. Здесь важно научить детей сопротивляться негативным соблазнам.
3) Работа с родителями:
Направления работы с родителями:
§ Информационное: родителям необходимо сообщать о фактах выявляющих зависимость у их детей. Педагогам необходимо регулярно информировать родителей об участии их детей в выполнении программы по профилактике потребления алкоголя, наркотиков, табака и т.д.. Важно обеспечивать родителей информацией о телефоне доверия по проблемам зависимого поведения, о телефонах кабинетов наркологической экспертизы, местных медицинских учреждениях, оказывающих диагностическую и лечебную помощь больным с зависимостью.
§ Просветительское направление предусматривает обеспечение родителей максимально полной и достоверной информацией о различенных видах зависимостей и их проявлениях. Следует приглашать родителей на занятия по основам безопасности жизнедеятельности и для участия в школьных мероприятиях, чтобы они знали, что изучают их дети.
§ Психолого-педагогическое направление. Родителям необходимо напоминать, что дети нуждаются в