После 40 – х годов многие задают вопрос: «Что такое созревание?»

Созревание – очень сложный процесс.Человеческий ребенокпоявляется на свет чрезвычайно беспомощным. Он обладает лишь теми прирожденными механизмами, которые создают возможность для поддержания его жизни ухаживающим за ним взрослым.

Головной мозг в основном формируется к середине беременности (например, на 6-7 месяце внутриутробного развития состоит из шести слоев, типичных для коры полушария взрослого человека). К моменту рождения он имеет в основном все характерные для мозга взрослого человека борозды и извилины. Морфологически его мозг сходен с мозгом взрослого человека, функционально же – развит слабо и находится в процессе интенсивного формирования. Функциональное развитие связано с развитием нервных клеток.

Мозг человека: макроуровень – борозды, извилины;

микроуровень – строение клеток, слоев.

У новорожденных макроуровень мозга приблизительно равен взрослому,

микроуровень 2/3 взрослого. Нарастание происходит до 20 – 25 лет.

Микроскопический анализ: При рождении ребенок получает весь тот набор нервных клеток, который есть у взрослого.

После рождения наблюдается закономерный, относительно более интенсивный рост белого вещества мозга по сравнению с серым. Это связано с увеличением массы межнейронных связей, проводящих путей мозга, а также за счет образования новых отростков нервных клеток и их удлинения и за счет миэлинизации. Почти на протяжении всего детства происходит нарастание массы мозга. Вес мозга новорожденного варьирует от 372 до 392 г, к 8-9 м увеличивается почти вдвое. К 3 –м годам вес равен – 1100 г. Затем прирост идет замедленными темпами и к 9 –10 годам достигает 1300 г.

1. Растут и оформляются нервные клетки, их внутриклеточное строение. Идет распределение нейронов.

2. Кора больших полушарий – субстрат всех физиологических процессов. Процесс движения нервных клеток из стволов в большие полушария. Миграция нейронов в соответствующие отделы коры.

3. Разрастание связи. У нейронов есть отростки (дендриты и аксоны), осуществляющие связь. При рождении их нет, они образуются в процессе развития (например, новорожденный – двигается всем телом).

4. Миэлинизация. Миэлин – оболочка, обволакивающая аксон. Она с большой скоростью осуществляет передачу нервных импульсов. Импульс – особая электрическая активность волокна.

Таким образом, ¾ массы человеческого мозга дорастает прижизненно, кора оформляться внутриутробно не может. Корковый отдел мозга – субстрат мышления. Но созревание само по себе не возможно.

Что происходит в процессе созревания? Например, канадский ученый Хэббпроводил серию опытов с крысами, которые были одного помета:

1 гр. – игрушки, 1 раз в день тренировали на прохождение лабиринта

2 гр. - не тренировали

Строение мозга очень различалось. У 1 группы – были зарегистрированы тонкие нейрохимические импульсы (произошли изменения). Произошло приобретение, то есть формирование навыка, установление специфических связей между командным и исполнительным зонами. Основой процесса обучения является рост новых нейросвязей, миэнилизация проводящих путей, то есть совершенствования проводящих путей.

Что понимается под биологическим и социальным факторами

Развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего наследственность. В настоящее время нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологии считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки. Но развитие способностей зависит не только от задатков. Их развитие происходит в деятельности. Поэтому очень важнаактивность ребенка, и в связи с этим многие психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка ( Например, болезнь матери, лекарства которые она принимала, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения). Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения.

Второй фактор – среда. Природная и социальная. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Социальная среда влияет непосредственно.

Социальная среда – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, религия. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения.

Социальную среду также составляет и ближайшее социальное окружение – микросреда- непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, воспитатели детского сада, учителя школы и т.п. С возрастом социальное окружение расширяется – сверстники, старшие школьники, некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов и т.п. Влияют тонкие средовые условия. Близнецы личностно разные.

Контекстуальный подход к понятию «среда»; в среде выделяют 4 контекста:

- семейный контекст;

- социальный (классовая принадлежность);

- культурный;

- исторический (разные поколения).

Ребенок не может развиваться вне социальной среды – не может стать полноценной личностью.

Примеры. Случаи с «одичавшими» детьми, которых воспитывали звери.

Психологические особенности детей, растущих в аномальных условиях – плохо развита речь.

Госпитализм. Период войн. Среди детей была высокая смертность, даже если за ними ухаживали, а те, которые выживали, представляли жалкие существа. Синдром госпитализма: агрессивная реакция на взрослого, то есть отсутствие положительных эмоций при встрече со взрослыми, дети долго не ходили (до 1,5 – 3 лет).

«Волчонок уже волк, Ребенок – кандидат в человека» (Перон). Человек строит свои отношения заново, благодаря культуре.

Наши рекомендации