Движущие силы психического развития ребенка

После 40 – х годов многие задают вопрос: «Что такое созревание?»

Созревание – очень сложный процесс.Человеческий ребенокпоявляется на свет чрезвычайно беспомощным. Он обладает лишь теми прирожденными механизмами, которые создают возможность для поддержания его жизни ухаживающим за ним взрослым.

Головной мозг в основном формируется к середине беременности (например, на 6-7 месяце внутриутробного развития состоит из шести слоев, типичных для коры полушария взрослого человека). К моменту рождения он имеет в основном все характерные для мозга взрослого человека борозды и извилины. Морфологически его мозг сходен с мозгом взрослого человека, функционально же – развит слабо и находится в процессе интенсивного формирования. Функциональное развитие связано с развитием нервных клеток.

Мозг человека: макроуровень – борозды, извилины;

микроуровень – строение клеток, слоев.

У новорожденных макроуровень мозга приблизительно равен взрослому,

микроуровень 2/3 взрослого. Нарастание происходит до 20 – 25 лет.

Микроскопический анализ: При рождении ребенок получает весь тот набор нервных клеток, который есть у взрослого.

После рождения наблюдается закономерный, относительно более интенсивный рост белого вещества мозга по сравнению с серым. Это связано с увеличением массы межнейронных связей, проводящих путей мозга, а также за счет образования новых отростков нервных клеток и их удлинения и за счет миэлинизации. Почти на протяжении всего детства происходит нарастание массы мозга. Вес мозга новорожденного варьирует от 372 до 392 г, к 8-9 м увеличивается почти вдвое. К 3 –м годам вес равен – 1100 г. Затем прирост идет замедленными темпами и к 9 –10 годам достигает 1300 г.

1. Растут и оформляются нервные клетки, их внутриклеточное строение. Идет распределение нейронов.

2. Кора больших полушарий – субстрат всех физиологических процессов. Процесс движения нервных клеток из стволов в большие полушария. Миграция нейронов в соответствующие отделы коры.

3. Разрастание связи. У нейронов есть отростки (дендриты и аксоны), осуществляющие связь. При рождении их нет, они образуются в процессе развития (например, новорожденный – двигается всем телом).

4. Миэлинизация. Миэлин – оболочка, обволакивающая аксон. Она с большой скоростью осуществляет передачу нервных импульсов. Импульс – особая электрическая активность волокна.

Таким образом, ¾ массы человеческого мозга дорастает прижизненно, кора оформляться внутриутробно не может. Корковый отдел мозга – субстрат мышления. Но созревание само по себе не возможно.

Что происходит в процессе созревания? Например, канадский ученый Хэббпроводил серию опытов с крысами, которые были одного помета:

1 гр. – игрушки, 1 раз в день тренировали на прохождение лабиринта

2 гр. - не тренировали

Строение мозга очень различалось. У 1 группы – были зарегистрированы тонкие нейрохимические импульсы (произошли изменения). Произошло приобретение, то есть формирование навыка, установление специфических связей между командным и исполнительным зонами. Основой процесса обучения является рост новых нейросвязей, миэнилизация проводящих путей, то есть совершенствования проводящих путей.

Что понимается под биологическим и социальным факторами

Развития в настоящее время?

Биологический фактор включает в себя, прежде всего наследственность. В настоящее время нет единого мнения по поводу того, что именно в психике ребенка генетически обусловлено. Отечественные психологии считают, что наследуются, по крайней мере, два момента – темперамент и задатки. Но развитие способностей зависит не только от задатков. Их развитие происходит в деятельности. Поэтому очень важнаактивность ребенка, и в связи с этим многие психологи считают активность третьим фактором психического развития.

Биологический фактор, помимо наследственности, включает особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка ( Например, болезнь матери, лекарства которые она принимала, могут вызвать задержку психического развития ребенка или другие отклонения). Сказывается на последующем развитии и сам процесс рождения.

Второй фактор – среда. Природная и социальная. Природная среда влияет на психическое развитие ребенка опосредованно – через традиционные в данной природной зоне виды трудовой деятельности и культуру, определяющие систему воспитания детей. На Крайнем Севере, кочуя с оленеводами, ребенок будет развиваться несколько иначе, чем житель промышленного города в центре Европы. Социальная среда влияет непосредственно.

Социальная среда – понятие широкое. Это общество, в котором растет ребенок, его культурные традиции, идеология, уровень развития науки и искусства, религия. От особенностей социального и культурного развития общества зависит принятая в нем система воспитания и обучения.

Социальную среду также составляет и ближайшее социальное окружение – микросреда- непосредственно влияющее на развитие психики ребенка: семья, воспитатели детского сада, учителя школы и т.п. С возрастом социальное окружение расширяется – сверстники, старшие школьники, некоторые социальные группы – через средства массовой информации, организацию митингов и т.п. Влияют тонкие средовые условия. Близнецы личностно разные.

Контекстуальный подход к понятию «среда»; в среде выделяют 4 контекста:

- семейный контекст;

- социальный (классовая принадлежность);

- культурный;

- исторический (разные поколения).

Ребенок не может развиваться вне социальной среды – не может стать полноценной личностью.

Примеры. Случаи с «одичавшими» детьми, которых воспитывали звери.

Психологические особенности детей, растущих в аномальных условиях – плохо развита речь.

Госпитализм. Период войн. Среди детей была высокая смертность, даже если за ними ухаживали, а те, которые выживали, представляли жалкие существа. Синдром госпитализма: агрессивная реакция на взрослого, то есть отсутствие положительных эмоций при встрече со взрослыми, дети долго не ходили (до 1,5 – 3 лет).

«Волчонок уже волк, Ребенок – кандидат в человека» (Перон). Человек строит свои отношения заново, благодаря культуре.

ИСТОРИЯ ДЕТСТВА

Раннее и дошкольное детство

Главным и ведущим фактором развития личности «взрослый» - центр всякой психологической ситуации для ребенка/по Выготскому\. «Санкции» взрослых – важнейшие регуляторы и стимулы нравственного развития, а потребность в общении – одна из движущих сил развития в этот период. На границе новорожденности и младенческого периода ведущее место занимает потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательную потребность. На этой основе на протяжении указанных возрастов возрастает познавательная активность ребенка.

Социальная ситуация развития сохраняет основные черты на протяжении раннего и дошкольного возрастов: от ребенка не требуется деятельность, выражающаяся в обязательном продукте как ее результате.

Ведущей формой деятельности и поведения является игра.

К концу дошкольного возраста возникает ряд «новообразований» /Л.С.Выготский/ : опосредованная мотивация, внутренние этические инстанции, зарождается самооценка.

Младший школьный возраст

Возникает новая социальная ситуация развития: ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью. К концу дошкольного периода у детей появляется настойчивое стремление стать школьником, в котором воплощаются ведущие потребности : познавательная, выражающаяся в желании учиться, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять общественно значимую деятельность. Обогащение знаниями развивает познавательную потребность. Учебные интересы из ситуативных становятся устойчивыми. Потребность в общении из потребности в общении со взрослыми преобразуется в потребность в общении со сверстниками и становится фактором, изменяющим социальную ситуацию развития.

Главными новообразованиями , возникающими в младшем школьном возрасте , являются следующие: развитие познавательного отношения к действительности , определяющее переход к более сложным формам мышления; формирование нового уровня аффективно-потребностной сферы ребенка, позволяющие ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно поставленными целями / опосредованные целью потребности /, нравственными требованиями и чувствами ; возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности , составляющих основу формирования характера; развитие общественной направленности младшего школьника, т.е. обращенность к коллективу сверстников , заставляет детей искать свое место в коллективе и усваивать те нравственные требования , которые они к нему предъявляют.

Движущие силы психического развития ребенка

Центральной проблемой детской психологии является проблема движущих сил психического развития ребенка. Что заставляет ребенка переходить от одного психического возраста к другому ?

Относительно движущих сил психического развития существует несколько теорий, по-разному объясняющих психическое развитие ребенка, его истоки. Их можно объединить в два большие направления: биологизаторское и социологизаторское.

К биологизаторскому направлению относится – теория преформизма. Теория Априоризма (наличие идей, данных от бога, еще до жизни).

Сущность этой теории состоит в том, что развитие понимается как изначально предопределенное наследственными задатками, заключенными в зиготе. Развитие рассматривается как постепенное развертывание этих свойств. Смена периодов развития, порядок появления тех или иных психических процессов и свойств, уровень, которого они достигают в ходе развития, - все это наследственно предопределено. Теория преформизма сводит все психическое развитие к росту, к количественному изменению уже имеющихся свойств и тем самым отрицает развитие как появление новых качеств. Р а з в и т и е естьс о з р е в а н и е.

Не разводилось соматическое развитие и психическое. Как наследуются физические свойства, так и психика человека. Благодаря созреванию у ребенка формируются новый уровень способностей и может воспринимать новое воздействие.

Френсис Гальтон «Наследственный гений». Одаренность определяется степенью родства.

В рамках биологизаторского направления возникла Теориярекапитуляции,основная идея которой заимствована из эмбриологии.Эмбрион (человеческий зародыш) во время своего внутриутробного существования проходит путь от простейшего двуклеточного организма до человека. В месячном зародыше уже можно узнать представителя типа позвоночных – он имеет крупную голову, жабры и хвост; в 2 месяца начинает приобретать человеческий вид, на его ластообразных конечностях начинают намечаться пальцы, укорачивается хвост; к концу 4 месяца у эмбриона появляются черты человеческого лица.

Э. Геккелем в 19 веке был сформулирован закон: онтогенез (индивидуальное развитие) представляет собой сокращенное повторение филогенеза (историческое развитие). Перенесенный в возрастную психологию, биогенетический закон позволил представить развитие психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и этапов культурно-исторического развития человечества. Штерн, один из сторонников теории рекапитуляции, так описывает развитие ребенка:

- ребенок в первые месяцы своей жизни находится на стадии низшего млекопитающего;

- во втором полугодии достигает стадии высшего млекопитающего – обезьяны;

- затем – начальных ступеней человеческого состояния;

- развития первобытных народов;

- начиная с поступления в школу, усваивает человеческую культуру - сначала в духе античного мира;

- в подростковом возрасте христианскую культуру;

- лишь в зрелом возрасте поднимается до уровня культуры Нового времени.

Состояния, занятия маленького ребенка становятся отголосками давно ушедших веков. Ребенок раскапывает ход в куче песка – его притягивает пещера так же, как его далекого предка, просыпается ночью в страхе – значит, ощутил себя в первобытном лесу, полном опасностей. Он рисует, и его рисунки подобны наскальным изображениям, сохранившимся в пещерах и гротах.

Противоположный подход к развитию психики ребенка наблюдается в социологизаторскомнаправлении.Его истоки– в идеях английского философа 17 века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой душой, как белая восковая доска (tabularasa), - то есть появляется на свет свободным от какой-либо предрасположенности. Теория «Чистой доски». Под влиянием внешних условий в нем постепенно возникают все психические качества, свойственные человеку. На эту доску наносятся следы, ассоциации, привычки, умения и т.п. То есть воспитатель может написать все, что угодно. Особую силу эта теория приобрела в период расцвета бехивеоризма. Уотсон: «В поведении человека нет ничего прирожденного». Необходимо формировать комплекс привычек. Сторонники этой концепции, так же как и теории преформизма, представляли ребенка как совершенно пассивное существо, подвергающееся воздействиям окружающей среды и не могущее выйти за ее пределы.

Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский и социологизаторский–страдают односторонностью,преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития. Теория конвергенции двух фактов(создатель немецкий психологВ. Штерн).Согласно этой теориипроцесс психического развития определяется взаимодействием наследственности и среды. Развитие - это и созревание и обучение. При этом наследственности отводится определяющая роль, а среде – лишь роль условий, реализующих наследственно предопределенные особенности психики. Штерн: «Наследственность дает основу для тех или иных психических свойств. Однако без средовых условий они проявляться не смогут». А где же сам ребенок? Где его активность? Теория конвергенции широко распространена и в настоящее время.

Наши рекомендации