С дополнительной специальностью «История»
Жаркова Марианна Юрьевна
Научный руководитель:
Кандидат философских наук,
Доцент кафедры этнокультурологии
Селиненкова Елена Яковлевна
Рецензент:
Кандидат исторических наук,
Доцент кафедры этнокультурологии
Кустова Юлия Георгиевна
Санкт-Петербург
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Номо ludens - игровая концепция культуры.
1.1. Игра как свободное состязание в культурогенезе народов мира………6
1.2. Специфика деятельности в игре и ее функциональное значение……...9
1.3. Значение игровой культуры в современном мире……………………..15
Глава 2. Традиции и современность: игровая культура коренных малочисленных народов Таймыра (этнокультурные сведения).
2.1. История культуры коренных малочисленных народов Таймыра…….17
2.2. Игровая культура коренных малочисленных народов Таймыра……..25
2.2.1. Традиционные игры……………………………………………………29
2.2.2. Традиционные игрушки…………………………………………….....39
2.3. Ситуация игровой культуры коренных малочисленных народов Таймыра в современном мире……………………………………………….45
Заключение……………………………………………………………………47
Список литературы……...……………………………………………………49
Приложения…………………………………………………………………...53
Введение
Культура выступает специфическим способом человеческой жизнедеятельности. Задействованы внебиологические механизмы, благодаря которым реализуется активность людей в обществе. Самый увлекательной способ деятельности, который знает человечество – это игра. При этом игра, как объект культуры очень поздно становится темой исследования в культурологии.
В традиционном обществе практически не существовало специализированных институтов социализации. В традиционной культуре человек не делает ничего такого, чего бы ни делали его предки. Повторение действий в точности до мельчайших деталей – такова схема его поведения. В этом был свой смысл. Молодой человек наследует от своих предков трудовые навыки и способности, которые были с великим трудом приобретены ранее, годами уясняет себе полезность работ, начинает поначалу смутно ощущать свою связь с культурой прошлого. Это вырабатывает у него способность добровольно и свободно выполнять общественно необходимые работы. Накопление опыта и правил создает возможность прогресса в развитии культуры.
Большая часть детских игр и игрушек коренных малочисленных народов Таймыра принадлежит детству и сохраняет свой архаический характер. Они передавались из поколения в поколение, как предания, завещанные из глубокой старины. В процессе культурогенеза, их форм становятся более многочисленными, дифференциация зависит от века, духа времен, особенностей страны, характера и образа жизни данного народа. Ввиду такого образовательно – исторического значения детских игр и игрушек, они заслуживают большого внимания со стороны историков, этнографов, антропологов и других ученных.
В настоящее время традиционные игры в основной массе исчезли из обихода коренных малочисленных народов Таймыра. И лишь только в отдельных районах, в самой глубинке, люди старшего поколения делают для своих внуков традиционные игрушки. Национальные игры в основном перешли в статус спортивных национальных игр или как их еще называют «Национальные виды спорта», куда входят почти все игры, связанные с выработкой навыков, необходимых в условиях тундры.
Национальные игры и изготовление национальной игрушки являлись одним из аспектов народного творчества, которое сохраняет информацию об историю, несет в себе представление о ценности семьи и любви к домашнему очагу.
Это информативная наполненность делает сферу игры объектом музейного хранения и одновременно эти простые детские игрушки превращаются в музейную редкость и раритеты. И может получится так, что в скором времени они останутся лишь на страницах книг и в далеких преданиях.
В современных процессах вестернизации, глобализации, агрессивной интеграции эти периферийные элементы культуры подвергаются вымыванию быта из повседневности, но дети, рожденные на севере - любой национальности нуждаются в участие этих традиционных ценностей формировании личности и формировании национальной идентичности.
Цель дипломной работы – проанализировать традиционные игры и игрушки как структурирующий элемент культуры, выражающих ее этническую специфику.
Поставленная цель требует в свою очередь выполнение задач:
1) проанализировать сформировавшиеся в науке подходы к исследованиям игр и игрушек, раскрытой в теории игровой культуры в целом;
2) систематизировать разнообразные сведения, из источников свидетельствующие об играх и игрушках народа север;
3) разработать атрибуцию описания игрушек коренных малочисленных народов Таймыра для введения их в фонды музеев;
4) проанализировать функции игр и игрушек в становлении и развитии этнических культур народов;
5) создание первичного свода детских игр, расклассифицированных по внешним признакам;
6) рассмотреть современное состояние и перспективы развития традиционной игровой культуры народов Таймыра.
Для решения поставленных задач были использованы культурологические методы исследования. Включенное наблюдение и кросс - культурный анализ. Мной была изучена культурологическая литература, изучались различные аспекты культуры коренных малочисленных народов Таймыра. Проведен сбор неопубликованных игр в качестве конкретного полевого материала.