Сумей догнать (Догонялки; Эстафета с гандикапом; Старты с преследованием)

Участники игры становятся на лыжне так, чтобы между ними была одинаковая дистанция, примерно десять метров. По сигналу все игроки начинают передвижение на лыжах. Задача каждого – не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди идущего (или коснутся носками своих лыж пяток лыж соперника), чтобы таким образом вывести его из игры. Игра заканчивается, когда на лыжне остается два‑три человека (хотя можно играть и до полной победы, если позволяет время). В эту игру лучше играть без лыжных палок, чтобы у детей не было соблазна коснуться впередиидущего палкой.

Трудная дорога

Игра проводится на круговой учебно‑тренировочной лыжне общей длиной в тысячу метров. Первые пятьсот метров разбиваются на пять стометровых этапов, отмеченные флажками или другими метками (круг учебной лыжни можно сделать длиной пятьсот метров. Тогда первый круг делится на этапы, а на втором участники выполняют одно задание).

Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются у линии старта. Старт дается парный (один игрок от первой команды, другой – от второй) с промежутками в десять‑пятнадцать секунд. Первые двадцать‑тридцать метров должна быть дорога без лыжни, чтобы двое игроков могли ехать рядом друг с другом, на этом этапе и решается, кто первый попадет на лыжню и получит некоторое преимущество.

Первый этап игроки проходят попеременным двухшажным ходом; второй – положив палки на плечи (но так, чтобы не задеть других игроков, если те окажутся рядом); третий – пешком, неся лыжи и палки на себе; четвертый – любым одновременным ходом; пятый – на одной лыже, неся вторую в руке (задания на этапах могут быть очень разнообразными и подбираются в зависимости от умений игроков и от необходимой учебной направленности). Обратный путь до финиша (или второй круг) игроки пробегают любым способом. Выигрывает команда, раньше всех закончившая пробег.

У кого красивее снежинка?

Задача игроков выполнить поворот переступанием на месте на 360° вокруг пяток лыж. У кого рисунок получился самым четким и красивым, тот объявляется победителем.

Угадайка

Эта игра проводится для проверки знания учениками или детьми названий различных передвижений на лыжах. Выбирается водящий, которому дети по очереди показывают различные способы передвижения, а водящий должен их отгадать (например, ступающий, скользящий шаг, попеременный или одновременный двухшажный шаг, коньковый ход и т.п.). Совершив одну‑две ошибки, водящий меняется.

Ударить по ведру

Игра проводится на лыжах с лыжными палками. В центре (или в любом другом месте, но так, чтобы было много свободного места) втыкается палка, на которую надевается ведро (можно играть и без ведра, просто воткнуть палку). Игрок встает перед стартовой линией, чтобы ведро находилось не перед ним, а чуть справа. Ему завязывают глаза и подают сигнал. Игрок должен рассчитать движение по прямой, проехать и сбить своей лыжной палкой, ведро с палки (или просто уронить палку). Кто справляется, тот и выигрывает. Ведущему следует внимательно смотреть за тем, чтобы игрок не врезался в саму палку или в любое другое препятствие. В случае опасности, ему можно крикнуть «Огонь!», или просто остановить рукой. Если игрока останавливают, считается, что попытка не удалась. Во время выполнения задания, рядом с игроком никого не должно быть, только ведущий может идти сзади, но так, чтобы его не могли задеть палкой.

Между попытками палку с ведром, можно перемещать с места на место, чтобы игроки не привыкали к определенным действиям.

Удержи равновесие

Задача игроков стоя в шеренге на лыжах (дистанция между игроками не менее трех метров), по команде «один» или «раз» поднять правую ногу и стоять на одной лыже десять счетов. По команде «два» – поднять левую ногу и стоять на правой. При хорошем исполнении количество счетов постепенно увеличивается. Кто простоял все десять‑двадцать счетов ни разу не коснувшись поднятой лыжей снега, тот побеждает.

Финские гонки

Играют на лыжах с лыжными палками. Игровую дистанцию длиной тридцать‑сорок метров размечают линиями старта и финиша. Игроков разбивают на две команды, игроки обеих команд строятся в две колонны. У всех игроков ноги выше колен связанны веревочками. По сигналу судьи первые игроки передвигаются к финишу на обеих лыжах одновременно, отталкиваясь палками и не делая ни одного шага (чему помогает веревочка). Как только лыжник пересекает финишную черту, он поднимает руку вверх, и следующий участник его команды начинает забег. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Это название игры происходит от словосочетания «финский ход», который обозначает передвижение на лыжах без отрыва лыж от снега, т.е. отталкиваться придется только палками. Линиями старта и финиша отмечается дистанция от двадцати до пятидесяти метров. Соревноваться можно и индивидуально. Кто быстрее преодолеет дистанцию, тот и побеждает.

Немного облегченный вариант этого задания, когда ноги игроков также связаны выше колена, но теперь работать они могут не только палками, но и ногами. Эту игру еще называют «Семенящею походкой».

Фонарик

На склоне горки кладется небольшой предмет (кубик, платочек). Дети, спускаясь, должны объехать его, разводя ноги. Если горка длинная, то можно положить несколько предметов. Победителем считается тот, кто не заденет ни одного предмета (или заденет их меньше всех). Объезжая множество предметов получается, будто мы рисуем фонарики.

Ходьба парами, тройками

На игровой площадке расставляются веточки (кубики, кегли и т.п.). Игроки разбиваются на пары (тройки). Первая пара (тройка) по сигналу начинает объезжать предметы. Их задача за полминуты объехать как можно больше препятствий, но, не отпуская руки. Если руки расцепляются, то пара (тройка) выбывает из борьбы.

Чем меньше, тем больше

На снегу обозначаются (подкрашенной водой, или кладется лист бумаги с цифрой и присыпается снегом) три круга через каждые два метра. Первый круг поменьше, второй побольше, а третий самый большой (до трех метров в диаметре). Задача лыжника встать в первый круг (самый маленький). Ему завязывают глаза. Игрок идет в любом направлении десять шагов, разворачивается, идет обратно и останавливается. Его задача попасть в самый маленький круг. Круги имеют свои числа, маленький десять, средний пять и большой три – это очки, которые наберет лыжник в случае попадания в тот или иной круг. Кто сможет попасть в маленький круг, тот и побеждает. Попаданием считается касание хотя бы одной лыжей линии круга.

Черное и белое

Это зимний вариант эстонской игры (Марья‑магдалеэна) на лыжах, который является вариацией игры «воробьи‑вороны», «день и ночь» и т. п. Играют две команды «Черные» и «Белые», которые становятся друг перед другом в шеренгах правым (левым) боком друг к другу, между командами три‑четыре метра. От них в пятнадцати‑двадцати метрах находятся линии их домов. Для игры потребуется картонный диск с черной и белой стороной. Ведущий подбрасывает вверх этот диск, так чтобы тот вращался. В зависимости от того, какая сторона окажется сверху при падении – белая или черная, – одна команда начинает ловить другую (если сверху черная, значит черная ловит белую, и наоборот). Задача убегающих успеть добраться до своего дома, а задача догоняющих коснуться носками лыж концов лыж игроков противоположной команды. Играют с выбыванием (кого осалили, тот выбывает) или с переходом в другую команду (осаленный белый переходит в команду черных и наоборот).

Выигрывает команда, в которой на конец игры окажется больше игроков.

В эту игру можно играть и на коньках.

Наши рекомендации