Тема 3. Групповая динамика в организации

Рабочие группы. Понятие группы, ее особенности. Типы групп и их структура. Об­щая характеристика группы. Размер группы, целевое назначение, при­рода образования, гомогенность, фоновые свойства, степень открыто­сти, сплоченность, статус членов группы. Факторы, содействующие сплоченности группы. Последствия сплоченности.

Факторы, влияющие на формирование группы. Взаимодействие индивида и группы. Формальные и неформальные группы в организа­ции. Возможности группового влияния.

Основные этапы развития. Функции и роли членов группы. Рас­пределение ролей.

Влияние и подчинение в группе. Разновидности подчинения. Фак­торы, объясняющие подчинение. Факторы, влияющие на подчинение. Социальное воздействие.

Команды и командообразование. Понятие команды. Команда и группа. Условия формирования эф­фективной команды. Представительство интересов команды и сниже­ние уровня противоречий внутри команды. Факторы групповой спло­ченности. Психологическая совместимость. Типологические профили и их использование при формировании команд.

Концепция организационного развития.

Тема 4. Коммуникации в организации и организационная культура

Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационные процессы. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Деловое общение как основа коммуникативного поведения. Понятие организационной культуры. Источники организационной культуры. Общественные ценности, внешняя среда, внутренняя среда.

Области проявления организационной культуры. Организацион­ная структура, стратегии отбора и социализации, классовые различия, мифы и символы, язык организации, ритуалы и церемонии.

Управление изменениями и поведением в организации

Анализ поведения организации. Конструирование структуры организации. Управление поведением организации. Управление изменениями в организации. Сопротивление изменениям и нововведениям в организации и их преодоление. Методы изменений индивидуумов и групп. Методы управления сопротивлением изменениям.

Организационное развитие. Модель проведения изменений в организации. Программы организационных изменений. Методы организационных изменений. Оценка программ изменений органи­зации.

Виды конфликтов и их характеристика. Способы управления конфликтами. Методы урегулирования конфликтов: авторитарный ме­тод, переговоры, принципиальное согласование, посредничество, ар­битраж, интегральный метод решения конфликта. Инструменты ре­шения конфликта.

Роль конфликта в современной организации.

Стрессы в структуре организационного поведения персонала. Сущность и динамика стрессов. Характеристика симптомов стресса и психических состояний персонала в результате стресса. Управление стрессом. Индивидуальные методы управления стрес­сом. Роль организации в управлении стрессом.

Шкала Т. Холмса и Р. Рея. Психогигиена стресса.

Тема 5. Лидерство и власть в организации

Сущность лидерства и подходы к изучению лидерства. Характеристика основных теорий лидерства. «Решетка» лидерства. Теория трансформирую­щего лидерства. Теория вертикальной парной связи. Модель случай­ного лидерства Фидлера. Модель П. Херши и К. Бланшарда. Норма­тивная модель Врума — Йеттона — Яго. Заменители лидерства.

Власть в организации. Каналы власти. Сущность власти и влияния в организационном поведении. Особенности различных форм власти и влияния. Эффективность различных форм власти и влияния. Организационная сущность управления; стили руководства: по Левину, по Лайкерту, по МакГрегору (теории Х и У); стиль руководства, ориентированный на работу (задачу) или на человека; по Блейку – Моутон, по Танненбауму – Шмидту, по Фидлеру, по Вруму – Йеттону, по Херши – Бланшарду, по Арджирису.

Поведенческий маркетинг. Маркетинговый подход в организационном поведении. Управление поведением клиентуры организации. Маркетинговая поведенческая культура организации и ее составляющие. Поведенческие ориентации персонала.

Поведенческие ресурсы управления. Модель управленческих ори­ентации руководителя. Управление поведением клиентуры. Целевая на­правленность поведения.

Наши рекомендации