Физическая культура в учебных заведениях
среднего и высшего профессионального образования
Физическая культура студентов средних специальных и высших учебных заведений, являясь частью гуманитарного образования, выступает результирующей мерой комплексного воздействия различных организационных форм, средств и методов общей и профессионально-прикладной физической подготовки на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетентности. Как учебная дисциплина, обязательная для всех направлений подготовки и специальностей, она служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования студентов, является средством формирования их общей и профессиональной культуры.
В основу учебно-воспитательного процесса заложен системный характер образования, воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов, в которых проявляется целостность формирования мировоззрения, трудового, физического, нравственного, эстетического и других видов воспитания. Это связано с формированием здорового образа жизни студенческой молодежи, предусматривающим оптимизацию режима труда и отдыха студентов, организацию их двигательной активности, проведение гигиенических и закаливающих мероприятий, профилактику вредных привычек и психофизическую регуляцию организма.
Содержание Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и высших учебных заведений. Физическое воспитание здесь определяется как «педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепления здоровья, повышения работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека». Ст. 14 данного Закона дает право образовательным учреждениям самостоятельно, с учетом имеющихся ресурсов и условий, определять формы занятий физической культурой, средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и продолжительность учебных занятий на основе Федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов подготовленности.
Приказ Минобразования РФ № 1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» обязывает ректоров вузов обеспечить организацию процесса физического воспитания в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами. В новом Федеральном государственном стандарте ВПО предусмотрено в Общих образовательных программах по всем направлениям и специальностям высшего образования в вариативной части цикла профессиональных дисциплин выделение 400 часов на дисциплину «Физическая культура». Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом: на первом и втором курсах обучения – 4 часа в неделю, на третьем и четвертом курсах – по 2 часа в неделю. При необходимости этот обязательный курс может быть дополнен 1–2 часами в неделю для занятий другими видами спорта или системами физических упражнений. Организационно-методические мероприятия с участием органов управления физической культурой осуществляется при проведении дополнительных элективных и факультативных занятий с целью увеличения двигательной активности студентов до 5–6 часов в неделю.
Учебная программа для высших учебных заведений по предмету «Физическая культура», а также инструкции по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания вузов, утвержденные Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию № 777 от 26.07.1994 г., определяют требования, предъявляемые к обязательному минимуму содержания и уровню подготовленности выпускников, и предусматривают формирование устойчивой мотивации и потребности в здоровом образе жизни, личного опыта использования средств и методов физической культуры, достижение и поддержание психофизической подготовленности на высоком уровне. Характерными особенностями содержания учебной программы являются ее общеобразовательная направленность, наличие методико-практических занятий и итоговой аттестации. Профессионально-прикладная направленность образовательно-воспитательного процесса по физической культуре отражена во всех разделах учебной программы, выполняя таким образом интегративную функцию.
Нормативное и программно-методическое обеспечение физкультурного образования студентов формируется с учетом требований Федеральногогосударственного образовательного стандарта, устанавливающего минимальные требования к содержанию и уровню подготовленности студентов по физической культуре, позволяющего существенно расширить академические свободы кафедр физического воспитания по разработке содержания учебных планов и программ физкультурного образования.
Кафедра физического воспитания совместно со спортивным клубом осуществляет организацию учебного процесса по предмету «Физическая культура», а также управление спортивно-массовой работой в вузе и развитие самодеятельного спортивно-массового движения студенческой молодежи в форме активного досуга. Являясь структурным подразделением вуза, кафедра помимо организации учебного процесса, реализует комплекс организационно-методических, физкультурно-оздоровительных, научных, воспитательных, спортивных и профилактических мероприятий в образовательном учреждении по следующим приоритетным направлениям:
– патриотическое воспитание и развитие общественно значимых черт личности студента;
– формирование научного мировоззрения студенческой молодежи;
– формирование спортивно-технического мастерства студентов, занимающихся в отделении спортивного совершенствования;
– организация научных исследований по решению прикладных задач физической культуры студентов;
– материально-техническое, финансовое, кадровое и информационное обеспечение учебно-тренировочного процесса;
– оказание оздоровительных услуг студентам на коммерческой основе.
В организации активного досуга студенческой молодежи используется широкий спектр различных внеучебных занятий физическими упражнениями, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, упражнения в течение учебного дня (проводимые в перерывах между учебными занятиями) и самостоятельные тренировочные занятия. Важное место в организации спортивно-массовой работы занимают факультетские и общевузовские универсиады, дни здоровья, массовые кроссы, физкультурные праздники, вечера и конкурсы, соревнования по популярным видам спорта, матчевые встречи с командами других вузов, и т.д. Они способствуют формированию привычки к здоровому проведению досуга и воспитанию устойчивого интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, расширяя, таким образом, участие студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Далеко не последнее место в этой работе занимают физкультурно- оздоровительные мероприятия, проводимые в студенческом общежитии, где зачастую проживает от 30 до 60% студентов вуза. Они носят массовый характер и проводятся в доступных формах, включая утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия отдельными видами спорта, спортивными играми с целью активного отдыха. Организация этой работы предусматривает создание необходимых материально-технических условий, а также стимулирование работы студенческого самоуправления, включая подготовку волонтеров и физкультурного актива (совета физкультуры общежития). Как правило, подобные физкультурно-спортивные мероприятия проводятся на спортивных площадках, построенных при студенческих общежитиях, или на спортивных сооружениях вуза.
Во время летних и зимних каникул особое значение приобретает организация физкультурно-спортивной работы в оздоровительных лагерях и студенческих строительных отрядах. Содержание данной работы включает проведение утренней гигиенической гимнастики и закаливающих процедур, проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований по различным видам спорта; организацию спортивно-массовых мероприятий (спортивных праздников, вечеров и показательных выступлений спортсменов). Возможность комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, гигиенических и естественных факторов внешней среды) обеспечивают их высокий оздоровительный и закаливающий эффект.
Наряду с работой кафедры физического воспитания, активную работу в вузе осуществляет спортивный клуб, являющийся первичной общественной спортивной организацией, объединяющей на добровольном членстве студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников. Его председателем избирается, как правило, один из преподавателей кафедры физического воспитания. Деятельность спортивного клуба связана с консолидацией усилий администрации вуза, кафедры физического воспитания и спортивного актива по развитию и управлению спортивно-массовым движением, а также с созданием необходимых условий для гармонизации физического, интеллектуального и духовного воспитания студенческой молодежи.
Деятельность спортивного клуба вуза предусматривает реализацию следующих направлений работы:
– внедрение различных форм физкультурно-спортивной работы в быт студентов;
– обеспечение социальной поддержки и повышения уровня спортивно-технического мастерства студентов-спортсменов;
– участие в проведении массовых физкультурных и спортивных мероприятий вуза (фестивалей, спортивных праздников, соревнований);
– организацию спортивно-массовой работы в студенческих общежитиях;
– подготовку общественных физкультурных кадров;
– проведение агитационно-пропагандистской работы по привлечению к занятиям физической культурой и спортом;
– организация физкультурно-массовой и спортивной работы с детьми сотрудников и преподавателей вуза.
Указанная деятельность осуществляются на принципах демократии, гласности, самоуправления, широкой творческой инициативы студентов, выборности руководящих органов спортивного клуба и их отчетности перед коллективом. Спортивный клуб создает, таким образом, необходимые организационно-методические условия для занятий различными формами и видами физической культуры с учетом имеющихся ресурсов, традиций вуза и профилем подготовки специалистов. Он имеет право присваивать спортивные разряды и звания спортивного судьи, награждать студентов грамотами и памятными подарками за высокие спортивные достижения, организовывать летние и зимние спортивно-оздоровительные лагеря.
Спортивный клуб вуза координирует деятельность его членов по совершенствованию организации спортивно-массовой работы, оказывает информационные услуги в области физической культуры, принимает участие в подготовке студентов-спортсменов, налаживает межвузовские и международные студенческие спортивные связи. В сфере внимания спортивного клуба находится работа по организации самостоятельных занятий студентов во внеучебное время, а также пропаганда ценностей физической культуры, здорового стиля жизни.
Коммерциализация физической культуры оказала существенное влияние на правовые и экономические механизмы развития физкультурного образования студентов, связанное с расширением сферы деятельности спортивного клуба. Результатом социально-экономических перемен явилось создание межвузовских физкультурно-оздоровительных (МФОЦ) и физкультурно-спортивных (МФСЦ) центров.
Физкультурно-оздоровительные центры, с учетом профиля их деятельности подразделяются на 3 вида: 1) физкультурно-спортивные, деятельность которых связана с реализацией преимущественно задач повышения спортивного мастерства студентов; 2) центры общефизической подготовки, работа которых связана с решением оздоровительных задач; 3) комбинированные центры, реализующие все известные формы спортивной и оздоровительной работы со студентами.
Деятельность межвузовского физкультурно-спортивного центра значительно расширяют границы физкультурно-спортивной работы вузов. Он является структурным подразделением нескольких вузов, объединенных по территориальному признаку, и включает наряду с кафедрами физического воспитания спортивные клубы этих вузов, их медико-профилактические и лечебные службы, инфраструктуру физической культуры, научно-исследовательскую лабораторию.
МФСЦ организует свою деятельность в соответствии с Законодательством Российской Федерации, своим Положением и другими регламентирующими документами. Являясь юридическим лицом, МФСЦ активно занимается предпринимательской деятельностью в данной культурной сфере. Основные направления работы МФСЦ:
– удовлетворение потребностей студентов, аспирантов и преподавателей в занятиях различными видами спорта, оздоровительными системами;
– внедрение в практику двигательных режимов, способствующих профилактике заболеваемости и укреплению здоровья студентов;
– целенаправленные мероприятия по поддержке и развитию студенческого спорта;
– планирование, организация и проведение прикладных научно- исследовательских работ, направленных на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса;
– организация учебно-методических семинаров по проблемам физической культуры;
– издательская и маркетинговая деятельность;
– организация межвузовских, всероссийских и международных студенческих спортивных соревнований;
– коммерческая деятельность по оказанию спортивно-оздоровительных услуг студентам и населению;
– финансирование оплаты работы преподавателей и тренеров, расходов на проведение соревнований;
– приобретение современного спортивного оборудования: тренажеров, технических средств обучения, автоматизированных систем педагогического контроля, спортивной экипировки.
Резервами повышения эффективности работы МФСЦ являются: расширение деятельности в сфере подготовки спортсменов высокого класса, организация всероссийских и международных студенческих соревнований, посредническая деятельность. С целью расширения источников финансирования целесообразна активизация работы по оказанию рекламных и оздоровительных услуг населению, издательской деятельности, организации выставок-продаж спортивного оборудования.