В структуре физкультурно-спортивного движения

Несомненно, на определенном этапе Международный олимпийский комитет и другие международные спортивные организации сыграли положительную роль в развитии движения «Спорт для всех». Однако, вполне естественно, что организационная структура МОК, МСФ и на­циональных олимпийских комитетов, задачи, которые они решают, тенденции развития олимпийского спорта не отвечают потребностям массового спорта.

По мнению Л.П. Матвеева (2000), пока сложно с определенностью ответить на вопрос, какое типологическое «местоположение» действительно занимает движение «Спорт для всех» в общем комплексе явлений физической культуры и спорта. По его мнению, решению этого вопроса будет способствовать представленная ниже схема (рис. 15.1), где условно обозначены различные типы и направления физкультурной и спортивной практики, сложившихся в свое время, а также зоны «состыковки» и взаимопроникновения, где происходило и происходит новообразование комбинированных форм физкультурно-спортивной реальности.

В структуре физкультурно-спортивного движения - student2.ru

Рис. 15.1 Сфера возникновения движения «Спорт для всех»

(заштрихованные области рисунка) (Л.П. Матвеев 2000, 2010)

«Базовой физической культурой» названа та фундаментальная сторона физической культуры, благодаря которой обеспечивается физическое (физкультурное) образование индивида, формирующее и поддерживающее в порядке основные жизненно важные двигательные умения, навыки и связанные с ними знания, а также всестороннее воспитание физических и тесно сопряженных с ними способностей, гарантирующее необходимый для жизни уро­вень развития общей двигательной дееспособности и сопротивляе­мости функциональных систем организма неблагоприятным воздей­ствиям. В отличие от этого под «избирательно-профилированными разделами физической культуры», имеющими более узкую и не сво­димую к спорту ориентацию, подразумеваются такие ее градации, как рекреативно-оздоровительные, реабилитационно-оздоровительные, производственно-прикладные, повседневно-бытовые гигиенические компоненты физической культуры, и т.д. Категория спорта фигурирует в схеме преимущественно как система спортивных соревнований и подготовки ним.

Если принять логику модели, заложенной в представленной схеме, и принять во внимание более или менее сформировавшиеся варианты практики движения, названного «Спорт для всех», а также аналогичных физкультурно-спортивных движений, то, по мнению Л.П. Матвеева, логично считать их комбинационными («гибридными») явлениями в сфере физической куль­туры и спорта, возникающими при взаимопроникновении смежных, но не сводимых друг к другу типов физкультурной и спортивной ре­альности.

Поскольку движение «Спорт для всех» находится только в начале своего развития, Л.П. Матвеев предлагает рассмотреть 2 сценария его дальнейшего развития.

Первый сценарий предусматривает оптимизированное сочета­ние пролонгированных компонентов базовой физической культуры (в виде общефизкультурно-кондиционной тренировки, в качестве которой, по всей вероятности, пригодны некоторые из практикуемых вариантов триммерской тренировки, фитнес-тренинга, аэробного тренинга, и т.д.) с профилированными компонентами избирательно-оздоровительной физической культуры (рекреативно-оздоровитель­ной, а при необходимости – и реабилитационно-оздоровительной) и с регламентированной спортивно-соревновательной деятельно­стью (включая ее спортивно-игровые разновидности). Этот сцена­рий предполагает интегративное использование общедоступных факторов физической культуры в целях сбережения здоровья (либо восстановления его уровня, сниженного по каким-либо причинам), гарантирования того состояния функциональных и адаптационных возможностей индивида, которое способствует полноценной жизне­деятельности и нормированному развитию двигательных способно­стей. Условия реализации такого сценария обязывают к тщательной разработке адекватных программ, нормативных, контрольных, мето­дических и других установочных положений, дифференцированных применительно к особенностям различных контингентов (возраст­ным, половым, связанным с различиями уровней физической под­готовленности, состояния здоровья и условий жизнедеятельности). Реальные предпосылки к этому имеются. В последние десятилетия они существенно пополнены благодаря свежим исследовательским разработкам по теории и методике физической культуры и общедо­ступного спорта, физкультурно-прикладным разделам биологиче­ских, валеологических и медицинских дисциплин. Если потребуется девиз для обозначения сценария, то одним из его вариантов может стать следующий: «Физкультурный образ жизни (ФОЖ) для всех».

Второй сценарий предусматривает развертывание действительно спортивного движения применительно к особенностям общедоступ­ного спорта. К этому сценарию может подойти существующий уже девиз «Спорт для всех», но с необходимыми уточнениями его содер­жания. Намечаемый сценарий ориентирован на преимущественное использование соревновательной деятельности и профилированной системы подготовки к достижениям в ней как факторов выявления и увеличения достиженческих возможностей индивида ради неза­урядного развития его физических и психических способностей.

Реализация такой ориентации объективно связана с воплощением специфических черт и неотъемлемых условий собственно спортивной деятельности. В том числе таких, как системность соревновательной практики; унификация состава действий, разрешаемых в состязании, условий их выполнения, распорядка состязания и способов оценки достижений; регламентация поведения соревнующихся по принци­пам неантагонистической конкуренции, имеющим гуманную основу; системное поощрение за спортивные достижения, последовательно возрастающее пропорционально уровню достижений; непрерывность тренировочного процесса, его структурная упорядоченность, планомерное возрастание в нем параметров, обеспечивающих тренирующие и развивающие воздействия на достиженческие способности спортсмена. Разумеется, проявление этих специфических свойств спортивной деятельности и ее условия подлежат в общедоступном спорте иной регламентации и регулируются в иных пределах, чем в спорте высших достижений. В частности, это касается достиженческих уста­новок, которые в рамках общедоступного спорта довольно жестко ли­митированы, режимов тренировки и параметров спортивных нагру­зок, которые здесь существенно отличаются от практикуемых в спорте высших достижений, соотношений общей и специальной подготовки спортсмена, которые в общедоступном спорте характеризуются повы­шенным «удельным весом» общей подготовки, и многого другого.

Не означает ли сказанное, что применительно к общедоступному спорту справедлива так называемая мягкая модель спорта, пропагандируемая в последнее время некоторыми авторами? Нет, не означает, и вот почему.

Сторонники упомянутой модели предлагают, по сути, устранить из спорта ряд егонеотъемлемых свойств,которыеформировались и «шлифовались» исторически в качестве его специфических коренных признаков и условий функционирования, в том числе – борьбу за первенство или возможно высокое достижение в условиях активно выраженного соперничества, беспристрастное, объективизирован­ное ранжирование спортсменов по уровню достигнутых результатов, всякую спортивную специализацию, и т.д. В действительности, пой­ти на это – значит допустить деструкцию спорта и тем самым утра­тить один из наиболее действенных факторов выявления и развития определенных человеческих способностей, формирования активно-деятельностной личности, неординарного межчеловеческого обще­ния. Иначе говоря, упомянутая «мягкая модель» моделирует, по сути, не спорт, а нечто совсем иное, может быть, подобное тому, что некоторые авторы предлагают называть «неспортивным спортом».

В пользу выбора подлинно спортивного сценария для массовой физкультурной практики существует ряд аргументов. Прежде всего – на деле многократно доказанная и признанная незаурядная ценность спорта в сфере культуры, воспитания, межчеловеческого общения и в иных сферах жизни индивида и общества, несомненная престиж­ность спортивной деятельности, а также и то, что современное спор­тивное достижение имеет отлаженное научно-прикладное, технолого-методическое, организационное и материально-техническое обе­спечение. Есть, однако, и потенциальные опасности, которые могут проявиться при известных обстоятельствах на пути «спортизации» физкультурного движения. Это – опасность неадекватного пере­носа на общедоступный спорт установок, тенденций и технологий, характерных для спорта высших достижений. Это может обусловить в практике общедоступного спорта, в принципе, не типичные для него и недопустимые в нем явления: завышенные затраты времени и сил на спортивные занятия в общем режиме жизни ординарного спортс­мена, чрезмерно суженную спортивную специализацию, отсеивание из числа приобщенных к спортивным занятиям тех, у кого не скла­дываются устойчивые спортивно-достиженческие установки, или тех, у кого не выявляются заметные достиженческие способности, и т.д.

Специалисты знают, что такого рода опасности, в принципе, не являются непреодолимыми, но для их преодоления требуется нема­лая тренерско-педагогическая квалификация и умелые настойчивые усилия всех занимающихся управлением массовым спортивным дви­жением.

Вообще говоря, представленные два сценария не вполне альтер­нативны. Не исключено, что оба они могут оказаться пригодны в раз­личных конкретных условиях. Чтобы детально установить условия предпочтения того или иного сценария или последовательного во­площения их как ступеней развертывания физкультурно-спортивной деятельности, нужны исследования. По результатам их можно будет детализировать и содержание сценариев.

Решение затронутых проблем в современном мире все больше выходит за рамки национальных границ. Се­годня необходима самостоятельная международная организация (со своей научно-технической базой и спе­циалистами), способная разрешить сложные, прежде всего социальные, пробле­мы, с которыми сталкивается это движение, взять на себя управленческие и координационные функции, задачи руководства, финансирования и оказания практической помощи странам и организациям, нуждающимся в этом. Эта организация должна помочь реализовать не на словах, а на деле главный принцип «спорта для всех» – доступность занятий спортом и физическими упражнениями для всех со­циальных слоев и групп населения независимо от их расовой и этнической принад­лежности, от занимаемого ими места в системе производства и в обществе в целом. Здоровье населения – стратегический потенциал, фактор национальной безопасности, трудовой ресурс, основа стабильности и благополучия общества. Обеспечение физического здоровья и социального статус-кво граждан России – безальтернативный государственный приоритет.

Вопросы для самоконтроля

1. Кто выдвинул идею неразрывной взаимосвязи развития массового спорта и спорта высших достижений?

2. Почему это положение не получило поддержки в олимпийском движении?

3. Кому принадлежит приоритет в развитии массового спорта и оздоро­вительной физической культуры?

4. Какая организация и когда была создана первой для обособленного управления развитием физической культуры?

5. Какие еще организации создавались в первой половине ХХ века для управления развитием массового физкультурно-спортивного движения?

6. Какая организация и когда стала правопреемницей в управлении развитием массового физкультурно-спортивного движения на мировом уровне?

7. Что представляет собой Международный совет физического воспитания и спорта (СИЕПС)?

8. Какое государство в середине ХХ века широко развивало концепцию единства массового спорта и спорта высших достижений, и что серьезно помешало ее дальнейшему развитию?

9. Чем чревато ориентация всех занимающихся массовым спортом на достижение высоких спортивных результатов?

10. Какой крен носило отечественное физкультурно-спортивное движение у нас в стране во второй половине ХХ века?

11. Что представляет собой и когда начало развиваться международное массовое физкультур­но-оздоровительное движение, получившее название «Спорт для всех»?

12. Какие направления развития получило движение «Спорт для всех» в разных странах?

13. Когда и с какой целью МОК создал постоянно действующую комиссию «Спорт для всех»?

14. Какие мероприятия были организованы комиссией МОК «Спорт для всех»?

15. Когда отечественные спортивные организации стали принимать участие в движении «Спорт для всех»?

16. Когда и кем у нас в стране был разработан получивший развитие проект, смысл которого заключался в содействии практиче­ской реализации в современных условиях идей Кубертена о важ­ности включения каждого человека в мир спорта и укрепле­ния связи спорта с искусством?

17. Могут ли МОК, МСФ и национальные олимпийские комитеты полностью решить проблемы массового спорта, и какие мероприятия необходимы для активизации его развития?

18. Какое типологическое местоположение занимает движения «Спорт для всех» в современном физкультурно-спортивном движении?

19. По каким сценариям может в дальнейшем развиваться «Спорт для всех»?

Глава 16

Наши рекомендации