Виды и функции спортивного менеджмента
Физическая культура и спорт в большей части коммерциализированы и значатся в числе наиболее прибыльных сфер деятельности. Достаточно вспомнить, например, зрелищные виды спорта, фитнес-клубы, физкультурно-оздоровительные центры и т.д. Большие прибыли приносят производство и реализация спортивных товаров, продажа билетов на спортивные мероприятия, сувенирная промышленность, информационные службы, издательская деятельность, контракты с телекомпаниями и радиостанциями на трансляцию спортивных мероприятий. Происходит переориентация отрасли физической культуры и спорта на новые ценности, обусловленные рыночными отношениями. Специалисты, занимающиеся организацией физкультурно-спортивного движения, и любители спорта привыкают к тому, что спорт, физкультурно-оздоровительные услуги – потребительский товар.
Главное, что осуществляется посредством менеджмента – это управление организацией и техникой работы людей согласно принципам и программам маркетинга.
Имеются различные виды менеджмента:
– финансовый, кадровый, производственный менеджмент;
– транспортный менеджмент, регулирующий поставки товаров;
– административный менеджмент, регулирующий делопроизводство и внутренние связи бизнеса;
– маркетинговый менеджмент, имеющий дело с распространением товаров и услуг;
– внешнеэкономический менеджмент, обеспечивающий внешнеэкономические связи, экспорт, импорт, научно-техническое сотрудничество, предоставление услуг.
Все эти виды менеджмента получили воплощение в создании конкретных управленческих структур в рамках крупных корпораций или самостоятельных фирм, возглавляемых так называемыми специалистами управления – менеджерами. Государственные и общественные организации, наряду с производственными организациями, также используют «менеджмент» для достижения своих целей. С полной уверенностью можно говорить и о целесообразности использования менеджмента в физкультурно-спортивных организациях.
Создать более полное представление о понятии «спортивный менеджмент» можно посредством рассмотрения функций менеджмента. Зарубежные специалисты по спортивному менеджменту считают, что ему присущи четыре основные функции:
– планирование;
– организация;
– руководство;
– анализ.
Планированиеопределяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, оно даёт ответы на вопросы: Что делать? Как делать?
Организация устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. В отличие от планирования, организация, в основном, должна дать ответ на вопрос: Кто будет делать?
Руководство представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.
Функция руководства – наиболее сложная из всех функций менеджера. Это связано с тем, что менеджер должен знать нужды и склонности работников; средства, повышающие и снижающие мотивацию их деятельности; должен направлять свои усилия на установление взаимодействия между работниками или между менеджерами различных уровней для оптимального использования имеющихся ресурсов. Успешно руководить организацией – это искусство, которое приобретается, в основном, через приобретение знаний и практический опыт.
Анализсвязывает положение организации в целом, её подразделений, отдельных работников и имеющиеся ресурсы с качеством выполнения работы по ее конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании и, таким образом, устанавливается обратная связь между целью и уровнем ее реализации.
Известно, что организации разительно отличаются друг от друга по размерам, структуре, имеющимся ресурсам, выпускаемой продукции или предоставляемым услугам и т.д. В связи с этим возникает вопрос: возможны ли единые подходы к их управлению? Ответ на этот вопрос может быть дан утвердительный. В любой организации менеджмент выполняет одни и те же функции: планирование, организация, руководство и анализ, которые универсальны, вне зависимости от специфических особенностей организаций.
Рассмотрим реализацию основных функций менеджмента на примере управления спортивно-оздоровительной работой:
1. Планирование – направлено на четкое и целенаправленное проведение спортивно-оздоровительной работы. Основное требование – мобильность планирования, то есть соответствие форм и методов организации активного отдыха духу времени и потребностям общества.
2. Организация– обеспечивает создание единой организационной структуры (системы организаций и лиц, обеспечивающих проведение спортивно-оздоровительной работы).
3. Координирование – необходимо для взаимосвязи и взаимодействия различных организаций, занимающихся вопросами массовой физической культуры, что обеспечивает наиболее эффективный обмен и использование передового опыта.
4. Финансирование – преследует цель создания материальных фондов для развития физической культуры и массового спорта, реконструкции и использования с максимальной отдачей устаревших спортивных сооружений и строительства новых.
5. Подготовка кадров – носит целенаправленный характер, учитывает специфику работы с населением.
Для оптимизации руководства необходимо оценить существующий уровень оказания услуг населению. Для оценки уровня спортивно-оздоровительной работы применяется система, предусматривающая:
а) оценку уровня проведения занятий (с помощью наблюдений, анализа обзоров и отчетов);
б) оценку реализации поставленных целей и задач (посредством анкетирования лиц, занимающихся физической культурой и спортом);
в) разработку планов осуществления необходимых услуг (на основе данных двух первых этапов оценки работы составляется конкретный план, включающий систему занятий, проект финансирования, требования к спортивным сооружениям, и т.д.).
В систему управления спортивно-оздоровительной работой с населением входит также широкая пропаганда физической культуры и массового спорта.
Современный спортивный менеджмент осуществляется на основе 4 принципов, позволяющих:
– улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;
– выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;
– оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;
– использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.
5.3. Значение, задачи, принципы и методы планирования работы