Тренировочной и соревновательной деятельности
Очевидно, что при всей важности для роста спортивных достижений организационных и материально-технических основ современной спортивной подготовки, прогресс спорта, прежде всего, определяется совершенствованием системы спортивной тренировки и системы соревнований, современные тенденции в развитии которых характеризуются следующими позициями:
1. Рост объемов тренировочной работы.
Многие специалисты из различных стран считают возможным дальнейшее повышение объема работы, планируемой к включению в подготовку спортсменов высокого класса, планомерное увеличение числа тренировочных занятий с большими нагрузками. Вместе с тем, чрезмерные величины объема работы часто входят в противоречие с другими компонентами тренировочной нагрузки, отрицательно сказываются на эффективности процесса специальной физической и технической подготовки спортсменов. Практика подготовки отдельных спортсменов и целых команд, чрезвычайно увеличивших объемы тренировочной работы, свидетельствует о том, что в этих условиях не всегда удается достигнуть ожидаемых результатов. При этом резко возрастает число случаев перенапряжения функциональных систем организма, сокращаются сроки выступления на уровне высших достижений в силу исключительно высоких физических и психических нагрузок, исчерпания адаптивных возможностей спортсменов.
Исходя из этого, по мнению ведущих специалистов, возникла необходимость поиска, во-первых, наиболее эффективных сочетаний нагрузок различной преимущественной направленности и, во-вторых, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптивных возможностей организма спортсмена на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов.
2. Перспективное планирование подготовки и комплексная увязка входящих в нее компонентов и систем обеспечения (научного, медицинского, материально-технического и т.д.).
При этом индивидуальная целевая перспективная модель разрабатывается с оптимальным опережением реального прогноза результатов мирового уровня и возможностей основных соперников.
3. Динамичность системы подготовки.
Имеются в виду гибкое планирование, оперативная коррекция тренировочных программ на основе внедрения новых диагностических средств оценки динамики состояния спортсменов с учетом разработки новых средств и методов тренировки и восстановления, а также учета тенденций мирового спорта, соотношения сил с основными соперниками, изменения правил соревнований, их международного календаря.
4. Ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства.
Это предусматривает не только совершенствование всех ее компонентов, значимых на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей, но и создание соответствующего функционального фундамента на ранних этапах многолетней подготовки. При этом необходимо учитывать, что в структуре соревновательной деятельности на уровне высшего спортивного мастерства значимыми часто оказываются компоненты, которые на ранних этапах в силу возрастных особенностей спортсменов и закономерностей становления спортивного мастерства не влияют существенно на уровень результата. Поэтому при создании функционального фундамента на этапах предварительной и специализированной базовой подготовки необходимо ориентироваться на те составляющие, которые обеспечивают успех на уровне высших спортивных достижений. Ошибки, допущенные в этом отношении, очень трудно компенсировать на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей.
5. Постоянное увеличение соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции специфических адаптивных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки.
Это проявляется в увеличении числа соревнований, соревновательных дней, стартов, игр, схваток и т.д., а также продолжительности соревновательного периода. Вместе с тем, по мнению В.Н. Платонова (1997), необходимо устранение интенсивно проявляющегося в последние годы противоречия между системой целенаправленной подготовки к олимпийским стартам и сложившейся практикой участия ведущих спортсменов в большом количестве коммерческих соревнований в течение года.
6. Увеличение специализированности подготовки, выражающееся в строгом соответствии системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного вида спорта.
Выражается в резком увеличении объема вспомогательной и особенно специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также в увеличении объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности. Общая подготовка перестает играть существенную роль в тренировке спортсменов высокого класса и используется в основном как средство активного отдыха. Это направление можно характеризовать как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки.
По мнению В.Н. Платонова (1986, 1997, 2004), необходимо обеспечить своевременность начала узкой специализации и постепенное увеличение объема специальной подготовки в границах этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей.
7. Повышение доли однонаправленных тренировочных нагрузок с применением средств и методов, ориентированных на решение преимущественно какой-либо одной конкретной задачи.
При этом заметна тенденция и к сосредоточению объемов однонаправленных тренировочных нагрузок на определенных этапах подготовки. Такая стимуляция функциональной активности с возрастающей действенностью обеспечивает прогрессивные адаптивные перестройки в организме спортсменов.
8. Планомерное увеличение психической напряженности в тренировочном процессе, создание микроклимата соревнований и жесткой конкуренции в каждом занятии.
9. Стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, системы восстановления и фармакологической поддержки.
Этонеобходимо для стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов, увеличения реакции организма на нагрузку, а также для профилактики спортивных травм и заболеваний. Подразумевается единство и оптимальное сочетание восстановительных средств, рациональное использование недопинговых фармакологических средств поддержки и стимулирования специальной работоспособности.
10. Максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности, и т.д.
11. Разработка инновационных технологий и расширение дополнительных нетрадиционных средств подготовки, стимулирующих повышение работоспособности и ускоряющих процессы восстановления, а также увеличивающих реакцию организма на нагрузку.
К их числу следует отнести:
– использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсменов;
– применение тренажеров, обеспечивающих реализацию рекордных режимов выполнения соревновательного упражнения, избирательное, а также сопряженное совершенствование различных двигательных качеств, физическое и техническое совершенствование;
– проведения тренировки в экстремальных условиях внешней среды (среднегорье и высокогорье, различные температурные режимы и влажность), позволяющих интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренирующего воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к главным соревнованиям;
– целенаправленное применение искусственной гипоксии и гиперкапнии, электростимуляции и других инновационных технологий повышения работоспособности.
12. Совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учетом, как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов.
Здесь предусматривается ориентация на групповые и индивидуальные модельные характеристики соревновательной деятельности и подготовленности, соответствующую систему подбора и планирования средств педагогического воздействия, контроля и коррекции тренировочного процесса.
Магистральный путь реализации систем управления тренировочным процессом связан с разработкой и внедрением автоматизированных и компьютерных технологий, разработкой формализованных программ, опирающихся на возможность современной диагностической и вычислительной техники. Внедрение данных технологий позволяет добиться системности итоговых рекомендаций, предусматривающих оптимизацию тренировочного процесса по ряду основных позиций в рамках единого целого, количественного характера рекомендаций по значимым переменным, обеспечивает возможность отслеживать динамику показателей и влиять на их изменения с учетом трудозатрат и имеющихся в наличии материально-технических условий. Это позволяет создать оптимальные условия для рационального управления состоянием спортсмена, обеспечивающего соответствие уровня подготовленности планируемой структуре соревновательной деятельности и заданному спортивному результату.
Таким образом, анализ тенденций совершенствования подготовки спортсменов высокого класса позволяет констатировать, что только надежная система организационно-методического управления, творческий опыт и инновационные технологии тренеров-новаторов в сочетании с эффективным научно-методическим, медико-биологическим и материально-техническим и финансовым обеспечением определяют прогрессивный рост спортивных достижений.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключаются особенности развития современного спорта высших достижений?
2. Какие основные позиции обеспечивают возможность достижения успеха в современном спорте высших достижений?
3. Какие социальные условия обеспечивают возможность обеспечения успеха в спорте высших достижений?
4. Какими основными ключевыми моментами характеризуется непосредственная организация спорта?
5. Какими факторами характеризуются взаимоотношение спорта с окружающими социальными условиями?
6. Как осуществляется государственная поддержка спорта в тех или иных ведущих в спортивном отношении странах?
7. По каким направлениям, по мнению В.Н. Платонова, необходимо сосредоточить воздействие государства на организацию подготовки отечественных спортсменов?
8. Какую роль играет и как организуется спонсорская поддержка спорта экономическими структурами?
9. Какова роль средств массовой информации в стимулировании развития спорта высших достижений?
10. Какова роль образования в стимулировании развития спорта высших достижений?
11. Как в тех или иных ведущих в спортивном отношении странах организуется спортивная наука?
12. Какова роль материально-технического обеспечения в стимулировании роста результатов спорта высших достижений?
13. Какие направления совершенствования характерны непосредственно для системы спортивной подготовки?
14. Чем характеризуется и к чему приводит увеличение объема тренировочной работы?
15. С какой целью применяют повышение доли однонаправленных тренировочных нагрузок?
16. Для чего необходим рост специализированности подготовки высококвалифицированных спортсменов?
17. С какой целью проводят планомерное увеличение соревновательной практики и психологической напряженности тренировочного процесса в подготовке высококвалифицированных спортсменов?
18. По каким направлениям идет расширение круга нетрадиционных средств тренировки?
19. Как реализуется в многолетней спортивной тренировке достижение оптимальной структуры построения соревновательной деятельности?
20. На чем основывается совершенствование управления становлением спортивного мастерства?
Глава 5
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ