Роль средств массовой информации.
Во всех развитых в спортивном отношении странах средства массовой информации существенно влияют на развитие спорта высших достижений. Они распространяют спортивные новости, комментируют их, привлекают внимание болельщиков к тем или иным видам спорта, принимают участие в многочисленных спортивных программах на спортивных каналах.
Во Франции, Италии и США спорт очень популярен в средствах массовой информации. На американском телевидении существует множество спортивных каналов, причем некоторые из них обслуживают только один вид спорта. «Sports Illustrated» является самым массовым спортивным журналом в мире. В Италии работает множество спортивных журналистов, выпускаются 3 ежедневных спортивных газеты, действуют два спортивных телевизионных канала (Streamsport, RAI Sport Sat). «Gazetta dello Sport» имеет тираж 3,2 млн. экземпляров и считается наиболее популярной ежедневной газетой (общенациональная газета «Corriere della Sera» тиражируется в количестве 2,7 млн. экземпляров).
Средства массовой информации Австралии, Великобритании и Германии очень широко освещают спортивные мероприятия и комментируют их. В России и Китае спортивные средства массовой информации находятся на стадии развития. Вместе с тем, в России на телевидении уже работает несколько спортивных каналов, широко распространены периодические издания, такие как «Советский спорт», «Спорт-экспресс» и другие, отдельные виды спорта имеют свои собственные периодические издания.
Во всех странах роль телевидения особенно велика, и именно телевидение играет значительную роль в спонсировании спорта высших достижений и его популяризации. Лишь некоторые виды спорта имеют права на продажу прав трансляции соревнований. В России, например, такими видами являются футбол и хоккей, другие же федерации должны искать специальных спонсоров для оплаты телевизионных трансляций. В последнее время постоянно возрастает роль Интернета, который занимает свою нишу в информационном обеспечении спорта высших достижений.
Роль образования.
Система образования играет существенную роль в развитии системы спорта высших достижений. Организация спортивных соревнований в школах и университетах способствует притоку новых талантливых атлетов. В каждой из ведущих в спортивном отношении стран система подготовки высококвалифицированных спортсменов в той или иной мере связана с системой образования в целях совершенствования спортивных достижений. Это особенно характерно для клубной системы Германии, аналогичные структуры встречаются во Франции, Италии и Великобритании. Университеты также играют существенную роль и в других странах.
В США большинство университетов объединены в Национальную атлетическую ассоциацию, при этом некоторые колледжи и университеты предлагают талантливым спортсменам бесплатное обучение и содержание при минимальных требованиях учебной успеваемости. Спортивные стипендии с возможностью получения образования в престижных университетах предлагают и другие ведущие страны мира. Такая система является основной для подготовки спортсменов высокого класса.
В ведущих в спортивном отношении странах мира (за исключением США) существуют специальные спортивные школы в общей системе основного и дополнительного образования детей и молодежи. В России спортивные школы являются основой системы подготовки спортивного резерва и спортсменов высокой квалификации. В Российской Федерации насчитывается более 5000 образовательных учреждений спортивной направленности (в том числе около 700ДЮКФП, примерно 2900 ДЮСШ, 1280 СДЮШОР, 46 колледжей олимпийского резерва, около 100 ШВСМ). Даже в условиях экономического спада Россия продолжала сохранять свои позиции на международных спортивной арене в основном именно потому, что система спортивных школ в стране продолжала весьма эффективно функционировать.
В Германии и Франции количество таких подразделений существенно меньше, и только Китай может успешно соперничать с Россией в этом плане. В США система детско-юношеского и молодежного спорта построена на хорошо поставленной системе базовой физкультурно-спортивной подготовки в общеобразовательных школах и студенческом спорте.
Роль спортивной науки.
Система спорта в наиболее развитых в спортивном отношении странах полностью поддерживается научными подразделениями. В каждой стране существуют научно-исследовательские институты и методические центры, занимающиеся подготовкой спортсменов и разработкой рекомендаций для тренеров. Особенно заметна роль спортивной науки в Австралии, Германии, Италии, Китае, Японии, России, Испании и ряде других государств. Во всех ведущих в спортивном отношении странах мира существуют центральные научно-исследовательские институты спорта, имеющие собственные программы исследований и соответствующий штат.
В Германии существуют в качестве самостоятельных подразделений научные исследовательские центры, такие как Федеральный институт спортивной науки (BISP), Институт адаптивной тренировки (IAT) и Национальный институт спортивного оборудования (FES). Национальный институт спорта Австралии (AIS) и Национальный институт спорта Франции (INSEP) являются научными подразделениями, обеспечивающими подготовку спортсменов самого высокого класса. При этом следует учитывать, что Национальный институт спорта Франции в большей степени осуществляет образовательные функции и осуществляет собственную научно-исследовательскую работу, как сопутствующую.
В Китае сейчас 5 научно-исследовательских спортивных институтов, между которыми распределена тематика научных исследований в предметной области спорта высших достижений. В Италии единственный научно-исследовательский институт спорта находится в Риме (Istituto Sciencze dello Sport), он проводит исследования по проблемам спортивной медицины и тренировки атлетов высокой квалификации. Вместе с тем, в Италии и Великобритании существует система консультационных центров, причем в Великобритании такие центры распространены по всей стране, обеспечивая спортсменов и тренеров необходимой помощью. В США спортивная наука представлена в университетах, но специальных научно-исследовательских подразделений в стране нет.
В России 2 научно-исследовательских института физической культуры и спорта – в Москве (ВНИИФК) и Санкт-Петербурге (СПбНИИФК) – являются лидерами в системе спортивной науки. Необходимо отметить, что в последние годы, в связи с экономическими трудностями эти организации претерпели существенное сокращение и несколько снизили свою исследовательскую активность. Однако достаточно широкая научная работа сосредоточена также в 14 высших учебных заведениях физкультурно-спортивного профиля и их филиалах. Все учебные физкультурные университеты, академии и институты ведут исследовательскую и научно-практическую работу в области спорта.
Основные направления в тематике исследований научных подразделений большинства стран мира занимают проблемы спортивной медицины, функциональной диагностики, биомеханики и особенно физиотерапии. В США основное внимание уделяется вопросам психологической подготовки спортсменов.