И основные направления развития физической культуры и спорта

Классификационные подходы к оценке структуры

Физической культуры

Физическая культура представляет собой относительно самостоятельную, целостную, многофункциональную социальную систему. Для поддержания успешного функционирования и развития любой системы совершенно необходимо уяснение ее структуры. В противном случае будет сложно осуществлять организационно-управленческие действия по совершенствованию элементов системы.

Ю.Ф. Курамшин (2007) отмечает, что структура физической культуры – это сложное многофункциональное явление, отражающее ее форму и содержание, а также собственное специфическое проявление. Как вид культуры, она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности, как научной, так и практической. Ее компоненты удовлетворяют потребности общества и личности в физической подготовке к жизни и деятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

В основу структуризации системы физической культуры целесообразно положить функциональную роль различных выполняемых ею целевых установок и задач. Стратегическая цель функционирования физической культуры как социально-педагогической системы конкретизируется в общих задачах, детализирующих ее содержание, которые необходимо решать с любым контингентом занимающихся, выделяя при этом задачи воспитания личности, обучения и физического развития. Соответственно в структуре физической культуры выделяют: физическое воспитание, физкультурное образование и физическое развитие (рис. 2.1).

Физическое воспитание – это процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, положительного отношения к физической культуре, выработке ценностных ориентаций, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей. Этим не ограничивается все содержание физиче­ского воспитания, но это более всего характеризует его специ­фику.

Физкультурное образование – процесс овладения целостной системой знаний, необходимых для сознательного освоения двигательных уменийи навыков, физического совершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья, повышения дееспособности.

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Компоненты физической культуры
       
  и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru
 
    и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru

и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru

и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru

Рис. 2.1. Структура физической культуры

Реализация общих задач физической культуры осуществляется через физическую подготовку, естественно-средовые и гигиенические факторы. При этом главным фактором воздействия на индивидуальное физическое развитие в процессе физического воспитания являются физические упражнения как элементы культуры двигательной деятельности. Они представлены определенным составом двигательных действий, способов их проведения и форм воспроизводства, а также сопряженных с ними отношений между функционированием организма и движением.

Физическая подготовка – процесс целенаправленного формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств) на основе использования специальных физических упражнений. По мнению Ю.Ф. Курамшина (2007), Ю.М.Николаев (2002) и др. физическая подготовка включает в себя следующие виды физкультурно-спортивной деятельности: физическую рекреацию, двигательную реабилитацию, профессионально-прикладную физическую подготовку, адаптивную физическую культуру, спорт.

Физическая рекреация (базовое физическое воспитание)– использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз­влечения, переключенияс одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности. Она составляет основное содержание массовых форм физической куль­туры и спорта, представляет собой базовые формы физического воспитания.

Двигательная реабилитация– целе­направленный процесс использования физических упражнений для восстанов­ления или компенсации частично или временно утраченных двигательных спо­собностей, лечения травм и их последствий. Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специ­ально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиоте­рапевтических процедур и некоторых других средств. По своей сути, это восстановитель­ная деятельность.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Адаптивная физическая культура – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидность. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями здоровья к жизни; оптимизация его состояния и развития, гармонизация всех свойств (физических, интеллектуальных, эстетических, этических и т.д.) в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов.

Спорт – относительно автономная часть физической культуры, осуществляемая в процессе использования физических упражнений, направленных на достижение наивысших результатов в процессе соревновательной деятельности и подготовке к ней.

Наряду с этим, Л.П. Матвеев (1984, 1991, 2010) считает целесообразным выделить такую категорию физической культуры, как «базовая физическая культура» в основу которой заложена фундаментальная сторона физической культуры, благодаря которой обеспечивается общее физическое (физкультурное) образование индивида, формирующее и поддерживающее в порядке основные жизненно важные двигательные умения, навыки и связанные с ними знания, а также всестороннее воспитание физических и тесно сопряженных с ними способностей, гарантирующие необходимый для жизни уровень развития общей двигательной дееспособности и сопротивляемости функциональных систем организма неблагоприятным воздействиям. Этот основополагающий раздел физической культуры, который представлен в первую очередь в общей системе образования и воспитания подрастающего поколения, затем пролонгируется в иных формах.

Г.Г. Наталов (1998) полагает, что содержание физического воспитания в общей системе образования и воспитания подрастающего поколения составляет деятельность трех ее субъектов:

– деятельность занимающихся, связанная с выполнением физических упражнений и непосредственным развитием способностей и свойств организма;

– деятельность преподавателя по разработке системы упражняющих воздействий и управлению деятельностью ученика;

– деятельность общества по созданию условий оптимизации деятельности преподавателя и ученика.

В норме физическое воспитание, использующее физическую подготовку для активизации физического развития – многолетний процесс, распространяющийся на все следующие после рождения периоды онтогенеза (индивидуального развития) индивида. Содержание и формы этого процесса в различные периоды, естественно, меня­ются в зависимости от закономерностей возрастного развития, динамики условий жизни и деятельности, а также логики развертывания самого процесса. Л.П. Матвеев (1991) отмечает, что в первой стадии это в основе своей общий базовый курс физического воспитания подрастающего поколения, проводимый в дошкольных учреждениях и школах, в семье, физкультурно-спортивных и других организациях. В следующих многолетних стадиях процесс физического воспитания существенно видоизменяется, дифференцируется и все более приобретает характер самовоспитания, особенно у людей зрелого и старшего возраста. Однако и в этих стадиях физическое воспитание не должно терять определенных черт педагогически направленного процесса в том смысле, что деятельность по физическому воспитанию, в том числе и самовоспитанию, всегда дол­жна быть нацелена на реализацию задач, значимых с образова­тельно-воспитательных позиций, и строиться в соответствии с педа­гогическими принципами, правилами, положениями.

Л.П. Матвеев (1991) считает, что для уяснения сути дела принципиально важно пред­ставлять влияние физического воспитания и физической подготовки на физическое раз­витие индивида (рис. 2.2). Физическое развитие как процесс из­менения природных морфофункциональных свойств организма в он­тогенезе происходит по его естественным закономерностям, которые никто не волен упразднить (возрастной по­следовательности и неравномерности развития, взаимодействия ге­нетических и средовых факторов развития, и другие). В силу этих зако­номерностей на протяжении жизни последовательно сменяются различные периоды возрастного развития (от внутриутробного до старческого), за время которых формы и функции организма претерпевают существенные изменения. Развертываясь

и основные направления развития физической культуры и спорта - student2.ru

Рис. 2.2 Схема соотношения возрастных периодов индивидуального физического развития и доминирующих форм многолетнего процесса физического воспитания (Л.П. Матвеев, 1991)

по естественным законам, про­цесс физического развития человека одновременно во многом обус­ловлен конкретными общественными условиями жизни, деятель­ностью и особенно физическим воспитанием.

Зная и умело используя объективные закономерности физического воспитания, можно так воздействовать на динамику физического развития, чтобы при­дать ему черты, предпочтительные для личности и общества, обеспечить направленное развитие жизненно важных физических качеств, лежащих в основе двигательных способностей, увели­чение функциональных возможностей организма, повышение обще­го уровня работоспособности, необходимой для созидательного тру­да и других общественно полезных форм деятельности; можно также, по всей вероятности, существенно отодвинуть сроки возраст­ной инволюции (регрессивных изменений) физических кондиций ор­ганизма, естественно наступающей по мере старения.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенство­вания индивида, реализуется при определенных условиях в физи­ческом воспитании. Основным фактором практического воздействия в процессе физического воспитания на функциональные свойства организма служит актив­ная двигательная деятельность (физическая подготовка) воспитываемого (либо воспитыва­ющегося самостоятельно). Она должна быть упорядочена так, чтобы обеспечить формирование рациональных способов выполнения двигательных действий, умений и навыков, а вместе с тем и активизиро­вать развитие физических качеств, двигательных и связанных с ними способностей индивида. Естественно, они осуществляются не спонтанно, а по принципам и нормам, установившимся в сфере физической культуры в типичных для нее формах (физических упражнениях строго регламентированного характера, физкультурно-игровых и спортивных разновидностях двигательной деятельности).

Классификация видов спорта

Развитие спортивного движения во всем мире привело к возникновению и формированию более 200 самостоятельных видов спорта.
В нашей стране культивируются около 150 из них. При этом их число продолжает увеличиваться. Многие виды спорта включают в себя несколько спортивных и соревновательных дисциплин, каждая из которых характеризуется особым составом действий, собственными способами ведения спортивной борьбы и правилами проведения состязаний.

Предметом спортивных состязаний могут стать самые различные виды действий, если их выполнение может быть упорядочено в соответствии с нормами, правилами и условиями собственной соревновательной деятельности. Однако, по мнению Л.П. Матвеева (1999), не всякий вид действий допустимо превращать в вид спорта. Гуманные основы спортивного движения обязывают включать в сферу спорта лишь те виды действий, которые выявляют жизненно ценные свойства человека и способствуют утверждению достоинств личности.

В Олимпийской хартии вид спорта определяется как исторически сложившийся тип соревновательной деятельности, сформировавшийся как самостоятельная ее составляющая (легкая атлетика, плавание, борьба, футбол, гимнастика и т.д.). Каждый вид спорта характеризуется: своим предметом состязаний и характером активности спортсменов, особым составом действий и способами ведения соревновательной борьбы, своими правилами состязаний. Он может включать в себя одну или несколько спортивных дисциплин.

Спортивная дисциплина– это составная часть вида спорта, которая отличается от других входящих в вид спорта дисциплин формой или содержанием соревновательной деятельности и, как правило, курируемая одной спортивной федерацией (греко-римская и вольная борьба; художественная и спортивная гимнастика; ходьба, бег, прыжки и метания в легкой атлетике, и т.д.).

Соревновательная дисциплина(вид программы)– это вид соревновательной деятельности, в котором проводятся состязания спортсменов, в результате чего осуществляется распределение мест и (или) медалей среди участников спортивного соревнования (бег или плавание на дистанциях 100 м, 200 м, 400 м, упражнения с лентой, обручем, мячом в художественной гимнастике, и т.д.).

Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» регламентируется, что признанные в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта. Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта определяются Правительством Российской Федерации.

При изучении общих и частных закономерностей спортивной
деятельности, безусловно, необходима систематизация видов спорта по наиболее характерным для них признакам.

В широко известной классификации Л.П. Матвеева (1977, 1999) предлагается подразделять виды спорта по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на 6 групп:

– виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств занимающихся (большинство видов спорта);

– виды спорта, основа которых заключается в действиях по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и т.д.);

– виды спорта, двигательная активность в которых лимитируется условиями регламентированного поражения цели из специального оружия (стрельба пулевая, стрельба из лука, дартс и т.д.);

– виды спорта, в основе которых лежит модельно-конструкторская деятельностьспортсмена (авиамодельный, судомодельный и т.д.);

– виды спорта, смысловое содержание которых заключается в абстрактно-логическом обыгрывании соперника(шашки, шахматы, бридж и т.д.);

– виды спорта, основу которых составляют двигательные действия, входящие в различные виды спорта (спортивное ориентирование, биатлон, морское многоборье, современное пятиборье и т.д.).

В спортивной практике виды спорта и отдельные спортивные дисциплины, входящие в основном в первую группу (см. выше), могут также классифицироваться по характерному типу проявления физических и технико-тактических способностей занимающихся на 6 подгрупп:

– скоростно-силовые (прыжки, метания, спринтерский бег, тяжелая атлетика, велосипедный спринт и т.д.);

– циклические (требующие преимущественного проявления выносливости локомоции: бег, плавание, лыжные гонки, гребля и т.д.);

– сложно-координационные (гимнастика, прыжки в воду, фигурное катание, акробатика, горнолыжный спорт и т.д.);

– спортивные игры(футбол, волейбол, водное поло, теннис и т.д.);

– единоборства (бокс, борьба, фехтование и т.д.);

– многоборья.

Наши рекомендации