Социальная ответственность бизнеса
Концепция социальной ответственности бизнеса зародилась в начале ХХ века и получила активное развитие в начале 70-х годов ХХ века.
Представители этого направления установили прямую зависимость между богатством государства и его народа, успехом предприятия и его социальной ответственностью перед обществом и сотрудниками.
Первым вопрос о социальной ответственности бизнеса поставил сталелитейный магнат Э. Карнеги. Он назвал два основных принципа, на которых базируется социальная ответственность: благотворительность и служение обществу.
Первоначально «социальная ответственность бизнеса» понималась как добровольные дополнительные обязательства бизнеса перед обществом направленные на улучшение качества жизни людей.
В последующие годы это направление отметилось рядом подходов к социальной ответственности бизнеса. Первый подход в 1936 г. сформулировал Р. Вуд: предприятия имеют широкие социальные обязательства и должны учитывать интересы всех слоев общества (потребителей, местных общин, держателей акций и работников), на которое оказывает влияние их деятельность. Социальная ответственность бизнеса понималась как добровольное решение менеджеров о помощи работникам, регионам и обществу в целом в решении их социальных вопросов.
Второй подход связан с именем нобелевского лауреата М. Фридмена, который единственной социальной ответственностью бизнеса считает организацию деятельности и получение прибыли в рамках действующего законодательства.
Третий подход -- железный закон ответственности К. Дэвиса, согласно которому «в долгосрочной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет».
Все приведенные подходы сосуществуют.
Во многих отношениях понятие корпоративной социальной ответственности является мостом между макро- и микроуровнем принятия этических решений. В теории управления решения на уровне организации принято относить к микроуровню, но в этике бизнеса обосновано рассмотрение их на некотором промежуточном уровне, так как активную роль в развитии и поддержании социальной ответственности играет государство, а с другой стороны решения организации, касающиеся социальных проблем, могут влиять на государственную политику. Кроме того, в области социальной ответственности часто наблюдается «демонстративный эффект» когда достойные действия одной организации создают определенную этическую тенденцию, которой начинают следовать другие.
В настоящее время существуют четыре основных подхода к социальной ответственности бизнеса: 1) рыночный подход; 2) подход с позиций государственного регулирования; 3) подход с позиции «корпоративной совести»; 4) подход с позиции «заинтересованного лица».
Рыночный подход исходит из того, что потребитель всегда находится в наиболее выгодном положении в таком обществе, где организации руководствуются только принципом умножения прибыли в условиях свободной конкуренции. Как только мы поручаем регулирование деятельности организации чему-либо кроме рынка, открываем ящик Пандоры с бюрократическим управлением и экономической неэффективностью. Этот подход находит значительную поддержку в теории главенства потребителя и конкурирующих рынков общей экономической теории.
Слабость этого подхода состоит в том, что он не охватывает социальных проблем при рыночных неудачах (последствий) о чем свидетельствует возрастающее количество отрицательных побочных эффектов от хозяйственной деятельности.
Подход с позиции государственного регулирования предполагает участие государственных структур как полномочных надзирателей над деловой жизнью, хотя государственное регулирование никогда не бывает совершенным. Для большинства людей, как показывают исследования, разница между правильным и неправильным поступком определяется степенью его законности. И закон может оказаться эффективным инструментом для поднятия уровня этического поведения. Однако закон должен быть хорошо продуман, четко сформулирован и последовательно проводится в жизнь, что на практике наблюдается нечасто.
Недостатки этого подхода связаны с большой сложностью управления бизнесом в современном индустриальном обществе, так как каждая отрасль требует специфического подхода в управлении, и государственным структурам приходится прибегать к помощи специалистов, работающих в этих отраслях, что ведет к отсутствию должной критичности, а не привлечение специалистов чревато неквалифицированным вмешательством.
Несмотря на эти трудности, подход с позиции государственного регулирования показал себя эффективным в некоторых отраслях управления бизнесом, особенно в защите прав потребителей.
Подход с позиции корпоративной совести опирается в большей степени на общечеловеческие ценности, которыми дорожат и руководство и подчиненные. Моральная ответственность, возникшая внутри организации, является основой этичного поведения организации и работников, в результате возникает возможность для саморегулирования, а не регулирования рыночными отношениями спроса и предложения или государственными структурами. Движителем этого подхода является здоровая, этически выдержанная корпоративная культура, ценности которой могут быть сведены в этический кодекс организации или просто отразятся на ее репутации.
При его использовании возникает ряд теоретических и практических вопросов, например, может ли быть организация субъектом социальной ответственности; снижение прибыльности, а следовательно эффективности из-за направления прибыли на социальные проблемы; уровень понимания организацией и ее руководством социальной ответственности и др.
Подход с позиций «заинтересованного лица» исходит из того, что цели организации необходимо устанавливать путем сбалансированности противоречивых запросов разных заинтересованных лиц в данной организации, так как многие социальные проблемы можно решить при переустройстве основных институтов, при поддержке и взаимодействии заинтересованных лиц в системе.
Заинтересованное лицо в широком смысле -- это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, которые могут повлиять на достижение поставленных организацией целей или на которых может повлиять достижение поставленных организацией целей: общественные группы, правительственные организации, профобъединения, конкуренты, союзы, рабочие и служащие, группы покупателей, владельцы акций и др.
Заинтересованное лицо в узком смысле -- это любые поддающиеся идентификации группа или лицо, от которых зависит дальнейшее выживание организации.
Эта концепция помогает понять, как строятся взаимоотношения организации с ее заинтересованными лицами, при реализации определенных политик.
В этот период появилось много специальной литературы и обществ этического направления. Однако они оказалась неспособны ответить на большинство вопросов по этике бизнеса, но важнейшей частью этой работы стало обсуждение и исследование конкретных методов действий для конкретных людей, когда они оказываются перед необходимостью решать этические проблемы.
Сами деловые организации также не остались в стороне. Они предпринимают разные меры в целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых сотрудников. Наиболее широкое распространение получили следующие меры:
Этические кодексы, описывающие систему ценностей и правил этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Обычно они доводятся до членов организации в печатном виде.
«Карты этики» -- набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующий этический кодекс для каждого сотрудника организации. Они содержат также имя и телефон консультанта компании по этическим вопросам. Данный метод активно применяется в японских компаниях.
Комитеты по этике. Организации могут создавать постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Руководители высшего уровня обязательно являются членами этих комитетов. Некоторые организации вместо комитета принимают специалиста по этике бизнеса, называемого адвокатом по этике. Его роль – выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организации, а также выполнение функции «социальной совести» организации.
Обучение этичному поведению используется организациями для повышения этичности поведения сотрудников и руководителей. Работники знакомятся с этикой бизнеса и повышают восприимчивость к этическим проблемам, которые могут возникнуть в процессе их деятельности. Обучение этике бизнеса может включаться в курсы обучения персонала и государственного уровня управления.
Социальные отчеты основываются на концепции устойчивого развития и публикуются регулярно. В них включается информация о финансовом состоянии организации, данные о социальной деятельности и защите окружающей среды. Они могут публиковаться как общественными объединениями, так и самими организациями.
Самыми распространенными стандартами в области социальной отчетности являются международные стандарты АА1000 и рекомендации по отчетности устойчивого развития GRI (Global Reporting Initiative – Глобальная инициатива по отчетности). Стандарт АА1000 подготовлен ведущим международным институтом в области совершенствования корпоративной отчетности -- Институтом социальной и этической отчетности. GRI – международная программа, инициированная в 1997 г. Коалицией за экологически ответственную экономику (CERES) в партнерстве с Программой окружающей среды ООН (UNEP) с целью поднять отчетность устойчивого развития до уровня финансовой отчетности, обеспечив сравнимость, достоверность, точность, своевременность и возможность проверки отчетной информации.
Социальные ревизии осуществляются для оценки социального влияния действий и программ организации и составления отчетов. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.
Этическая экспертиза представляет собой всесторонний анализ конкретного аспекта деятельности организации (или проекта), который вызывает обеспокоенность высшего руководства или общественности и может повлиять на имидж и перспективы организации. По ее результатам вносятся коррективы в деятельность организации направленные на улучшение морального климата и моральной респектабельности организации.
Этическое консультирование проводится, когда моральные проблемы организации не могут быть решены собственными силами в силу сложности и противоречивости ситуации, для чего приглашаются со стороны компетентные независимые специалисты по этике бизнеса.
В развитии концептуальных основ социальной ответственности, предприятий в США и Западной Европе выделяют три этапа.
I этап (1960-е -- середина 1970-х гг.) -- расцвет традиционной благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.
II этап (середина 1970-х -- начало 1980-х гг.) -- становление стратегической филантропии. Бизнеса изъявил готовность получать оптимальную прибыль вместо максимальной, избрав целью решение социальных проблем, а не борьбу с их результатами. Социальные проблемы увязываются со стратегическими целями самой организации.
III этап (конец 1980-х -- настоящее время) -- развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные, социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды. Деловой практикой был принят стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000), нормы которого согласуются с документами МОТ и ООН. Он определяет социально-этические нормы оценки деятельности предприятий. Это способствует развитию, поддержке и проведению в жизнь политики и процедур с соблюдением требований социальной ответственности.
В развитии концептуальных основ социальной ответственности, предприятий в США и Западной Европе выделяют три этапа.
I этап (1960-е -- середина 1970-х гг.) -- расцвет традиционной благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.
II этап (середина 1970-х -- начало 1980-х гг.) -- становление стратегической филантропии. Бизнеса изъявил готовность получать оптимальную прибыль вместо максимальной, избрав целью решение социальных проблем, а не борьбу с их результатами. Социальные проблемы увязываются со стратегическими целями самой организации.
III этап (конец 1980-х -- настоящее время) -- развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные, социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды.
Глобальный договор – новая инициатива Организации Объединенных наций, в рамках которой создаются условия для сотрудничества бизнеса с различными агентствами ООН, государственными и общественными организациями для претворения в жизнь принципов социального равенства и сохранения окружающей среды.
Идея Глобального договора, предложенная бывшим Генеральным секретарем ООН в 2000 году, является наиболее многочисленной инициативой в области КСО, в которой участвуют около 4000 компаний из 110 стран мира, (по данным на 1 ноября 2007 г.).
Глобальный договор продвигает принципы корпоративной социальной ответственности (КСО), обеспечивая тем самым участие бизнеса в решении наиболее острых проблем общества, как на глобальном, так и локальном уровнях. С этой целью Глобальный договор призывает лидеров деловых кругов руководствоваться в своей деятельности десятью принципами в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды, противодействия коррупции.
Принципы Глобального Договора:
Права человека
Компании (предприятия) должны
1. поддерживать и соблюдать права человека, провозглашенные международным сообществом, и
2. принять меры к тому, чтобы не быть замешанными в нарушении прав человека.
Условия труда
Предприятия должны
3. поддерживать свободу объединений и признание на деле права на заключение коллективных договоров;
4. выступать за устранение всех форм принудительного труда;
5. выступать за полное искоренение детского труда;
6. содействовать ликвидации дискриминации в сфере труда и занятости.
Охрана окружающей среды
Деловые круги должны
7. способствовать предупреждению негативных воздействий на окружающую среду;
8. предпринимать, направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды;
9. поощрять создание и распространение экологически чистых технологий.
Противодействие коррупции
10. Предприятия должны бороться против всех форм коррупции, включая вымогательство и взяточничество.
Будучи добровольной инициативой, Глобальный договор направлен на обеспечение широкого участия организаций независимо от форм собственности и систем управления. Глобальный договор не является механизмом регулирования: он не занимается ни «надзором», ни принуждением, ни оценкой поведения или действий компаний. Вместо этого, Глобальный договор полагается на публичную отчетность, транспарентность (прозрачность) и комплексную политику компаний по реализации принципов этического ведения бизнеса.
Для участия в Глобальном договоре компания направляет письмо на имя Генерального секретаря ООН о присоединении в Инициативе.
Участники Глобального договора:
· вносят изменения в свою стратегию, с тем, чтобы принципы социальной ответственности и Глобального договора стали частью деловой практики и корпоративной культуры;
· публично поддерживают Глобальный договор и его принципы в своих пресс-релизах, выступлениях и т.д.;
· готовят ежегодные отчеты о своей деятельности в области КСО и внедрения принципов ГД;
· становятся членами национальной сети участников ГД.
Корпоративная социальная ответственность – это кодекс деловой этики и добровольный вклад компании в человеческий капитал, охрану окружающей среды и социально-ориентированные программы сверх минимума, который предусмотрен законодательством. Сегодня КСО – уже практика, жизненная потребность и стратегия развития бизнеса. В условиях динамично развивающейся мировой экономки ответственный подход к своим обязательствам перед обществом является залогом устойчивого развития и конкурентным преимуществом, ибо успех бизнеса в значительной степени зависит от того, насколько его деятельность соответствует ожиданиям всех заинтересованных сторон: персонала предприятия, потребителей, акционеров, поставщиков и деловых партнеров, инвесторов, государства, местных органов управления.
В настоящее время в деловой практике принят стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000) который определяет социально-этические нормы оценки деятельности предприятий, требования по социальной ответственности для того, чтобы предоставить организациям возможность развивать, поддерживать и проводить в жизнь политику и процедуры в соответствии с требованиями социальной ответственности бизнеса. Требования этого стандарта универсальны, согласованы с документами МОТ и ООН и распространяются независимо от географического расположения предприятия.