Формирование группы и ее характеристики

Процессы, определяющие особенности развития группы:

· Адаптация

· Интеграция – формирование чувства принадлежности индивудуума к группе

· Поведенческая – стремление

Превращение коллектива в саморегулируемый социальный коллектив.

Стадии развития группы не изолированы друг от друга, процессы могут проходить одновременно.

Структура группы зависит от:

· Размера группы

· Состава

· Типа

· Взаимоотношений и норм в группе

· Статуса и роли каждого члена

Групповые нормы – принято понимать общепризнанные стандарты, сложившиеся в группе в результате длительного взаимодействия ее членов.

Основные нормы можно свести к нескольким группам:

· Определяют нормы деятельности: производительность, качество, сроки выполнения и т.д.

· Нормы, связанные с распределением ресурсов, они регламентируют порядок выделения денег на З/П., поощрения, предоставление льгот и привилегий

· Нормы, касающиеся неформальных социальных соглашений, допустимые предельные санкции к отдельным членам группы

· Образ. организационные нормы

Значение норм:

· Обеспечивают предсказуемость поведения членов группы, сокращают количество межличностных проблем и конфликтов

· Позволяют людям определить ценность своей группы, отличающую ее от других

· Влияют на сплоченность группы

Формальные и неформальные группы. Влияние формальных и неформальных групп на эффективность деятельности организации

Типы групп: формальные, неформальные

В основе типологии групп – принцип создания групп.

Формальные группы, группы создаваемые директивно по воле организации для выполнения ее целей.

Различают 2-а типа формальных групп:

· Административные

· Оперативные

Неформальные группы – группы, создаваемые работниками для удовлетворения различных потребностей.

· По интересам

· На основе дружбы

Общее у формальных и неформальных групп:

· Проходят одинаковые стадии развития

· Одинаково организованы

· Групповой динамике свойственны одинаковые характеристики: сплоченность, конфликты.

База для сравнения Неформальная группа Формальная группа
Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
Основные концепции Власть, влияние Права и обязанности
Основное внимание К человеку К должности
Источник власти Исходит от группы Делегирует руководство
Руководство и поведение Нормы Правила
Источники управления Санкция Вознаграждение, штраф

Рекомендации менеджерам по работе с неформальными группами:

· Необходимость признавать наличие неформальной группы

· Необходимо выслушивать мнение ее членов и лидера

· Перед принятием, каких либо действий просчитывать их последствия для не формальной группы

· Привлекать членов неформальных группы к принятию управленческих решений

· Выдавать всем сотрудникам точную информацию, препятствующую распространению слухов

Причина образования группы Типы групп Стадии развития группы Основные характеристики групп Потенциальный конечный результат
Удовлетворение потребностей в: - общении - самоуважении - безопасности - усилении власти - получении определенного статуса - достижении социальных, экономических и других целей Формальные: -административные -оперативные Неформальные: -по интересам -по дружбе 1-адаптация 2-идентификация 3-интеграция 4-распад -структура -размер -состав -статус -роли -нормы -сплоченность -коммуникация -взаимопонимание -лидерство -конфликт -индивидуальная результативность -групповая результативность -организационная результативность

Конфликты в организации. Виды, причины, пути разрешения конфликтов

Мероприятия по сплочению группы

· Помогите группе испытать успех

· Постарайтесь укрепить доверие членов группы друг к другу и прежде всего к лидеру

· Развивайте чувство принадлежности к группе для ощущения некой избранности

· Позаботьтесь о том, чтобы принадлежность группе отвечала мотивации к принадлежности, уважению и самоуважению

· Поддерживайте веру группы в реальность поставленных задач

Конфликты

Наши рекомендации