Результаты исследования и выводы

Нами была проведена опытно-поисковая работа, направленная на исследование влияния индивидуально-дифференцированного подхода с использованием подвижных игр на развитие двигательных способностей детей 3 – 4 лет, которая проходила в два этапа: констатирующий и формирующий.

На констатирующем этапе двигательные способности детей развивались согласно традиционной системе физического воспитания в ДОУ (типовой программе). На формирующем этапе планировалась работа по развитию двигательных способностей у детей 3 – 4 лет на занятиях по физической культуре с учетом использования индивидуально-дифференцированного подхода. По нашему мнению, предлагаемый подход максимально учитывает особенности и потребности в развитии двигательных способностей каждого ребенка.

Показательным результатом развития двигательных способностей детей этого возраста служит прирост показателей физических качеств за период подготовки в течение всего учебного года. Нами было проведено тестирование детей 3 – 4 лет в беге на 10 м с ходу, прыжке в длину с места, метании мешочка весом 150 грамм правой и левой руками. Показатели прироста физических качеств на констатирующем и формирующем этапах представлены на рисунке 1.

результаты исследования и выводы - student2.ru

Рис. 1. Показатели прироста физических качеств у детей 3 – 4 лет, участвующих в опытно-поисковой работе

Из рисунка 1 видна положительная динамика прироста показателей физических качеств у детей 3 – 4 лет. Причем динамика прироста показателей на формирующем этапе оказалась намного выше, чем на констатирующем. Эти показатели служат доказательством положительного влияния индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей детей 3 – 4 лет средствами подвижных игр на занятиях по физической культуре в ДОУ.

Эмпирические данные проведенной опытно-поисковой работы дают основание утверждать, что эффективность процесса развития двигательных способностей детей 3 – 4 лет заметно повышается в результате использования индивидуально-дифференцированного подхода. Это доказывает, что использование индивидуально-дифференцированного подхода к развитию двигательных способностей средствами подвижных игр у детей 3 – 4 лет является целесообразным, и данный подход может быть использован на занятиях по физической культуре в ДОУ.

21билет Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, предоставляются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность прогулки -до 4 часов. Только температура воздуха ниже -15 °С или ветреная погода, вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.

Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения - уточнить названия зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по 2-3 характерным признакам (воробьи, маленькие, серые или серо-коричневые, летают стайкой; ворона крупная, серо-черная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо-голубые, кормятся стаей).

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Примерный подбор подвижных игр и упражнений на прогулке

Сентябрь (Первая неделя)

Понедельник
1. Подвижная игра с бегом «Трамвай».
2. Упражнения с мячом: прокатывание мяча друг другу, в ворота (ширина 50-40 см) с pai стояния 1,5-2 м.

Вторник. Физкультурное занятие на воздухе № 1
Задачи: учить детей медленному бегу, упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке спрыгивании с нее.

Среда
1.Подвижная игра с лазаньем «Наседка и цыплята».
2.Упражнения в беге: в колонне, со сменой направления.
3.Езда на трехколесном велосипеде по прямой дорожке, по кругу.

Четверг
1.Подвижная игра с метанием «Кто дальше бросит мешочек».
2.Игровое упражнение «Не задень» - подлезание под веревку (высота 40-60 см), не касаж руками пола.

Пятница
1.Подвижная игра с прыжками «Перепрыгни через ручеек».
2.Подвижная игра с бегом «Быстро в домик».
3.Упражнения в ходьбе: на носках, высоко поднимая колени, приставным шагом впере, в стороны.

Сентябрь (Вторая неделя)
Понедельник
1.Подвижная игра с бегом «Самолеты» (разучивание).
2.Упражнения с мячом: прокатывание с попаданием в предметы (расстояние 1,5-2 м).

Вторник Физкультурное занятие на воздухе № 2.
Задачи: учить детей во время бега соблюдать расстояние, упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, развивать ориентировку в пространстве.

Среда
1.Подвижная игра с прыжками «По ровненькой дорожке».
2.Игровое упражнение «Вот какие быстрые ножки» - бег на носках, широкими шагами.
3.Езда на велосипеде по прямой, по кругу.

Четверг
1.Подвижная игра с бегом «Самолеты».
2.Упражнения в лазанье: ползание на четвереньках на расстояние 6-8 м.

Пятница
1.Подвижная игра с бегом «Спящая лиса».
2.Подвижная игра на ориентировку в пространстве «Найди свое место».
3.Игровое упражнение «Маленькие зайчики скачут на лужайке» - прыжки на двух ноп с продвижением вперед.

Игры - эстафетыкак средство воспитания физическихкачеств у детей старшей группы



Припроведении с детьми всех форм по физическому воспитанию, очень важно добиваться того, чтобы занятия физической культурой, подвижные иг­ры, элементы спортивных игр и различные физические упражнения на прогулке приносили детям радость, что­бы у них появилось желание самостоятельно организо­вывать различные игры, выполнять движения лучше, красивее. С этой целью необходимо шире включать в занятия и досуг детей игры-эстафеты.

Воспитателям необходимо проанализировать имеющуюся методическую литературу по организации и оборудованию игр-эстафет в методкабинете,

Одновременно воспитателям необходимо про­вести в течение двух недель наблюдение за детьми на прогулке, проанализировать, какое оборудование на групповых участках они используют более всего, и дать свои предложения по дополнительному оборудованию групповых участков и физкультурной площадки детско­го сада.

Дети проявляют большой интерес к играм-эстафетам. Их увлекает разнообразие движений в одной игре,- пробежать, перелезть, подлезть, пройти по скамье, вспрыгнуть и спрыгнуть с ящика и т. д., соревнователь­ный характер. Однако необычность обстановки, разно­образие заданий возбуждают детей, они не всегда слу­шают внимательно воспитателя.

В старшем возрасте они уже достаточно хорошо владеют основными движениями, а игры - эстафеты построены на знакомом материале. При проведении игр учитываются индивидуальные возможности, а педагогическое руководство двигательной деятельностью детей способствует целенаправленному формированию моральных и волевых качеств. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо владеют основны­ми движениями, а игры-эстафеты построены на знако­мом материале. При проведении игр учитываются инди­видуальные возможности, а педагогическое руководст­во двигательной деятельностью детей способствует целенаправленному формированию моральных и волевых качеств.

Что же такое игры-эстафеты? Это одна из разновидностей подвижных игр командного характера. В играх-эстафетах команды детей состяза­ются между собой в преодолении различных препятст­вий, в быстром и рациональном решении двигательных задач.

В каждой игре-эстафете, в зависимости от ее слож­ности, содержится 3, 5, 10 и более знакомых детям видов основных движений, в определенном сочетании. Одно­временно при проведении игры-эстафеты решается ряд задач-закрепление и совершенствование навыков ос­новных движений, развитие у играющих ориентировки в пространстве, смелости, решительности, организованности и дисциплинированности, внимания, выдержки, выносливости, точности, быстроты, координации дви­жений.

На начальных этапах разучивания игр-эстафет необходимо последовательно предъявлять требования к качествен­ному, быстрому и точному выполнению движений деть­ми. Усложненные варианты игр предлагать лишь после усвоения основных правил, овладения двигательными навыками и простейшими игровыми приемами. Игры-эстафеты нужно использовать, так как они являются эффективным сред­ством развития ловкости и других физических и мораль­но-волевых качеств детей дошкольного возраста.

Лучший путь развития ловкости у детей старшего до­школьного возраста, когда у них уже есть необходимый запас двигательных навыков,- это применение игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому тре­бованию и отвечают игры-эстафеты.

Игры-эста­феты можно проводить соревновательным методом, ко­торый способствует формированию и физических и нравственных качеств. Однако при этом требуется ква­лифицированное педагогическое руководство со стороны воспитателя. В противном случае возникает опасность чрезмерного возбуждения детей, развития у них эгоиз­ма и т. п.

При правильном педагогическом руководстве дети учатся уступать, следовать требованиям, предъявляе­мым ко всем, уметь тормозить свои капризы и желания, у них воспитывается воля. А. С. Макаренко отмечал, что если ребенок «упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли». Необходимо убедить тех детей, которые поменьше, послабее, что они могут быть тоже непобедимыми и самостоятельными, если проявят ловкость, сообразительность, сме­лость, если будут действовать не в одиночку, а в дружном коллективе, сообща.

Наблюдая за взаимоотношениями в играх-эстафе­тах, за реакциями на неудачи менее подготовленных де­тей, можно заметить, что они теряются в новых, необычных условиях не только в играх, но и в по­вседневной деятельности. Таким детям надо уделять несколько больше внимания на занятиях, во время прове­дения игр-эстафет.

Очень важно у детей поддерживать интерес к играм-эстафетам, способствовать тому, чтобы у них появился стимул научиться выполнять любые дви­жения хорошо, чтобы робкие дети почувствовали уве­ренность в себе, а дети более подвижные и смелые об­ращали свои силы, свою энергию на более качественное выполнение игрового задания.

При подготовке и проведении игр - эстафет надо учи­тывать все аспекты воспитания личности, разнообразных духовных и нравственных качеств.

Мы ставим задачу развить у детей старшей группы такое важное физическое качество, как ловкость. Лов­кость понимают по-разному, но почти все сходятся на том мнении, что это комплексное двигательное качество и развивается оно различными средствами. Игры-эста­феты эффективно влияют на развитие таких свойств ловкости, как согласованность (координация) движе­ний, точность, быстрота, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.

Все игры-эстафеты составляются из движений, пре­дусмотренных «Программой воспитания в детском са­ду», т. е. выполнение их вполне доступно и инте­ресно детям. Вместе с тем часто меняющееся располо­жение препятствий в играх, смена способов выполнения игровых заданий, введение дополнительных движений повышают интерес детей, стимулируют проявление различных свойств ловкости.

Описание одной игры-эста­феты для детей старшей группы - «Надень колечко».

Место проведения и инвентарь. Игра про­водится в основной части физкультурного занятия в за­ле. Для игры требуются 3 ящика (размером 65Х55 см, глубиной 40 см), 3 плоских обруча (диаметром 40 см), 3 куба (40Х40Х40 см), 3 гимнастические скамьи (вы­сотой 25 см, длиной 2,5 м, шириной 20 см), 2 резиновые веревочки (длиной 3 м), 3 гимнастических мата, 3 пира­миды с набором колец двух цветов.

Подготовка к игре. Три равные по количеству и силам команды выстраиваются в колонну по одному за линией. Помощники воспитателя или дежурные в это время расставляют инвентарь. Напротив каждой коман­ды, у линии, на расстоянии 1 м друг от друга ставят на боковую сторону три ящика, на них кладут по плоскому обручу. В 2 м от ящиков ставят кубы, в 1,5 м от кубов ставят гимнастические скамейки вдоль зала и натяги­вают поперек их резиновые веревочки на расстоянии 1,5 м друг от друга-первую на высоте 40 см, вторую- 85 см от пола. В 2 м от скамеек кладут гимнастические маты, у противоположного конца зала ставят пирамиды, около них кладут кольца двух цветов.

Описание игры. По сигналу воспитателя первые игроки влезают на ящик, пролезают в обруч снизу вверх, спрыгивают с ящика и, положив обруч на ящик, бегут, запрыгивая на куб и спрыгивая с него, до скамей. Про­бегают по ним, перешагивая и подлезая под резиновые веревочки, спрыгивают и, подбежав к гимнастическим матам, выполняют на них кувырок вперед. Быстро вста­ют, добегают до пирамид и, надев на них кольцо нужно­го цвета, выполняют игровое задание в обратном порядке (кроме влезания на ящик и пролезания в обруч). Передают эстафету очередному игроку своей команды, касаясь его плеча рукой. Очередной игрок выполняет то же самое. Выигрывает команда, игроки которой без на­рушений правил первыми закончили игру.

Правила игры:

1. Очередной игрок начинает дви­жение только после того, как ему передали эстафету за линией.

2. Если во время игры игрок уронит обруч, пирами­ду, он должен сразу поднять их и продолжать игру.

3. При пробегании по скамье игроки не должны ка­саться натянутых веревочек и терять равновесие.

4. Игроки должны составлять пирамиду так, чтобы кольца одного цвета чередовались с кольцами другого цвета (например, красное - синее - красное...).

Методические указания. Игру можно прово­дить в форме соревнования между командами на точ­ность, правильность выполнения игрового задания. По­вторять игру можно на 3-4 занятиях подряд, не более трех раз на одном занятии.

При проведении усложненных вариантов этой игры следует также обращать внимание на точность выпол­нения игровых действий, предоставляя детям возмож­ность проявить инициативу в выборе удобного способа выполнения задания. В целях усложнения можно инвен­тарь и оборудование менять местами, ставить дополни­тельные препятствия, усложнить правила игры, ввести новые.

Вариант 1. Поменять местами скамейки и кубы.

Вариант 2. Поставить дополнительные скамейки по­перек зала-между матами и скамейками, над которы­ми натянуты резиновые веревочки.

Вариант 3. Поставить на место кубов на ребро про­лет гимнастической стенки или лестницу.

Педагогическое значение игры. В эту игру включены разнообразные физические упражнения с уче­том их разностороннего влияния на организм ребенка с преимущественным развитием точности движений, кото­рые наряду с ловкостью развивают функцию равнове­сия. А наличие соревновательного момента оказывает влияние на развитие быстроты движений, способности быстро переключаться с одного вида движения на дру­гой. В игре у детей воспитываются чувства поддержки, товарищества, сопереживания и т. д.

Летом дети с особенным интересом и желанием вы­полняют игровые задания на дорожке препятствий.

Игра - эстафета «Быстро к щиту».

Подготовка к игре. Две команды выстраивают­ся в колонну по одному за линией. Препятствия на пу­ти команд: на расстоянии 3 м от начала дорожки-за бор, в 7 м от начала-башня, положенная на боковую сторону (чтобы дети могли пролезть между рейками, отстоящими друг от друга на 45 см), в 10 м-2 барь­ера, в 17 м-бумы (к их дальним концам приставляет­ся вплотную по одному ящику кверху дном), в 29 м от начала дорожки две качающиеся доски, в 34 м-пенеч­ки разной высоты, в 44 м-комплексная гимнастиче­ская стенка.

Описание игры. По сигналу воспитателя первые дети бегут к забору, перелезают через него и, продол­жая бег, пролезают через рейки башни, перепрыгивают через барьеры, пробегают по буму, влезают на ящик и спрыгивают с него, пробегают по качающимся доскам, вбегают и сбегают с пенечков, перелезают через верх наклонной лестницы и, подбежав к концу дорожки (у щита), поднимают руку вверх, подавая сигнал к на­чалу движения очередного игрока своей команды.

После выполнения задания последними игроками команды выстраиваются в две колонны.

Правила. Основные правила дети усваивают в процессе предыдущих игр. В этой игре можно ввести правило: очередной игрок начинает выполнять игровое задание после того, как первый пролезет через рейки башни.

Варианты: 1. Поменять местами инвентарь. Поста­вить его в такой последовательности: башня, барьеры, забор и т. д.

2. Поставить 4 ящика поперек дорожки на боковые стороны.

Методические указания. При проведении игр-эстафет на дорожке площадка для игр намного увели­чивается. На дорожке несколько детей одновременно выполняют игровые задания, и воспитателю нужно пра­вильно выбрать место, откуда удобно контролировать качество движений, держать в поле зрения одновремен­но всех детей и осуществлять страховку. В зале воспи­татель может быстро переменить место нахождения в случае надобности, на дорожке же это сделать труднее.

Проведение игр-эстафет на дорожке препятствий возможно при условии хорошей организованности, дис­циплинированности и самостоятельности детей.

Педагогическое значение игры. Увеличение площадки игр-эстафет, использование разнообразного стационарного и переносного оборудования и инвентаря, выполнение знакомых движений в других сочетани­ях, дополнительные требования к точности движений, к их взаимной согласованности, к быстрой перестройке и переключению с одного вида движения на другой-все это непрерывно стимулирует развитие быстроты и на­ходчивости, воспитывает смелость и решительность, умение играть, согласуясь с действиями других.

22билет Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.

Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями - как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

В этих целях хорошо используются:

- информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;

- различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;

- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;

- «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;

- совместные физкультурные досуги, праздники;

- анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. Анкетирование является одной из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе воспитателями может быть создана картотека семей воспитанников, куда заносятся сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби.

Рассмотрим основные формы взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающих детей раннего дошкольного возраста.

В качестве взаимодействия дошкольного учреждения с родителями детей можно использовать посещение семей с целью выяснения состояния условий для игровой деятельности ребенка, наличие игрушек и выявления их места в жизни малыша. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В качестве наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих детей раннего возраста являются родительские собрания. Родительские собрания - действенная форма общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с содержанием и методами игры в условиях семьи и детского сада. Роль воспитателя - организовать встречу, спланировать ее ход, грамотно расставить акценты на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении затруднений, подготовить раздаточный материал, памятки, продумать практическую часть, подвести итоги работы, поблагодарить родителей за активность, желание работать вместе.

Можно проводить тематические родительские собрания по вопросам освоения подвижной игры. Но открытые просмотры родители не очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий, игр с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Во-первых, это хорошая «память» для родителей. А во-вторых, видеозапись занятий и игр с детьми можно показать на родительских собраниях, которая поможет убедительно подкрепить рассказ воспитателя.

Эффективны и семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации перед началом каждого заседания клуба проводится анкетирование.

Родители, особенно молодые, нуждаются и в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения игры и показать их.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем воспитатель может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации проводятся как индивидуально так и для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие.

Родительские конференции – основная цель которых, обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Значительным подспорьем здесь является библиотека специальной литературы по проблемам развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. К примеру, с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. К примеру, вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными, например, в папке на тему «Игра детей как средство воспитания»:

1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;

2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;

3) как организовать игровой уголок дома;

4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;

5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;

6) список рекомендуемой литературы.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Наши рекомендации