Художественное конструирование
Конструирование из бумаги
Образовательные задачи
Ø Формирование обобщенных способов формообразования — закручивание прямоугольника в цилиндр; закручивание круга в тупой конус; способности создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них, а также использования уже знакомых способов, в том числе и очень простых (разрывание, скручивание, сминание и др.).
Ø Развитие творческих проявлений детей, их инициативы в поиске сочетаний цвета, сочетаний бумаги с другими материалами, места своей поделки в общей композиции.
Содержание образовательной работы
Воспитатель:
Ø отрабатывает с детьми каждый способ отдельно, а затем создает условия для их использования в целях создания многих поделок разной тематики, например, на основе сложенного треугольника — лейка, корзиночка, колокольчик, кружка и пр.
Ø украшает с детьми поделки дополнительными деталями, раскрашивает красками, фломастерами;
Ø обеспечивает связь конструирования с другими видами детской деятельности — рисованием, игрой.
Конструирование из природного материала
Образовательные задачи
Ø Развития воображения и творчества детей.
Ø Формирование умений анализировать природный материал как основу для получения разных выразительных образов.
Ø Освоение детьми таких приемов, как: изменение пространственного положения основы, дополнение ее и убирание из нее лишнего для получения нового образа.
Содержание образовательной работы Воспитатель:
Ø направляет детей на создание художественного образа с опорой на материал (его форму, фактуру, цвет и др.) и свой опыт; учит видеть материал (его форму, цвет, размер, фактуру) с точки зрения его возможностей использования в передаче выразительного образа;
Ø учит использовать пластилин как скрепляющий материал; v поддерживает желания детей рассказать о своей поделке;
Ø формирует бережное отношение к природе (собирать высохшие ветки, листья, коряги; не ломать деревья, не рвать траву и т.п.).
Ø вертолет, ворота и пр.).
ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Определяется реализуемыми программами дополнительного образования, современными образовательными технологиями различной направленности:
Направления | Наименование программы, технологии | |
Развитие творчества старших дошкольников через изобразительную деятельность и творческую активность в процессе рисование пластилином | Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 5-7 лет по пластилинографии «Пластилиновое чудо». |
«Пластилиновое чудо»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают мелкую моторику рук и пальцев, что в свою очередь способствует развитию речи. Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, таким образом, развивается наблюдательность. Эта работа даёт простор детской фантазии, способствующей развитию творческих способностей. Ничто так не развивает воображение и моторику руки детей, как лепка. Ребёнок осязает то, что он делает
Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами. На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом.
Цель: формирование восприятия явлений окружающей действительности и форму предметов через пластилинографию.
Основные задачи:
• Формировать у детей изобразительные навыки. Развивать у них интерес к художественной деятельности.
• Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.
• Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.
• Развивать мелкую моторику рук
• Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.
• Воспитывать эстетический вкус
Обучающие:
• Побуждать детей вносить свой замысел в работу.
• Учить основным приёмам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание)
• Учить детей использовать в работе различный бросовый и другой материал, комбинировать его.
• Учить детей самим оформлять свои готовые работы. (Фон, рамки)
Развивающие:
• развитие образного мышления и воображения, мелкой моторики рук;
• сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел;
• развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий
Воспитательные:
• Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
• Прививать навыки работать в группе, в парах;
• Нравственное воспитание.
(Приложение 4.11)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Образовательные задачи
Ø Формирование интереса к физической культуре, к ежедневным занятиям и подвижным играм; к некоторым спортивным событиям в стране.
Ø Содействие постепенному освоению техники движений, разнообразных способов их выполнения.
Ø Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, сила, гибкость, общая выносливость.
Ø Воспитание положительных черт характера, нравственных и волевых качеств: активность, настойчивость, самостоятельность, смелость, честность, взаимопомощь, выдержка и организаторские навыки.
Ø Формирование некоторых норм здорового образа жизни.
Содержание образовательной работы
Педагог способствует формированию у детей правильного выполнения основных движений.
Ходьба: в разных построениях (в колонне по одному, по два); обычным, гимнастическим шагом; приставными шагами вперед, в стороны, назад; перекатом с пятки на носок; в разном темпе; сохраняя равновесие на уменьшенной, подвижной опоре и на одной ноге после остановки.
Бег: в колонне по одному и по два; выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая голени назад; по прямой и наклонной поверхностям; в сочетании с другими движениями; с преодолением препятствий в естественных условиях; с разной скоростью — медленно, быстро, в среднем темпе; непрерывный бег 1,5—2 мин; со средней скоростью 60—100 м; медленный бег на 320 м по пересеченной местности; челночный бег 3x10 м; бег наперегонки, с ловлей и увертыванием.
Прыжки: подпрыгивание на месте разными способами: ноги скрестно — ноги врозь; одна нога вперед, другая назад; попеременно на правой и левой ноге; прыжки сериями по 20—30 прыжков (2—3 раза); прыжки с продвижением вперед на двух и на одной ноге, с ноги на ногу; через линии, невысокие предметы; прыжки в длину с места не менее 80—90 см; в длину с разбега; в высоту с разбега; через короткую скакалку, вращая ее вперед; на двух ногах, с междускоками, с ноги на ногу; через длинную скакалку (неподвижную, качающуюся).
Бросание, ловля, метание: бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками; одной рукой; с хлопками и другими заданиями; перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений; через сетку; отбивание мяча об пол, об землю на месте и с продвижением вперед; прокатывание набивных мячей (весом 1 кг); метание мяча, мешочка с песком в горизонтальную и вертикальную цели (расстояние 3—4 м); метание вдаль правой и левой рукой как можно дальше.
Ползание и лазание: ползание на четвереньках по ограниченной поверхности; проползание под несколькими препятствиями; ползание на животе по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками; лазание по гимнастической стенке, лестнице вверх, вниз; лазание по веревочной лестнице; чередование ползания с другими видами движений.
Для развития равновесия и координации движений педагог проводит с детьми следующие общеразвивающие упражнения:
Ø для рук и плечевого пояса: поднимание, разведение, сгибание, выпрямление рук из разных положений; махи; вращения; выполнение движений одновременно двумя руками и поочередно; медленно, быстро; вращение кистями рук; разведение и сведение пальцев рук;
Ø для туловища: повороты вправо, влево; наклоны вперед, в стороны, назад; подтягивание ног к груди; лежа на спине одновременное поднимание обеих ног и опускание их; движение ногами как при езде на велосипеде; группировка; перекаты; перевороты со спины на живот; лежа на животе, прогибание;
Ø для ног: многократное поднимание на носки; сгибание, разгибание ног; махи вперед, в стороны, назад; выпады вперед, в сторону; сгибание, выпрямление, вращение стоп; сгибание пальцев ног с захватыванием мелких предметов. Общеразвивающие упражнения выполняются с использованием различных физкультурных пособий (шнуров, лент, обручей 115 разных размеров, гимнастических палок, мячей мелких и крупных, набивных— 0,5—1 кг, гимнастических скамеек, стенок и др.).
Упражнения в построении и перестроении. Построение в колонну по одному, по два, в несколько колонн, кругов; перестроение из одной колонны в несколько, на месте, на ходу; повороты на месте налево, направо переступанием и в движении — на углах. Равнение в колонне на вытянутые руки вперед; в шеренге и в круге — на вытянутые руки в стороны.
Для мотивации детей к выполнению движений педагог использует разные приемы: соревновательные элементы, образные сравнения (бегаем как спортсмены, прыгаем, как смелые цирковые артисты и т.п.).
Катание на санках: катание с горы по одному и сидя вдвоем на санках, спуск с горы с поворотом в правую, левую стороны.
Приобщая детей к некоторым видам спорта, воспитатель организует:
Ø ходьбу на лыжах скользящим шагом друг за другом; переменным шагом по пересеченной местности; повороты на месте и в движении; ходьба на лыжах, обходя стоящие на пути предметы (флажок, дерево, куст).
Ø скольжение по ледяным дорожкам после разбега;
Ø езду на двух— или трехколесном велосипеде: прямо, с поворотами, по кругу, «змейкой»;
Педагог создает условия для освоения элементов спортивных игр:
Ø городки — построение из городков некоторых фигур («Бочка», «Ворота», «Колодец»), броски бит, броски бит с выбиванием фигур (с полукона);
Ø бадминтон — подбивание волана (правой и левой рукой), отбивание волана после броска, броски волана через сетку, броски волана в круг (обруч);
Ø футбол — прокатывание мяча в ворота, прокатывание мяча под планкой, ведение мяча, передача мяча друг другу;
Ø хоккей (без коньков на льду или площадке со специальным покрытием) — удары клюшкой по шайбе, броски по воротам, передача шайбы друг другу, ведение шайбы в разных направлениях;
Ø баскетбол — броски и ловля мяча, передача мяча друг другу, отбивание мяча правой и левой рукой на месте, ведение мяча, броски мяча в щит, броски мяча по кольцу;
Ø организует плавание (при наличии условий) — скольжение на груди и на спине; перевороты с груди на спину и наоборот; скольжение на груди и на спине, чередуя вдох и выдох; в сочетании с дыханием движения ногами, руками (с доской, без доски, с ластами), плавание произвольным способом.
Педагоги используют подвижные игры как важное средство повышения двигательной активности, активизации имеющегося опыта в движении и формирования двигательных качеств детей: «Ловишки», «Затейники», «Дрессированные лошадки», «Кто скорее доберется до флажка», «Охотники и обезьяны», «Послушный шарик», «Охотники и зайцы», «Подвижная цель» (для развития гибкости); «Кто лучше прыгнет», «Из кружка в кружок», «Кто сделает меньше прыжков», «Пожарные на учении», «Брось за флажок». (для развития силы мышц); «Ловишки», «Встречные перебежки», «Пятнашки», «Мяч капитану», «За мячом» (для развития выносливость); «Парный бег», «Сделай фигуру», «Белые медведи», «Совушка», «Быстрей по местам», «Ловишки-журавлики», «Не оставайся на полу», «Классы», «Прыжки со скакалкой», «Кто скорее», «Успей пробежать», «Попади в обруч» (для развития ловкости); «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Караси и щука», «День и ночь», «Бездомный заяц», «Два мороза» (для развития быстроты реакции).
Одна и та же игра может способствовать развитию нескольких качеств. Например, игра «Ловишки», проводимая на небольшой, ограниченной площадке, способствует развитию гибкости (игрок должен увернуться от водящего, проявив максимальную гибкость и подвижность). Эта же игра, проводимая на большой площадки, требует от игроков максимальной выносливости (особенно от водящего). Особое внимание педагог уделяет процессу деятельности, как игровому, что делает его интересным и эмоционально насыщенным.
Формируя некоторые нормы здорового образа жизни, воспитатель:
Ø контролирует выполнение детьми основных правил личной гигиены: своевременное мытье рук, умывание, чистка зубов, полоскание рта после приема пищи и др.;
Ø поддерживает совершенствование у детей навыков самостоятельности; формирует и закрепляет у них полезные привычки, способствующие хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни (заниматься гимнастикой, играть в подвижные игры, с удовольствием выполнять закаливающие процедуры и т.п.);
Ø проводит специальные закаливающие процедуры в виде воздушных ванн и водных воздействий;
Ø проводит занятия физической культурой на участке (при благоприятной погоде и в соответствующей одежде детей);
Ø учит детей два раза в день полоскать горло кипяченой водой комнатной температуры в целях профилактики острых респираторно-вирусных инфекций, особенно в период эпидемии;
Ø создает условия для удовлетворения потребности детей в самостоятельной деятельности и активности.
В качестве закаливающего средства в домашних условиях под присмотром взрослых рекомендуется хождение босиком в помещении; в теплое время года — по очищенному грунту. Можно использовать и такие способы закаливания как «топтание» в тазу с водопроводной водой в течение 5—20 сек., хождение босиком по ткани, смоченной водой комнатной температуры и уложенной на массажные коврики и др.
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Здоровье
Проявления в психическом развитии:
Ø хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;
Ø стремится к контактам, проявляет доброжелательность в общении со взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную отзывчивость;
Ø стремится к освоению нового (информации, игр, способов действия с различными предметами). Проявления в физическом развитии: развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скорость, сила);
Ø сохраняет статическое равновесие (от 15 с), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);
Ø подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
Ø прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
Ø бегает свободно, быстро и с удовольствием, ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
Ø бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок удобной рукой на 5—8 м;
Ø хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку;
Ø накапливается резерв здоровья (снижается частота заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений);
Ø активен, хорошо ест и спит;
Ø владеет элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдает правила личной гигиены, проявляет разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях).