Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства.
Ф.Райс выделяет четыре основных стиля руководства и общения родителей с ребенком:
- автократический;
-авторитетный, но демократический;
-либеральный
-хаотический.
Критерием выделения перечисленных стилей является способ принятия решений.
Автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка. Авторитетный, но демократический стиль основывается на совместном принятии решений родителями и детьми и учете интересов ребенка.
Либеральный стиль руководства оставляет инициативу и решение за ребенком.
-Хаотический стиль характеризуется непоследовательностью управления и руководства, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно (Райе Д, 2000).
Д.Элдер расширяет указанный список и рассматривает уже семь стилей общения и взаимодействия родителей с детьми применительно к подростковому возрасту (М.Кле, 1992). 1.Автократичный стиль, как крайний вариант родительского единоначалия, исключает участие подростка как в обсуждении проблем, так и в принятии решений.
2.Авторитарный стиль, хотя и оставляет за родителем абсолютную власть и неограниченное право принятия решений, допускает для подростка возможность высказывания своего мнения и точки зрения, но без права голоса.
3.Демократичный стиль руководства предполагает равноправное участие родителя и подростка в обсуждении и принятии решения, учитывая при этом опыт и меру компетентности каждой из сторон. 4.Эгалитарный (равенство) стиль абсолютизирует равенство позиций родителя и ребенка, не дифференцируя их роли во взаимодействии, и, соответственно, не учитывая возрастные, индивидуальные и когортные различия между ними.
5.Разрешающий стиль характеризуется усилением роли и влияния подростка, возрастанием активности в управлении семейным взаимодействием при возрастающей готовности родителя некритично согласиться с любым решением, предлагаемым подростком.
6.При попустительском стиле взаимодействия право единоличного решения передается родителем подростку, а подросток уже сам выбирает, информировать ли ему родителей о своих действиях. 7.Игнорирующий стиль родительско-детского взаимодействия, представляет собой полную независимость и дистанцированность партнеров, когда родители не интересуются делами подростка и не принимают в них никакого участия, а подросток не считает нужным информировать их о своих планах и поступках.
Исследования влияния различных стилей руководства на развитие личности ребенка и формирование родительско-детских отношений показало, что демократический, авторитетный стиль взаимодействия оказывает наиболее благоприятное воздействие, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. (Ф.Райс, 2000).
Авторитарныйстиль руководства, основанный на требовании беспрекословного подчинения, приводит к формированию негативизма, протестных реакций, или, напротив, к чрезмерной зависимости, безынициативности, низкой волевой регуляции и недостаточной самоэффективности. Отношения родителей и детей оказываются пронизаны враждебностью, агрессивностью, недоверием и отчужденностью.
Либерально-попустительский стиль взаимодействия не обеспечивает достаточной ориентации ребенка в социальных ожиданиях, нормах, требованиях, вследствие чего выступает фактором риска в генезисе девиантных форм поведения, социальной дезадаптации. Атмосфера вседозволенности рождает повышенную тревожность, страх, сомнение в собственной ценности, неуверенность в себе(Р.Берне, 1986).
Особенно неблагоприятно на развитии детей сказывается хаотичный или непоследовательный стильруководства и общения, умножающий негативные следствия как авторитарного, так и попустительского стиля. Авторитетный и демократический стиль управления и взаимодействия, сочетающий поощрение самостоятельности и автономии ребенка, уважение его прав, с одной стороны, и разумную дисциплину, произвольность и ответственность поведения, с другой стороны, создает наиболее благоприятные условия для развития личности.