Мотивы воспитания и родительства.
Родительство может рассматриваться как особая деятельность, имеющая органические предпосылки и культурно-историческую природу. Родительство, включающее, как отмечалось выше, институт отцовства и материнства, является социально-предписанной, опосредствованной культурным опытом, нормами, традициями и общественно-значимой деятельностью. Родительство, как и всякая другая деятельность, характеризуется иерархической системой мотивов, включающих смыслообразующие и побудительные мотивы, мотивы "только знаемые" и "реально действующие" (А.Н.Леонтьев), осознаваемые мотивы (сознательные намерения) и бессознательные побуждения.
О нарушениях мотивационной системы деятельности, реализующей задачи воспитания и родительства, можно говорить тогда, когда смыслообразующие мотивы неадекватны содержанию реализуемой деятельности, либо, если гипертрофирован один из мотивов, или, если мотивы противоречат и не согласуются друг с другом.Глубокий следствий их искажения представлен в работах А. С. Спиваковской (1981; 1985; 1988). Все мотивы воспитания могут быть подразделены на три группы: мотивы, реализующие ценностное отношение к ребенку, социальные мотивы, инструментальные мотивы.
Первую группу составляют мотивы деятельности, реализующие ценностное отношение к ребенку:
-мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке
-мотив, реализующий потребность в смысле жизни.
Ребенок для родителя обладает самоценностью как личность, родительско-детские отношения строятся как диалогическое общение равноправных партнеров, источник личностного роста каждого из них (Л.А.Петровская, А. С.Спиваковская, 1983).
Мотив, реализующий потребность в привязанности, эмоциональном контакте и поддержке является естественным стремлением личности к установлению эмоционально-позитивной связи со значимым Другим... Часто именно этот мотив выступает как смыслообразующий в родительском воспитании.
Нарушения и искажения воспитания возникают тогда, когда ребенок является для родителя единственным человеком, в отношении которого может быть реализована эта потребность.
Неполные семьи составляют в этом отношении группу риска, поскольку возможности общения и контактов одинокого родителя, воспитывающего ребенка, часто бывают ограничены в силу ролевой перегруженности, и ребенок становится центром концентрации аффективных переживаний родителя.
Другим вариантом нарушения процесса воспитания может стать высокая мотивация эмоциональной близости и привязанности при низкой эмоциональной дифференцированности ребенка и родителя. В случае симбиотической связи с ребенком родитель оказывается чрезмерно вовлеченным в родительско-детские отношения и аффективно зависимым. Причиной такой гипертрофированной зависимости могут быть неадекватные формы привязанности самого родителя, переносимые на отношения с ребенком, или невротическая потребность в любви. Возможным следствием - искажение типа семейного воспитания по типу потворствования и вседозволенности или воспитания по типу "кумир семьи". Неопределенность, размытость личностных границ в родительско-детских отношения становится препятствием в формировании личностной идентичности и решении задачи автономизации и становления самостоятельности в подростковом возрасте.
Мотив, реализующий потребность в смысле жизни, является важнейшим смыслообразующим мотивом родительства. Полная самореализация личности в зрелости предполагает воспитание ребенка, передачу ему опыта и накопленной мудрости в процессе воспитания и наставничества, выступая для зрелой личности возможностью осуществления самотождественности после завершения индивидуального жизненного цикла (Э.Эриксон, 1995). Однако, если воспитание выступает единственным смыслом и ценностью в жизни родителя, то в момент завершения выполнения воспитательной функции родителем с большой вероятностью возникает кризисная ситуация, связанная с необходимостью переосмысления жизненного пути, построения новых жизненных смыслов и целей. Если переосмысление непродуктивно, родитель сталкивается с ситуацией утраты смысла жизни и переживанием личностного краха, как неспособности к построению новых жизненных планов.
Вторая группа мотивов.К социальным мотивам воспитания относятся такие как мотив долга и мотив социального самоутверждения (престижный мотив). Особенность такой мотивации в том, что воспитание ребенка выступает как условие социального признания и достижения (подтверждения) родителем своего социального статуса. Воспитание ребенка в глазах родителя является важной задачей, возложенной на него обществом, успешность выполнения которой определяет меру социального успеха и признания Игнорирование потребностей ребенка предполагает систематическую депривацию более или менее широкого круга потребностей ребенка. Наиболее уязвимыми при этом оказываются, как правило, высшие потребности - в сотрудничестве и совместной деятельности с родителями, в эмоциональном и познавательном общении. Дисгармоничность удовлетворения потребностей предполагает игнорирование одних и некритичное чрезмерное удовлетворение других потребностей ребенка. Например, при чрезмерной интенсивности познавательных форм активности, ребенок может испытывать депривацию потребности в эмоциональном контакте, любви и ласке родителей. Наоборот, заласканный и избалованный домашними ребенок, ни знающий отказа ни в чем, что касается еды, лакомств, малейшее желание которого немедленно угадывается родителями, буквально задыхается в затхлой атмосфере невежества, где нет места духовным интересам и познавательным видам активности (детство Илюши Обломова, блестяще описанное а романе И.А.Гончарова). Типичным вариантом дисгармоничности удовлетворения потребностей ребенка родителями является потворствование в области материально-бытовых потребностей и недостаточность их удовлетворения в области высших потребностей, в основе которых лежит стремление родителей "откупиться" от ребенка за недостаток любви и внимания либо низкий культурный уровень самих родителей, для которых ценность и значимость духовных потребностей крайне низка. ( не до конца)