Какие качества работника оцениваются с помощью теста Майерс-Бриггс (MBTI)?
Для служб персонала в организации одной из основных задач является подбор кандидатур, наиболее подходящих с точки зрения, во-первых, уровня профессионализма в конкретной области деятельности и, во-вторых, соответствия конкретному рабочему месту, а именно, должности (руководитель/специалист…) и коллективу. При этом имеет важное значение не только констатация состояния на настоящий момент, но и оценка потенциала человека, прогноз направления его развития и перспектив. Достаточно эффективно помогает в этом опросник Майерс-Бриггс (MBTI - Myers-Briggs Type Indicator - Индикатор типов Майерс-Бриггс), представляющий собой удобную рабочую классификацию психологических типов, позволяющую оперативно оценить:
- наиболее выраженные деловые качества,
- особенности поведения,
- стиль деятельности (руководства),
- оптимальное рабочее окружение (в т.ч., предпочитаемый режим работы),
- “слабые места” и возможные пути развития.
В данной статье мы расскажем об одной из версий адаптации этого известного теста1, хорошо зарекомендовавшей себя в “психологических кругах”, которая более 10 лет успешно используется в работе служб персонала ряда организаций, а также центров профконсультирования и трудоустройства (профессионального перепрофилирования).
Чем хорош этот тест?
MBTI выгодно отличается от многих психологических тестов, в первую очередь, лежащей в его основе теоретической базой. Можно перечислить также ряд других “плюсов”:
- представляет собой целостную систему;
- содержит аккумулированный практический опыт, позволяющий делать конкретные описания;
- удобна в работе, конструктивна, не примитивна и не слишком академична;
- технологична (имеет технологичные способы приложения к конкретным случаям);
- не апеллирует к “клиническому опыту”;
- понятна как профессионалу, так и интересующемуся;
- обеспечивает понимание особенностей и возможностей личности применительно к широкому кругу задач.
В основу теста положена типология личностей К.Юнга. По убеждению Юнга, все склонности, симпатии и антипатии человека коренятся в различии базисных (врожденных или формирующихся в детстве) способов получения (восприятия), понимания (переработки) и использования информации разными людьми. Методика позволяет выявить у каждого четыре основных предпочтения, варианты их сочетаний составляют 16 различных типов личности, каждому человеку соответствует один из них. Несмотря на то, что выраженность типа может быть различной, методика позволяет установить индивидуальные особенности достаточно точно.
Структура и принцип работы теста
Вопросы теста позволяют выявлять предпочтения людей путем выбора каждый раз из двух равнозначных альтернатив (это варианты поведения человека в разных ситуациях либо пары понятий), каждая из которых не является “правильной” или “неправильной” – просто разные люди в аналогичных ситуациях по-разному ведут себя, интересуются разными вещами, испытывают тяготение к разным сферам и порой с трудом понимают друг друга (из серии “на вкус, на цвет товарища нет”, просто один любит яблоки, а другой – манную кашу…). Делая выбор, человек набирает баллы по одной из 4-х биполюсных шкал (3 основные шкалы являются индикаторами базисных предпочтений, 4-я шкала – стиль поведения в условиях неопределенности).
Сравнение показателей, полученных по двум полюсам одной шкалы, показывает, насколько человек отдает предпочтение (чаще использует) одному способу работы с информацией перед другим, но не о том, насколько хорошо развита функция. Понять, что подразумевается под предпочтением, помогает метафора “правша-левша” – использование доминантной, предпочитаемой руки естественно и не требует дополнительных усилий (например, при письме), и, наоборот, используя не доминантную руку, человек испытывает неудобство, ему требуется больше времени, чтобы выполнить ту же задачу.
Тип личности выявляется на основании получения показателей суммы баллов, набранных по каждому полюсу. В итоге мы получаем четырехбуквенное обозначение, например ESTJ, INFP.
Шкалы (факторы)
Шкалы опросника позволяют оценить индивидуальную выраженность четырех основных аспектов (функций) взаимодействия с информацией, соответствующих шкалам методики:
- как пополняет и куда направляет человек свою энергию (на чем сосредоточивает свое внимание) – вовне или внутрь себя – шкала Экстраверсия – Интроверсия (Е-I);
- какого рода информацию и каким способом воспринимает прежде и легче всего – шкала Сенсорика (ощущение) – Интуиция (S-N);
- каким образом принимает решения (чем в первую очередь руководствуется) – шкала Мышление – Чувства (T-F);
- какой стиль жизни предпочитает (жить в упорядоченном, определенном мире или же в более свободном, неструктурированном мире, изучая, рассматривая различные варианты) – шкала Суждение – Восприятие (J-P).
Рассмотрим смысл каждой шкалы подробнее.
E-I (источник энергии – во внешнем или во внутреннем мире?)
Экстраверты (Extraversion) – получают энергию извне, “заряжаются” в общении, от внешних событий и, в свою очередь, направляют свою энергию во внешний мир. Чтобы понять, нуждаются в опыте непосредственного взаимодействия с объектом понимания, любят действовать.
Интроверты (Introversion) – сосредоточены на своем внутреннем мире, черпают энергию “из себя” и тратят ее на события внутри себя. Нуждаются в уединении для обработки информации. Стараются сначала составить представление об объекте и только потом взаимодействовать с ним. Не стремятся к широким контактам, хотя внешне могут не иметь проблем в общении.
S - N (преобладающий способ сбора информации)
Люди “сенсорного” типа (Sensing), в первую очередь, ориентированы и доверяют информации, поступающей по каналам пяти органов чувств. Чтобы понять, что на самом деле происходит, им необходим практический опыт и конкретные факты. Любят предустановленные способы делания дел. Работают с большим количеством разнородных сведений. Они исключительно реалистичны, внимательны к деталям, при этом могут “за деревьями не увидеть леса”.
“Интуитивы” (Intuition), напротив, стараются выйти за пределы непосредственно данного, понять значения, связи и отношения, увидеть “то, что за поворотом”, используя для этого свою интуицию. Легко устают от обилия фактической информации, не любят тратить время на детали – в первую очередь стремятся составить представление о картине в целом и понять ее общий смысл. Везде ищут новые возможности и пути. Ускоряют приход перемен.
T - F (критерии и ценности в принятии решений)
Люди “мыслительного” типа (Thinking) принимают решения, руководствуясь, в первую очередь, логикой, объективным анализом. Считают, что можно опираться на чувства только тогда, когда они логичны. Выступают за “объективную справедливость”, беспристрастность. Недооценивают отношения, мотивы людей. Критичны, могут быть жесткими.
Для “чувствующего” типа (Feeling) важнее отношения, решение должно “удовлетворять людей”. Они предпочитают гармонию порядку, считают, что чувства ценны сами по себе, могут проявлять субъективизм. Любят иметь дело с людьми, понимать их проблемы.
J - P (ведущий стиль жизни)
Данная шкала показывает, относится человек к “решающему” типу (Judgment), либо склонен к созерцательной позиции (Perception).
Представители “решающего” типа стремятся жить распланированно, стабильно и упорядоченно, регулировать и контролировать жизнь. Любят определенность: принять решение - и выполнить его! Предусмотрительны, организованны, ориентируются на результат. Испытывают стресс в ситуации неопределенности.
“Воспринимающий” тип склонен, скорее, понимать жизнь, чем контролировать ее. Люди этого типа стремятся жить гибко и спонтанно. Предпочитают оставаться открытыми для нового опыта, доверяя своей способности адаптироваться к изменениям. Ориентированы на процесс, любят импровизацию, испытывают стресс от внешних ограничений. Не спешат делать выводы, многое делают в последний момент.
Для экспресс-анализа принято выделять 4 основных двухбуквенных (двоичных) типа. Остальные буквы добавляют контекст к их описаниям. Итак, рассмотрим двоичные типы: характеры, профессии, слабые места, мотиваторы.