Понятие «модель компетенции» личности

компетенция - это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе». Компетенции - это основные характеристики сотрудника, обладая которыми он способен показывать правильное поведение и, как следствие, добиваться высоких результатов в работе.

Например:

Умение ставить четкие цели;

планирование и организация;

лидерство;

ориентация на результат;

сбор и анализ информации;

генерирование и накопление идей

навыки коммуникации;

умение работать в группе;

адаптивность к изменениям;

личное развитие.

Компетенция является глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и может предопределять поведение чело­века во множестве ситуаций и рабочих задач. Она состоит из многих личностных параметров (черт личности, характеристик темперамента и эмоционально-волевой сферы, уровня интеллекта и особенностей мыслительной сферы, мо­тивов, установок, знаний и сложных навыков), и все эти параметры можно выявить и оценить по тому, как ведет себя личность.

Например: коммуникационная компетенция полнос­тью проявляются в том, насколько эффективно человек ведет переговоры, как он влияет на людей и как работает в команде. Поведенческая компетенция описывает поведение эффективно действующих исполните­лей проявляющих личные мотивы, черты характера и способности в процессе решения задач, ведущие к достижению нужных ре­зультатов в работе и т.д.

Кроме личного характера, мотивов и способностей, на индивидуальное поведение, также оказывают значительное влияние ценности и принципы, принятые в организации. В связи с этим многие компании стали изучать их и доносить до сведения своих работников. Особенно выделяя при этом то, какую роль эти ценности и принципы должны играть в ежедневной деятель­ности. Некоторые компании включили корпоративные принципы и цен­ности в модель компетенций и заботятся о том, что­бы поведение персонала соответствовало принятым установкам.

Компетенции бывают:

Приобретенные – знания и умения, приобретенные на работе, а также в ходе обучения и повседневной деятельности. Оценку этих компетенций можно осуществлять с помощью тестов способностей.

Природные – базовые качества личности (экстраверсия/интроверсия, эмоциональная стабильность/тревожность, приятность/цинизм, добросовестность/спонтанность). Оценка природных компетенций производится на основе личностных тестов.

Адаптивные – набор качеств, позволяющих индивиду достигать цели в новой рабочей среде. Оценка адаптивных компетенций осуществляется также с помощью личностных тестов. Источник адаптивных компетенций заключен, по-видимому, в эмоциональных способностях личности, которые не являются врожденными, а могут быть приобретены и развиты.

Демографические характеристики, влияющие на поведение индивида в организации.

Демографические характеристики помогают понять становление личности и объяснить поведение индивида в организации. Наиболее важными демографическими характеристиками являются пол, этническая принадлежность, возраст, семейное положение, статус. Некоторые из них являются временными, такие как социально-экономический статус; другие - постоянными (место рождения, семья, пол).

16) Влияние возраста на эффективность работника (модель Д.Холла)

Более наглядно этапы карьеры продемонстрировал Д. Холл. В его

модели представлено так называемое «плато» в развитии карьеры,

когда человек достигает мастерства и останавливается как в

профессиональном, так и карьерном развитии. Этот этап приходится на

возраст 45–65 лет. Тем не менее, некоторые люди

могут пойти в очередной этап роста, а другие и в стагнацию, то есть

снижаться в карьерном росте и личностном развитии.

Прохождение каждого этапа подкрепляется и обосновывается

работником с помощью плана личного роста. Параллельно с разработкой структурности и этапности карьеры для конкретной ситуации руководством организации создается тщательно продуманная и строго дифференцированная система мотивации профессионального и

должностного роста сотрудника

Наши рекомендации