Различия в поведении национальных групп работников в международном организации и их классификация.
Ценности личности и черты ее характера неизбежно несут на себе отпечаток ценностей и характера, свойственных большинству представителей той или иной национальной культуры. Эти два критерия больше, чем любые другие, отличают одну национальную культуру от другой, так как они в первую очередь оказывают влияние как на поведение работников, так и на стиль управления. Однако, учитывая разную значимость внутренних составляющих этих показателей и большое количество, что естественно, затрудняет использование их для управления поведением глобальной организации, ученые пытаются сформулировать обобщенные критерии различных национальных культур. По разработанной методике Хофстед свел все эти различия в 4 группы:
1. Стремление избегать неопределенности. Этот критерий характеризует людей с точки зрения их отношения к ситуациям, когда они не могут предсказать будущее событие. Материалы исследования показали, что одни люди не придают значения неопределенности, другие - рассматривают неопределенность как угрозу жизни. Эти различия существенным образом влияют на их установки и поведение.
2. Мужественность - женственность. Согласно Хофстеду, сильное мужское начало в национальной культуре означает настойчивость, доминирование независимости и честолюбие. В то же время сильное женское начало свидетельствует о склонности людей к взаимозависимости, эмоциональности, состраданию к другому человеку.
3. Индивидуализм - коллективизм. Этот параметр характеризует ориентацию норм и ценностей национальной культуры либо на индивидуальные, либо на групповые интересы. Индивидуализм делает упор и достижение индивидуальных целей, запросов и успехов. При этом предполагается, что если каждый индивид удовлетворяет свои потребности, то выигрывает и общество. При коллективной ориентации индивид склоне концентрировать личные интересы в пользу группы.
4. Дистанция власти (дистанция между людьми, имеющими различный статус). Анализ показал, что в тех национальных культурах, где существует обостренное восприятие различий статуса, нормы и ценности организационной культуры основаны на иерархических представлениях. Индивиды из таких стран считают, что те, кому принадлежит власть, имеют право на особые права и привилегии и что начальник и подчиненные - это различные категории людей. В тех же национальных культурах, где члены общества воспринимают различия в положении статуса отдельных лиц как естественный порядок вещей, дистанция власти незначительна. Люди в таких странах убеждены в том, что начальники должны быть доступными для подчиненных, обязаны вести себя так, как и подчиненные, и что облечение властью - само по себе ни благо, ни зло, все зависит от целей и последствий употребления власти.
Применяя эти четыре обобщенных критерия в разных сочетаниях, Хофстед пришел к выводу, что большинство стран можно распределить на восемь основных групп:
1. Английская группа (Австралия, Британия, Ирландия, США., Южная Африка).
2. Арабская группа (Абу-Даби, Бахрейн, Гонконг, Кувейт, Малайзия).
3. Ближневосточная группа (Греция, Иран, Турция).
4. Германская группа (Австрия, Германия, Канада, Новая Зеландия, Швейцария).
5. Дальневосточная группа (Индонезия, Тайвань, Таиланд, Южный Вьетнам).
6. Латиноамериканская группа (Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Чили).
7. Скандинавская группа (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция).
8. Южно- европейская группа (Бельгия, Испания, Италия, Португалия, Франция).
Особый список образовали в таблице Бразилия, Израиль, Индия и Япония. Эти страны по одни показателям попадали в одну группу, по другим - в другую. Россия по трем показателям: стремлению к избеганию неопределенности, соотношению индивидуализма-коллективизма и дистанции власти - близка к Японии. В тоже время по показателю мужественность-женственность, Россия более похожа на США.
33. Становление организационного поведения как научной дисциплины.
Во все века люди понимали особую роль человеческих отношений в управлении жизнью на Земле. Почти 4000 лет назад египтянин Птаххотеп написал свое «Поучение» об управлении людьми. В начале нынешней эры выдающийся писатель, философ и государственный деятель Луций Сенека сделал попытку определить контуры науки, которая должна заниматься управлением душой человека и назвал эту науку «психаго-гикой».
Попытки понять человеческое поведение предпринимались в русле астрологии, теологии, философии, литературы.
Коренной перелом - первая половина 20 века.
Предпосылки:
1. становление психологии как самостоятельной науки; 1879 г. Вильгельм Вундт (основал первую лабораторию для экспериментального изучения психических явлений).
2. «доктрина человеческих отношений» Элтона Мэйо.
Доктрина человеческих отношений. Решающая роль в трудовой активности принадлежит психологическим факторам. Они основываются на рациональном и иррациональном, влечениях и глубинных инстинктах. Настроения, чувства работников - не только следствие развития их индивидуальной психики, но и продукт воздействия групповой, коллективной психологии, результат морально-психологического климата трудового коллектива. В центре внимания доктрины - проблемы групповых отношений, коммуникационных барьеров, конфликтов и сотрудничества. Значительную часть конфликтов между человеком и организацией можно устранить, если более полно удовлетворить социальные и психологические потребности личности.
1959 г. Гордон и Хауэл. Новая учебная дисциплина «организационное поведение». Она интегрирует соответствующие области общей, социальной, экспериментальной психологии, психологии управления, теории организации, социологии, политологии, антропологии и использует достижения философии, логики, риторики, педагогики, этики, права, морали, искусства, религиозных конфессий.
Теория организационного поведения постоянно развивается. Особенности ОП в современном мире определяют четыре группы изменений: рабочей силы, ожиданий клиентов, организаций и процессов управления.
35. Технология самоопределения в организационном поведении.
Способности; Это индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности. Высшими формами способностей являются талант и гениальность. В процессе деятельности существенную роль играет диалектика между способностями и умениями. Умения предполагают наличие определенных способностей, с другой стороны формирование способностей предполагает освоение связанных ними умений. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.
Общественные способности - способы деятельности общества. Они отражают уровень цивилизованности.
Нормы; Всякое действие должно происходить по определенным правилам, каждый человек в своих действиях руководствуется определенными правилами - нормами. Нормы бывают внутренние и внешние. Внутренние нормы -это информация, которая сформировалась в сознании человека в результате его взаимодействия с окружающей средой. Часть этих норм воспринимается личностью как собственный кодекс, правил поведения, другая - может меняться, чтобы соответствовать внешним нормам. Внешние нормы- это нормы, которые отражают порядок, правила жизни окружающего человека мира. Общественные нормы - это социокультурные правила, которыми руководствуется каждый член общества в своей жизни. Потребности. Нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности к развития организма, человеческой личности. Общественные потребности определяют качество жизни общества в целом и каждого его члена в отдельности.
Потребности являются исходным побуждением человека к деятельности. На начальном этапе потребность осознается как влечение. По мере того, как осознается предмет влечения, возникает желание. Желание
рождает побуждение к действию - удовлетворению потребности. На пути от цели до принятия решения, то есть начала действия, происходит проектирование поведения. 4 Самоопределение - процессы, происходящие в сознании, на пути от цели до принятия решения. Проектирование поведения.
Технология самоопределения по модели, разработанной Громковой, может быть представлена следующей схемой:
1. осознание собственных потребностей;
2. определение их соответствия состоянию внутренних норм (устранение противоречий);
3. определение их соответствия состоянию собственных способностей (у. п.); 1 -2-3 - оформление цели
4. соотнесение собственных потребностей с общественными (у. п.);
5. соотнесение собственных норм с общественными (у. п.);
6. соотнесение собственных способностей с общественными (у. п.). 4-5-6 - осознание реальной ситуации
Последняя процедура, по мнению Громковой, имеет особое значение, поскольку она в конечном счете оказывает решающее влияние и характер самоопределения и, как следствие, на качество принятого решения. Ее эффективность зависит от широты кругозора, гибкости мышления, умения прогнозировать изменения в сложившейся ситуации. На этом этапе можно совершить 2 ошибки:
1. рассматривать внешние факторы, которые влияют на поведение, слишком узко. Могут оказаться неучтенными важные особенности ситуации.
2. сфера влияния окружающей среды рассматривается слишком широко.