Виды коммуникаций в организации. Коммуникационные сети
l Виды коммуникаций в организации
Межличностные коммуникации – коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях лицом к лицу и в группах с помощью слов и несловесных средств общения.
На межличностные коммуникации оказывают влияние различные факторы.
Вербальные коммуникации – коммуникации, осуществляемые с помощью устной речи как системы кодирования
Невербальные коммуникации –сообщения, посланные отправителем без использования устной речи как системы кодирования, например с помощью жестов, мимики, поз, взгляда, манер
Формальные коммуникации – коммуникации, определяемые существующими регламентами:
l организационными (организационной структурой)
l функциональными (Положением об отделах и службах)
Неформальные коммуникации – социальные взаимодействия между людьми, отражающие выражение человеческой потребности в общении
l Виды неформальных коммуникаций «виноградная лоза»
Вероятностная цепочка, когда новость передается случайным образом
l Виды слухов
l Виды коммуникаций в организации
Горизонтальные коммуникации – коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации
Диагональные коммуникации – коммуникации, осуществляемые работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Используются, когда коммуникации другими способами затруднены
Нисходящие коммуникации – коммуникации, направленные сверху вниз – от руководителя к подчиненному
Восходящие коммуникации – коммуникации, направленные снизу вверх – от подчиненного к руководителю
l Цели нисходящих коммуникаций
1. Поставить подчиненным конкретные задачи для выполнения работы
2. Предоставить информацию для выполнения работы
3. Осуществить инструктирование по ходу работы
4. Обеспечить обратную связь с подчиненными по результатам деятельности
5. Оперативно сообщить новости о деятельности организации
6. Обеспечить социальную поддержку подчиненным
l Виды передаваемой информации при нисходящих коммуникациях
1. Об изменениях в политике организации
2. О бюджете организации, его изменении, исполнении
3. Директивы вышестоящих органов управления
4. О новых системах и процедурах
5. Инструкции, информация для выполнения задания
6. О кадровых перемещениях и реорганизации
l Цели восходящих коммуникаций
1. Получить достоверную информацию о ходе выполнения работы и конечных результатах
2. Обеспечить обратную связь с руководителем о полученных заданиях
3. Изучить мнение подчиненных по интересующим вопросам
4. Получить представление об улучшении деятельности организации
l Виды передаваемой информации при восходящих коммуникациях
1. Отчеты о выполнении работы, проблемах, возникших в ходе работы
2. Обращения с просьбой получить консультации по интересующим вопросам
3. Жалобы подчиненных
4. Предложения подчиненных
5. Мнения подчиненных
Коммуникационная сеть - система физических каналов связи и коммутационного оборудования, реализующая тот или иной низкоуровневый протокол передачи данных. Существуют проводные, беспроводные (использующие радиоволны) и волоконно-оптические каналы связи. По типу переносимого сигнала выделяют цифровые и аналоговые сети. Назначением коммуникационных сетей является передача данных с минимальным количеством ошибок и искажений. На основе коммуникационной сети может строиться информационная сеть, к примеру на основе сетей Ethernet как правило строятся сети TCP/IP, которые в свою очередь образуют глобальную сеть Интернет. Примерами коммуникационных сетей являются:
компьютерные сети,
телефонные сети,
сети сотовой связи,
сети кабельного телевидения.
12.Методы и инструменты повышения эффективности коммуникаций.
Главная цель коммуникационного процесса заключается в обеспечении понимания передаваемой информации.
Выделяют восемь основных категорий коммуникационного процесса:
ü отправитель — человек (или группа), желающий сообщить информацию;
ü сообщение — информация, смысл и идея, которые хочет передать отправитель;
ü канал — способ, которым передается информация: устно, письменно, невербально, по телефону, через Интернет и т.п.;
ü код — система знаков и символов, посредством которой передается смысл сообщения. В качестве кода могут выступать слова, произнесенные вслух, написанный текст, жесты, мимика, условные сигналы и т.п.;
ü контекст — внешняя среда, обстановка, ситуация, наполненные индивидуально различимыми смыслами и ассоциациями;
ü получатель — человек (или группа), до которого отправитель хочет донести свое сообщение;
ü шумы (помехи) — все, что искажает смысл сообщения;
ü обратная связь — реакция (отклик) получателя на воспринятое им послание.
Важно отметить, что вследствие несовершенства кода, различий в интерпретации контекста и воздействия шумов на каждом этапе коммуникативного процесса смысл воспринятого сообщения может (существенно) отличаться от начального, сформулированного отправителем.
Различают межличностные и организационные коммуникации. Если проблемы межличностных коммуникаций кроются в индивидуальных особенностях людей и контексте передачи сообщения, то основным фокусом организационных коммуникаций становится создание эффективной системы передачи сообщений.
Существует множество способов повышения эффективности межличностных коммуникаций. Перечислим лишь некоторые:
l проясняйте свои идеи до того, как начнете их высказывать (передавать другим людям);
l будьте восприимчивы к возможным семантическим проблемам;
l следите за выражением своего лица, жестами, позой, интонациями;
l выражайте открытость и готовность понимать;
l добивайтесь установления обратной связи, используя следующие приемы:
l задавайте вопросы;
l попросите собеседника пересказать ваши мысли;
l оценивайте язык поз, жестов и интонаций собеседника, которые могут указывать на замешательство и непонимание;
l контролируйте первые результаты работы;
l всегда будьте готовы ответить на вопросы.
Барьеры на пути организационных коммуникаций:
· искажение сообщений. Возможные причины: непреднамеренно, в результате затруднений в межличностных коммуникациях; сознательно, когда кто-либо из менеджеров среднего звена не согласен с сообщением и модифицирует его таким образом, чтобы сообщение отражало его интересы; в результате фильтрации; из-за статусных различий; из-за страха перед наказанием или при ощущении бессмысленности коммуникации;
· информационные перегрузки — превышение реальных возможностей системы и входящих в нее людей обрабатывать информацию;
· неэффективная структура организации — чем выше в организации вертикаль власти (количество иерархических уровней), тем больше вероятность искажения информации;
· некомпетентность персонала — коммуникативная, профессиональная и методологическая;
· неэффективный способ организации работ и распределения задач;
· конфликты как между подразделениями, так и между людьми.
Пути повышения эффективности организационных коммуникаций:
· создавайте системы обратной связи;
· регулируйте информационные потоки;
· предпринимайте управленческие действия, способствующие облегчению обмена информацией по вертикали и горизонтали.
· развертывайте системы сбора предложений;
· используйте внутриорганизационные информационные системы: корпоративные печатные издания, стенгазеты, стенды, Интранет и т. п.;
· применяйте достижения современных информационных технологий.
Для повышения эффективности восходящих коммуникаций используют следующие методы:
− процедура обжалования, которая позволяет работникам обратиться с
жалобой к вышестоящему руководителю в обход своего непосредственного начальника. Данная процедура защищает работника от произвола их непосредственного начальника и поощряет подачу жалоб. В настоящее время в некоторых компаниях создаются специальные комитеты для рассмотрения
жалоб;
− политика открытых дверей, т. е. дверь к руководителю открыта для
того, чтобы можно было поделиться с ним своими соображениями;
− консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работ-
никами, увольняющимися из организации. Отдел кадров может значительно
повысить эффективность восходящих коммуникаций путем недирективных
конфиденциальных консультаций, опросов мнения работников, интервью с ра-
ботниками, увольняющимися из организации;
− партисипативные методы – принятие решений с участием работников.
Во многих исследованиях отмечается, что эти работники испытывают большее
удовлетворение от работы, более преданы своей организации и лучше
работают, чем те, кто не вовлечен в процесс коммуникации;
− использование приемов активного слушания – наиболее простого и
эффективного способа развития навыков слушания. Руководитель с развитыми
навыками слушания значительно повышает эффективность восходящих
коммуникаций.
13. Сущность и содержание мотивации. Мотивация и психологический контракт.
Проблема управления персоналом тесно связана с мотивацией. Обеспечение соответствующего уровня мотивации позволяет решать задачи повышения результативности труда каждого сотрудника и эффективности всего производства; обеспечения систематического роста квалификации кадров; стабилизации коллектива.
Мотивация – это внешнее воздействие на трудовое поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей.
Мотивация является основой поведения человека и основой результативности функционирования и развития организации в целом.
Мотивация – это процесс, обусловленный физиологической или психологической потребностью, которая создает побуждение к действию или активности. То, что может удовлетворить эту потребность, становится целью, к которой человек стремится.
Мотивационная сфера человека динамична и сложна. В процессе поведения мотивы человека могут преобразовываться, меняться: то, что было главным, становится второстепенным и наоборот. Таким образом, возникает система, иерархия мотивов. Человек делает что-то, руководствуясь несколькими побуждениями, которые могут иметь направленность на одну или несколько целей, иметь схожую или разную направленность.
Задачи, которые решаются на основе мотивации:
1) признание труда сотрудников, добившихся высоких результатов, в целях дальнейшего стимулирования их творческой активности;
2) демонстрация одобрительного отношения фирмы к высоким результатам труда сотрудников;
3) популяризация получивших признание результатов труда сотрудников;
4) применение различных форм признания заслуг;
5) улучшение морального состояния работников через соответствующую форму признания;
6) обеспечение процесса повышения трудовой активности сотрудников.
Различают следующие виды мотивации:
1) материальная мотивация – стремление к достатку, более высокому уровню жизни;
2) трудовая мотивация – потребность в содержательной, интересной, полезной работе;
3) статусная мотивация – стремление к повышению значимости, статуса в организации (формального и неформального);
4) нормативная мотивация – побуждение человека к определенному типу поведения посредством нормативного воздействия (информирование, убеждение, внушение);
5) принудительная мотивация – использование власти и угроза неудовлетворения потребностей;
6) стимулирующая мотивация – воздействие на основе стимулов, побуждающих работника к определенному поведению;
7) внутренняя мотивация – проявляется, когда человек сам формирует мотивы;
8) внешняя мотивация – воздействие на субъект происходит извне;
9) положительная мотивация – способствует эффективному достижению целей;
- отрицательная мотивация – препятствует достижению целей (демотивация).
Различные виды мотиваций не исключают, а взаимодополняют друг друга.
Психологический контракт можно описать как набор взаимных неписанных ожиданий, существующих между работниками и работодателем. Он подразумевает, что существует непрописанный, постоянно действующий набор ожиданий у каждого сотрудника организации, который затрагивает предположения, ожидания, обещания и взаимные обязательства. Психологический контракт подсказывает ответы на два ключевых вопроса трудовых отношений, которые волнуют людей: «Чего я могу ожидать от организации» и «Какой вклад и в каком объеме от меня ожидается взамен?».