Соперничество как модель поведения в конфликте.

Соперничество - выражается в стремлении настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, в занятии жёсткой позиции непримиримости. Конфликтная ситуация и особенно её разрешение воспринимаются как вопрос победы или поражения. Однако, недостатком этой стратегии является возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в 2 случаях:

· при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности;

· при угрозе существованию организации, коллектива.

43.Сотрудничество как модель поведения в конфликте.

Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях:
-необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;
-у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
-основной целью является приобретение совместного опыта работы;
-стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов;
-необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Приспособление как модель поведения в конфликте.

Данная модель поведения в конфликте говорит о том, что интересы соперника приоритетнее, чем собственные. Человек, принимающий эту модель поведения, старается уйти от конфликта, избежать его. Стратегия приспособления может быть как тактическим шагом на пути к достижению предмета конфликта, так и характерной особенностью человека. Данный тип поведения схож с моделью соперничества: здесь перед человеком стоит выбор между ценностью предмета конфликта и межличностных отношений. Но в типе приспособления всегда выигрывает ценность межличностных отношений.

Приспособление («медведь»):

· наиболее важная задача — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта;

· предмет разногласий более существен для оппонента, чем для вас;

· открывается возможность более сложных проблемных ситуаций по сравнению с той, которая рассматривается сейчас, а пока необходимо упрочить взаимное доверие;

· необходимо признать собственную неправоту;

· утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий;

· вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

· вы чувствуете, что важнее сохранить с кем-то хорошие взаимоотношения, чем отстаивать свои интересы;

· вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.

45. Этапы переговоров. Стратегия и тактики ведения переговоров.

Переговоры — коммуникация между сторонами для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности в контроле ситуации и принятии решения.

Этапы переговоров:

1. Подготовка к переговорам;

2. Переговорный процесс;

3. Завершение переговоров и анализ их результатов.

Тактика

Участники переговоров для того, чтобы добиться выгодного для себя решения (поведения), могут использовать различные способы манипуляции. Наиболее распространенные манипуляции связаны:

· С давлением на собеседника. Давление может быть явным или замаскированным, но в любом случае манипулятор старается показаться влиятельнее и значимее собеседника. Он может намеренно делать условия переговоров дискомфортными для другой стороны (ограничение времени принятия решения, повелительный тон, угрозы и др.).

· С действием по принципу «мягко стелет, да жестко спать». В этом случае манипулятор использует обходные маневры, сначала усыпляя бдительность партнера через демонстрацию уважения, дружбы и т. п., а затем предъявляя свои условия. Задача — усыпить бдительность.

· С использованием информационного давления: манипулятор стремиться запутать партнера с помощью неполной/избыточной или неструктурированной информации или некорректной аргументации.

· С привлечением третьих лиц. В этом случае предполагается привлечение дополнительных участников (реальных или мнимых): обращение к мнению эксперта, проведение переговоров с распределением ролей с помощниками

Наши рекомендации