Причины наруш слуха,их диагностика и мед. реаб

Факторы риска, кот-е могут спровоцировать развит наруш слуха до рождения, во время родов или позже:

Вес при рождении ниже 1500 граммов и (или) роды до 32-й недели беременности

Недостаток кислорода или задержка дыхания

Прием медпрепаратов, влияющих на слух (петлевые диуретики, аминогликозиды)

Механические повреждения реб при рождении.

У многих детей наруш слуха развиваются после рождения. Например:

У младенцев – из-за бактериального менингита или энцефалита

Как осложнения после кори или свинки

После аварий и несчастных случаев

После химиотерапии

После хрон воспалений уха

Как сопутствующее заболевание у детей, страдающих синдромом Мебиуса, множественным врожденным артрогриппозом и др.

Необх также остерегаться развит наруш слуха в следующих случаях:

Пороки развит среднего уха (например, синдром Франческетти)

Церебральные двигательные наруш

Отсутствие или остановка развит речи реб.

Откл в поведении – ребенок слишком шумный, агрессивный или совершенно не разговаривает.

  • Субъективные методы диагностики

Аудиометрия – наиболее простое и доступное исследование. В ходе тональной аудиометрии вы распознаете звуки различной частоты и громкости. Рез-т обследования - тональная аудиограмма. Это, в сущности, индивидуальная характеристика вашего слуха. Она предоставляет данные для определения вида и степени потери слуха, а также для подбора слухового аппа.
В ходе реч-й аудиометрии определяют процент слов, кот-е вы можете разобрать при различной громкости их воспроизведения (как со слуховым аппом, так и без него).

  • Объективные методы диагностики

Импедансометрия (тимпанометрия) позволяет выявить наруш в среднем ухе. С помощью этого метода оценивается подвижность барабанной перепонки и исключаются патологические процы в среднем ухе.
Регистрация отоакустической эмиссии позволяет оценить состояние волосковых клеток, то есть диагностировать функцию улитки внутреннего уха.
Регистрация вызванных электрических потенциалов позволяет определить, не поражен ли слуховой нерв или какой-либо отдел головного мозга. Метод заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на зв сигналы.

Техе возм компенсации утраченной или наруш слуховой ф-и отражают развит возм-й техники и технологий в целом. Прообраз первого слухового аппа , телефон, был изобретен А. Г. Беллом в 1875 г. В начале ХХ в. была изобретена электронная лампа, позволяюшая во много раз усиливать электрические колебания, что сняло все препятствия для развит производства слуховых аппов. С тех пор техй прогресс в создании слуховых аппов был направлен на: миниатюризацию ;

совершенствование качества передачи звуковой инф;

комфортность пользования;

учет характера наруш слуха и индивидуальных особенностей органа слуха и возм-й каждого пользователя;

надежность.

Совр микроэлектроника и компьютеризация позволяют создавать не только весьма совершенные слуховые аппы, но и дополнять их аппурой, увеличивающей возм слухового аппа, например дополнительным микрофоном для получения более полной звуковой инф.

Сегодня осущ-ся компьютерный подбор индивидуальных слуховых аппов на основе многочисленных индивидуальных характеристик слуховых и др данных пациента; в слуховом аппе программируются его индивидуальные данные, кот-е м.б. восстановлены при ремонте аппа или замене каких-либо его блоков. Устанавливаются сенсорное включение и регулировка слухового аппа, идет поиск более совершенных материалов для изготовления деталей слуховых аппов, не подвергающихся окислению и иным неблагоприятным воздействиям окр среды .

Выс уровень развит медицины, техники и технологий позволяет сегодня в отдельных случаях поср-вом операции вернуть слух при помощи кохлеарной имплантации. Кохлеарная имплантация — это частичная имплантация при помощи хирургического вмешательства высокоразвитой электронной слухопротезирующей сист.

Далеко не всем неслышащим специалисты рекомендуют кохлеарную имплантацию. Она показана тем, кто отвечает следующим медицинским, пс и логопедическим критериям:

П-пы восп детей с ОВ

П-п нормализации предпол, что восп-е реб с ОВ жизнедеят-ти должно протекать в естественной, обычной для любого реб данного возраста среде (или мах приближенной к обычной среде), не изолированно, а в окружении и взаимодействии с обычными восп-ками и взрослыми. Дри словами, восп-е должно происходить в нормальных услх, свойственных среде жизнедеят-ти любого реб, подростка, взрослого.

П-п ранн начала, интервенционного, развивающего характера и превентивности спец восп предусматривает не только своевременную (с момента обнаружения откл-й или наруш в разв) корр-восп-льную помощь, и особенно в первые месяцы жизни, но и предупреждение возможных откл-й личностного развит благодаря опережающим корр-восп-льным мерам и ориентации воспитателя на «зону ближайшего развит» реб.

Интервенционная особенность спец восп состоит в том, что при появлении откл-й или наруш в разв реб, могущих отрицательно повлиять на ход его дальнейшего становл как соц существа, педагог, восп-ль активно вмешиваются (интервенция – вмеш-во) в этот проц, прерывая или видоизменяя его, создавая усл, адекватные ситуации – среду жизнедеят-ти. Если обычному реб ранн и дошк возраста для нормального развит и социализации бывает вполне достаточно обычного семейного восп, которое осуществляют родители и родственники, то для реб с наруш развитм обязательны ранняя спец педагогическая помощь (своевременное вмеш-во в ситуацию, негативно влияющую на ход развит) и спец организация восп, что служит фактором, определяющим всю его дальнейшую судьбу, его возм в реализации взрослой жизни.

Генетический п-п, обязательный для правильной организации корр-восп проца, базируется на данных спец пс о том, что развит психики детей с ОВ подчиняется тем же закономерностям, кот-е свойственны развит нормального реб.

Поэтому при построении программы восп не только учится уровень и возм развит реб, но и ориентируются на присущие данному возрасту закономерности формир социокультурных достижений.

П-п корр-развивающей и компенсирующей направленности восп предусматривает такую организацию корр-восп-льной работы с реб или подростком, благодаря кот-й необх социокультурные нормы и ценности, недоступные для освоения обычным путем, будут осваиваться им с исп-ем спец ср-в и обходных путей, через развит компенсаторных механизмов в сенсомоторике и психике.

П-п соц-адаптирующей направленности восп предпол такое построение всей работы, которое будет содействовать формированию у восп-ка соцй и личностной стабильности, готовности к ведению доступной для него независимой, нормальной жизни совр Ча, П-п деятельностно-практич освоения социокультурных норм и ценностей, жизненно значимых компетенций утвержд значимость для многих категорий восп-ков с ОВ жизнедеят-ти именно такой основы восп. Практическая деят-ть для них оказывается важнейшим, часто основным путем познания окр жизни, ср-вом компенсации утраченных или нарушенных физич или пс структур. П-п единства восп, обуч и оздоровления подчеркивает неразрывную связь восп с обучм и корр работой; и это единство пронизывает все эл-ты жизнедеят-ти восп-ка на протяжении периода бодрствования в течение дня и день за днем. Оно вкл в себя не только неотъемлемое восп-льное возд-е, но и уч деят-ть, и корр-восп-льную работу (за рубежом принят термин «терапия», обозначающий любые помогающие, корр-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспитаннику), и уход. Не менее значимой составной частью явл-ся проц оздоровления восп-ков, так как многие из них помимо наруш в разв нуждаются в укреплении здор. Этому служат: охранительный режим в организации жизнедеят-ти восп-ков, а также оберегающие здор технологии спец обр-я, занятия адаптивной физич культурой, мед сопровождение корр-обр-го проца. Здор как ценность и здоровый образ жизни как условие личностной самореализации становятся важной составляющей, формируемой у Ча с ОВ в структуре личностной сист ценностей.

П-п инвидуально-личностного подхода к организации восп проца и к оценке его рез-в обусл глубоким своеобразием развит личности каждого восп-ка с ОВ жизнедеят-ти. Значимые различия в возможностях (темпе, качестве, объеме) освоения социокультурных компетенций предполагают разработку и реализацию индивидуальных программ формир и развит личности. Оценка рез-в восп происходит, прежде всего, в сравнении с предыдущими характеристиками реб, что показывает его индивидуальное продвижение вперед, и только затем оценивается достигнутый уровень социокультурного адаптирования и освоения жизненно важных компетенций, который уже соотносится с нормами и треб-ми определенной социокультурной среды.

Помимо указанных спец п-пов, как мы уже отмечали, восп-е детей с ОВ жизнедеят-ти опирается и на общепед п-пы восп, предусматривая, однако, особ-ти их реализации во взаимодействии с детьми, имеющими особые обр-е потребности. Рассмотрим осн п-пы, формулируемые сегодня общей пед, и их исп-е применительно к сист спец обр-я.

П-п формир личностного стиля взаимоотношений предпол присутствие в восп-льном проце сложнейшего коммуникативного комплекса действий, ориентированного на корр-восп-льные цели. Его основой явл-ся глубоко личностные отнош между воспитателем и реб: от личности к личности, от субъекта к субъекту, от воспитателя к реб не только передается воспитывающее сод-е, но и происходит обмен эмоц-ценностными установками.

Наши рекомендации