Закономерности процесса воспитания, их характеристика.

Закономерности процесса воспитания, их характеристика.

Воспитание как педагогическая деятельность строится на закономерностях и методологических принципах.

Под закономерностями понимают объективные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

Знание закономерностей воспитания создает условия для прогнозирования воспитательной работы.

Классификация предложенная И.П. Подласым. Автор выделяет следующие закономерности, от которых зависит процесс воспитания.

Сложившиеся воспитательные отношения. Взаимодействие с личностью воспитанника осуществляется через его отношение ко всему окружающему, в том числе и к педагогическим влияниям. Объектами оказываются и вещи, и люди, с которыми ему приходится общаться, и деятельность, в которую он вовлекается кем-то или осуществляет по собственной инициативе, и явления природы, которые он наблюдает, и события в обществе, и все остальное, что составляет ту действительность, в которую он оказывается включенным. Воспитанность - свойство личности, качества, отражающие систему отношений человека к обществу и коллективу, умственному и физическому труду, к людям, самому себе.

Соответствие цели организации деятельности, помогающей эту цель достигнуть. Если организация не соответствует цели, то воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют поставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

Соответствие социальной практики характеру (направленности, содержанию) воспитательного влияния. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыслит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике.

Совокупное действие объективных и субъективных факторов.
К субъективным факторам, относятся воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные факторы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение этих факторов придает воспитанию свой неповторимый характер.

Интенсивность воспитания и самовоспитания. Самовоспитание – это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой воли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это – результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.

Активность участников в педагогическом взаимодействии. Чем активнее действуют участники воспитательного процесса, тем выше результаты воспитания.

3.принципы воспитания, их характеристика

Принципы воспитания – это общие исходные положения, которые выражают основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Современная система воспитания руководствуется следующими принципами:

1) общественная направленность воспитания;

2) связь воспитания с жизнью, трудом;

3) опора на положительное в воспитании;

4) гумманизация воспитания;

5) личностный подход;

6) единство требований субъектов воспитательного пространства.

Гуманизация воспитания

Данный принцип тесно примыкает к принципу опоры на положительное в личности. Он требует: гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод, предъявления к воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения права человека быть самим собой; доведения до воспитанника конкретных целей его воспитания, признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким – либо причинам противоречат ее убеждениям.

Средства воспитания

- знаковые символы;

- материальные средства;

- способы коммуникации;

- мир жизнедеятельности воспитанника;

- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;

- технические средства;

- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства).

Формы воспитания – это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например, разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах (в школе, музее, театре, на стадионе, в магазине), диспут на тему: «Что важнее для человека – «Я» или «Мы»?», совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора.

Процедуру использования комплекса методов и приемов по достижению воспитательной цели принято называть методикой.

Систему методов, приемов и средств, применяемую в соответствии с конкретной логикой достижения целей и принципами действия воспитателя, определяют как технологию.

6.Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. .Конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей, которая является источником воспитания:

1) деятельность воспитывает, если она личностно значима для детей, имеет «личностный смысл»;

2) позиция учеников должна быть активной, и их функции должны меняться – все проходят роли исполнителей и организаторов;

3) руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Эффективность упражнений зависит от следующих условий:

1) системы упражнений;

2) доступности упражнений;

3) объема упражнений;

4) частоты повторений;

5) контроля и коррекции;

6) личностных особенностей воспитания;

7) места и время выполнения упражнений;

8) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнения;

9) мотивации и стимулирования упражнений;

10) количества повторений (чем чаще и больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью).

Упражнение опирается на приучение, тесно связано с ним и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Приучение – организация регулярного выполнения детьми действий с целью превращения их в привычные формы поведения. Это интенсивно выполняемое упражнение. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Условия правильного применения приучения следующие:

1) ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и воспитанников;

2) приучая, надо четко и ясно формулировать правило;

3) необходимо показывать, как выполняются действия, и результаты этих действий;

4) приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем;

5) значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Поручение – форма приучения, при которой школьника в свободной форме приучают к положительным поступкам (посетить больного, изготовить игрушки). При ее использовании не нужно детальное объяснение поручения, ребенок должен сам выбирать оптимальный способ выполнения. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполнении работы и т.д. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Требование – предъявляется к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное задание, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия.

Требования могут быть: прямые – вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном; косвенные – предъявляются в виде просьбы, совета, намека. По форме предъявления это могут быть: требование-совет, требование-игра, требование-доверие, требование-просьба и т.д. По реакции: позитивные требования, негативные требования. По способу предъявления: непосредственные требования, опосредованные требования.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Оно используется в различных коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Их функция – создать условия сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые

нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения.

5.Характеристика методов формирования сознания.
Рассказ - это последовательное изложение преимущественно фактического материала. К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; Большое значение имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения

Метод объяснения. Для него характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность данного суждения. Беседа - это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.Основное в беседе - это тщательно продуманная система вопросов. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. Содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. Рассказ и беседа подготавливают переход к более сложному методу – к лекции. Лекция в школе во многом приближается к рассказу, но отличается большей информативно-познавательной емкостью, большей сложностью логических построений, образов, доказательств и обобщений. Метод лекции широко используется во внеурочной воспитательной работе. Логическим центром лекции является теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Дискуссиипривлекают внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждают к осмыслению различных подходов к аргументации. Обязательное условие дискуссии - наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.

Диспут в отличие от не требует определенных и окончательных решений, дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. По совету Метод примера. В его рамках путём подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

7.Характеристика методов мотивации и стимулирования.
Сущность этой группы методов состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя или товарищей.

Методы стимулирования

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников, признание качеств, поступков, поведения школьников. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения.

Формы поощрения – похвала, одобрение, благодарность, награждение, премия и т.д.

Требования, предъявляемые к поощрению:

1) одобрять не только результат, но и мотив, и способ деятельности;

2) поощрение не должно противопоставлять воспитанника остальным членам коллектива. Хвалить нужно всех;

3) выбирая поощрение, нужно знать меру;

4) осуществление личностного подхода к отстающим школьникам;

5) справедливость.

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждение действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Виды наказания:

1) наложение дополнительных обязанностей;

2) лишение или ограничение определенных прав;

3) выражение морального порицания, осуждения.

Формы наказания:

- неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании;

- взыскание, отстранение от занятий, вызов на педагогический совет;

- перевод в другую школу, исключение из школы.

Условия, определяющие эффективность наказания:

1) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива;

2) не рекомендуется использовать групповые наказания;

3) если решение принято, то нарушитель должен быть наказан;

4) если наказание понятно ученику, он считает его справедливым, то оно действенно;

5) нельзя оскорблять воспитанника;

6) не всякое нарушение наказывается;

7) индивидуализация, личностная направленность наказания.

Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

Соревнование– это метод соперничества и приоритета в воспитании нужных человеку и обществу качеств. Соревнуясь между собой, ученики быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.

Организация соревнования – основа его эффективности.

Все методы, приемы и средства воспитания применяются во взаимосвязи. Их различное сочетание возможно в контексте как комплекса, так и отдельной воспитательной ситуации, при этом большое значение имеет правильный выбор методов и приемов.

Выбор наилучшего метода – это поиск оптимального пути воспитания (оптимальный – наиболее выгодный путь, позволяющий быстро и с разумными затратами достичь намеченной цели).

Общие причины, определяют выбор методов воспитания:

1. Цели и задачи.

2. Содержание воспитания.

3. Возрастные особенности воспитания.

4. Уровень сформированности коллектива.

5. Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

6. Условия воспитания (материальные, психофизиологические, санитарно-гигиенические, стиль руководства, микроклимат в коллективе).

7. Средства воспитания.

8. Уровень педагогической квалификации воспитателя.

9. Время воспитания.

10. Ожидаемые последствия.

6.Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта поведения.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. .Конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. Все методы этой группы основаны на практической деятельности детей, которая является источником воспитания:

4) деятельность воспитывает, если она личностно значима для детей, имеет «личностный смысл»;

5) позиция учеников должна быть активной, и их функции должны меняться – все проходят роли исполнителей и организаторов;

6) руководство деятельностью детей должно быть гибким, соответствующим педагогической ситуации.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение – многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Результат упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Эффективность упражнений зависит от следующих условий:

11) системы упражнений;

12) доступности упражнений;

13) объема упражнений;

14) частоты повторений;

15) контроля и коррекции;

16) личностных особенностей воспитания;

17) места и время выполнения упражнений;

18) сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнения;

19) мотивации и стимулирования упражнений;

20) количества повторений (чем чаще и больше упражнений выполняется, тем выше уровень развития качеств, формируемых с их помощью).

Упражнение опирается на приучение, тесно связано с ним и реализуется через поручение, выполнение роли в общей деятельности.

Приучение – организация регулярного выполнения детьми действий с целью превращения их в привычные формы поведения. Это интенсивно выполняемое упражнение. Приучение эффективно на ранних этапах развития. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Нередко приучение сопровождается болезненными процессами, вызывает недовольство. Условия правильного применения приучения следующие:

6) ясное представление о цели воспитания у самого воспитателя и воспитанников;

7) приучая, надо четко и ясно формулировать правило;

8) необходимо показывать, как выполняются действия, и результаты этих действий;

9) приучение требует постоянного контроля. Контроль должен быть благожелательным, заинтересованным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем;

10) значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

Поручение – форма приучения, при которой школьника в свободной форме приучают к положительным поступкам (посетить больного, изготовить игрушки). При ее использовании не нужно детальное объяснение поручения, ребенок должен сам выбирать оптимальный способ выполнения. Контроль может иметь различные формы: проверки в процессе выполнения, отчета о выполнении работы и т.д. Заканчивается проверка оценкой качества выполненного поручения.

Требование – предъявляется к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное задание, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия.

Требования могут быть: прямые – вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном; косвенные – предъявляются в виде просьбы, совета, намека. По форме предъявления это могут быть: требование-совет, требование-игра, требование-доверие, требование-просьба и т.д. По реакции: позитивные требования, негативные требования. По способу предъявления: непосредственные требования, опосредованные требования.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Оно используется в различных коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления учащихся с оценкой их деятельности.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Их функция – создать условия сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые

нормы поведения, ценности. Это могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения

10.Сущность и задачи трудового воспитания школьников, виды труда школьников.

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах, и как неотъемлемый компонент общего образования. Вокруг труда во многих педагогических системах концентрируется учебный материал. Труд – неотъемлемая часть интеллектуального, физического и эстетического воспитания.

Главные задачи трудового воспитания – развитие и подготовка, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.

Для решения вышеозначенных задач используют разные приемы и средства:

- организация совместного труда воспитателя и воспитанника;

- объяснение значимости определенного вида труда на пользу семье, коллективу сотрудников и всему предприятию, отечеству;

- материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

- знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

- кружковые формы организации труда по интересам (технического творчества, моделирования, театральной деятельности, кулинарии);

- упражнения по выработке трудовых навыков при выполнении конкретных операций (навыков чтения, счета, письма, пользования компьютером; различных ремонтных работ; изготовления изделий из дерева и металла);

- творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

- временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

- систематическое участие в общественно полезном труде, обучение технологиям и приемам организации профессиональной деятельности;

- контроль потребления времени и электроэнергии, ресурсов;

- учет и оценка результатов труда (качества, сроков и точности выполнения задачи, рационализации процесса и наличия творческого подхода);

- специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (инженера, учителя, медика, оператора, библиотекаря, сантехника).

Благоприятное воздействие оказывает не любой, а лишь производительный труд, т.е. такой, в процессе которого создаются материальные ценности. Производительный труд характеризуется материальным результатом, организацией, включением в систему трудовых отношений всего общества и материальным вознаграждением. Несомненно, с организацией производительного труда школа испытывает большие трудности, причем они в связи с переходом на новые условия хозяйствования не только не снижаются, но, наоборот, увеличиваются.

Новые общественные и производственные реалии требуют эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Переосмысление назначения и характера школьного труда вызвало к жизни новые нестандартные подходы, включающие целый ряд альтернатив – от полного отказа от производственного и даже учебного труда школьников до организации школьных предприятий, действующих по всем законам рыночных отношений. При этом внедряются новые технологии трудового воспитания, осуществляется дифференциация трудового образования, улучшается материальная база, вводятся новые учебные курсы.

11.Профориентация школьников, ее значение, основные направления профориентацинной работы.
Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательных мероприятий, направленных на усвоение учащимися необходимого объема знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
Важнейшая задача профессиональной ориентации молодежи - способствовать своевременному, свободному и осознанному выбору профессии, учебного заведения, иных форм профессиональной подготовки, а также трудоустройству и социально-профессиональной адаптации.

Профессиональная ориентация включает следующие составляющие:
1. Профессиональную информацию - предоставление молодежи сведений о различных профессиях, о правилах выбора профессии, формах и способах получения той или иной специальности, об условиях труда и перспективах профессионального роста, о состоянии рынка труда.
2. Профессиональное воспитание включает ряд мер по формированию склонностей и профессиональных интересов школьников, без которых невозможно психологически подготовить юношу или девушку к правильному выбору профессии. Оно предполагает вовлечение школьников в разнообразные виды внеучебной общественно-полезной деятельности, стимулирование их познавательных возможностей, самопознания и самовоспитания.
3. Профессиональную консультацию, которая основывается на знании наклонностей и интересов консультируемого, его личностных качеств и призвана дать научно обоснованные рекомендации молодежи по вопросам выбора профессии. В ходе профориентационных консультаций молодежь узнает о путях трудоустройства, требованиях нанимателей к специалистам, возможностях получения профессионального образования, о системе оплаты труда, перспективах развития отрасли.
4. Профессиональную диагностику, которая занимается изучением личности, ее психологических и физиологических особенностей, изучением процесса формирования потребностей и интересов.
5. Профессиональный отбор, в процессе которого определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
6. Профессиональную адаптацию, которая способствует профессиональному становлению рабочего, формирует у него соответствующие социальные и профессиональные качества, дает возможность творчески развиваться, стремиться к профессиональному росту.
7. Трудоустройство, которым занимаются учебные заведения (ПТУЗ, ССУЗ, ВУЗ), служба занятости, предприятия.

12.Сущность и задачи правового воспитания школьников.

Правовое воспитание школьников

Правовое воспитание – это организованное систематическое и целенаправленное влияние школы, семьи и общественности, направленное на формирование правового сознания, убеждения, действенно-волевого отношения к правопорядку, самовоспитание законопослушного гражданина своего государства. Задачамиправового воспитания являются усвоение учащимися системы знаний по вопросам государства и права; воспитание уважительного отношения школьников к законам своего государства; формирование потребности активно защищать в установленном порядке интересы и права – свои личные, государственные и общественные; вырабатывать активную гражданскую позицию у воспитанников, нетерпимость к нарушителям правопорядка.

Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственности за их соблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто нарушает их.

13.Сущность и задачи эстетического воспитания школьников.
Эстетическое воспитание – еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая – активного включения в эстетическую деятельность. Задачи приобщения – формирование эстетических знаний, воспитание эстетической культуры, овладение эстетическим и культурным наследием прошлого, формирование эстетического отношения к действительности, развитие эстетических чувств, приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде, развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты, формирование эстетического идеала и стремления быть прекрасным во всем – в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.

Задачи включения в эстетическую деятельность предполагают активное участие каждого воспитанника в созидании прекрасного своими руками: практические занятия живописью, музыкой, хореографией, участие в творческих объединениях, группах, студиях и т.п. В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения – музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда – привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей. Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни. В качестве примеров могут послужить чистота подъездов, озеленение улиц, оригинальный дизайн магазинов и офисов.

14.Понятие об экологическом образовании и воспитании, ее осуществление на уроках и во внеурочной деятельности

Остро стоят проблемы экологического воспитания школьников. Экологическое воспитание основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Цели и задачи экологического воспитания: воспитание гуманного отношения к природе; формирование системы экологических знаний и представлений; умение увидеть и прочувствовать красоту природы; участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Содержание экологического воспитания:

- стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего на уроках используются сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины;

- развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений – анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение – традиционные методы;

- формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания – проблемный подход к процессу обучения;

- вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, защита природы – восстановление леса, пропаганда экологических знаний – лекции, беседы, плакаты).

15.Сущность и задачи, средство физического воспитания школьников.
Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, готовых к защите родины. Физическое воспитание способствует также выработке у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания – укрепление здоровья, правильное физическое развитие, повышение умственной и физической работоспособности, развитие и совершенствование природных двигательных качеств, обучение новым видам движений, развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.), формирование гигиенических навыков, воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма), формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом, развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим

Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура – обязательный предмет в школе. Существенным дополнением к урокам физкультуры служат разнообразные формы внеклассной и внешкольной работы. Организация физического воспитания осуществляется посредством занятий физическими упражнениями дома, в школе, вузе, в спортивных секциях. Она предполагает наличие контроля за режимом учебных занятий, труда и отдыха (гимнастики и подвижных игр, туристических походов и спортивных соревнований) и врачебно-медицинской профилактики заболеваний подрастающего поколения.

16.Сущность и содержание идеологического воспитания школьников.
Под идеологическим воспитанием понимается целенаправленный, научно обоснованный социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и становления активной гражданской позиции учащегося.

Целью идеологического воспитания является формирование социально зрелой личности, субъекта жизнедеятельности, имеющего качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способного к реализации базовых компетенций – социально-политических, коммуникационных, допрофессиональных, профессиональных, личностных.

К базовым компетенциям растущей личности, выступающим в качестве приоритетной цели, относят:

- социально-политические компетенции, предусматривающие осознание личностью самоценности государства, нации, языка, культуры; мотивацию целей развития общества и идентификацию себя в нем. В связи с этим актуальными и социально востребованными выступают такие компетенции, как готовность личности к принятию ответственности как способности к автономному, нонконформистскому существованию. Характер обозначенных компетенций определяется интегративным умением личности устанавливать коммуникации в полилоговой среде, формировать пространство единомышленников;

- коммуникационные компетенции, связанные с овладением навыками продуктивного устного и письменного общения, основами информационных технологий в контексте полилингвистической и межэтнической культуры, способностью понимать расовые, этнические, национальные различия – умением жить с людьми других культур, языков, религий;

- допрофессиональные и профессиональные компетенции, включающие потребность в профессиональном самосовершенствовании как жизненную стратегию;

- личностные компетенции, предусматривающие сформированность таких качеств, как толерантность, достоинство, нравственная чистота, успешность, жизнеспособность как умение реализовать личностный потенциал в социально изменяющихся условиях, в богатстве собственной культуры и способностей.

Задачи идеологического воспитания включают реализацию следующих направлений:

1. Формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития белорусского общества, человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности и самоидентификации.

2. Развит

Наши рекомендации