Характеристика основных целей и задач, преимущественных механизмов, агентов социализации детей подросткового возраста.
В зависимости от содержания социального опыта в жизни человека можно выделить различные виды социализации: бытовая, нравственно-этическая, профессиональная, политическая, культурная и др. Если первых два вида социализации в идеале человек проходит преимущественно в семье, то его профессиональная социализация связана, как правило, с другими социальными институтами. Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже в школе. Целенаправленно профессиональная социализация начинается в профессиональном учебном заведении и продолжается на рабочем месте. Однако база для профессиональной социализации закладывается раньше, что можно считать начальной трудовой социализацией, основы которой формируются уже в школе.
Целесообразно рассмотреть такие этапы на основе трудовой деятельности как ведущей. Этих этапа три: - дотрудовой, включающий весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Этот этап, в свою очередь, разделяется на два более и менее самостоятельных периода: ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребёнка до поступления его в школу; юношеская социализация, включающая обучение в школе, техникуме, вузе и т.д.;
трудовой этап охватывает период зрелости человека. Однако его демографические границы определить трудно, так как он включает весь период трудовой деятельности человека;
послетрудовой этап, наступающий в пожилом возрасте в связи с прекращением трудовой деятельности [41].
Поскольку трудовой этап социализации является наиболее длительным и насыщенным различными значимыми для человека событиями (не только связанными с трудовой деятельностью, но и такими как создание семьи, появление детей и др.), целесообразным думается раннее начало подготовки к нему. На первом этапе социализации, те есть дотрудовом, по мнению многих ученых, практически завершается процесс формирования ценностей человека. В дальнейшем происходит лишь их незначительная коррекция. Серьезная же трансформация ценностей возможна в критических ситуациях, как следствие каких-либо драматических событий, при глубоком неудовлетворении потребностей человека и т.п. В связи с этим необходимо уже в школьном возрасте сформировать у учащихся ценность труда, уважительное отношение к различным видам трудовой деятельности и профессиям, мотивацию к овладению ими. Тем более что в современных социально-экономических условиях жесткой конкуренции, высокой безработицы и низкого уровня доходов населения проблема мотивации трудовой деятельности становится все актуальнее.
Однако профессиональное самоопределение происходит на основе сложившегося отношения к таким глобальным социальным ценностям, как труд вообще, труд умственный или физический и т.д., поэтому для обеспечения адекватного профессионального выбора учащимся необходимо формировать в первую очередь именно данный «ценностный» компонент личности.
В школах, однако, проводится мало направленных на это мероприятий, которые часто не имеют прикладного характера, протекают без соответствующей социальной ориентированности школьников. Выбор профессии во многом определяется социальной ориентированностью молодого человека.
Кроме того, понимание значимости труда и положительного к нему отношения необходимы для развития трудовой мотивации как таковой. С сожалением приходится констатировать, что современное общество постепенно становится все более потребительским. А в связи с интенсивным развитием досуговой инфраструктуры, и общество в целом вскоре можно будет считать досуговым. В сложившихся условиях мотивация к труду снижается, молодежь стремится к разнообразным развлечениям, которые раньше были недоступны. При этом желание самостоятельно зарабатывать на свой досуг возникает лишь у незначительного количества молодых людей и еще у меньшего количества подростков. Иждивенческие тенденции тем более усиливаются, чем более остро проходит подростковый кризис. Многие родители же в такой ситуации стремятся максимально материально обеспечивать все возрастающие потребности своих детей, совершенно не способствуя развитию трудового самосознания.
Особого внимания при обеспечении данного компонента социализации требует общественно полезный труд, который предполагает труд учащихся по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и т.д.), летнюю работу в школе или на полях во время каникул, работу в школьных строительных отрядах, лесничествах, тимуровскую работу [42]. Последнее время многие учителя отмечают не только отсутствие мотивации у учащихся к участию в названной деятельности, но и активное стремление к ее избеганию возможными способами. Это, несомненно, является большой потерей по отношению к советскому периоду, богатому опытом вовлечения учащихся в общественно полезный труд.
Что касается понимания значимости труда в собственной жизни, необходимо добиваться того, чтобы подросток рассматривал свой жизненный путь в тесной связи с трудовой деятельностью. Важно довести до его сознания, что полная самореализация человека как личности невозможна без труда, профессионального становления и развития.
Современная же социально-экономическая и политическая ситуация требует более интенсивного, специально организованного воздействия на учащихся с целью формирования соответствующих ценностей.
Овладение знаниями о возможностях реализации своего профессионального выбора - залог реалистичности и адекватности последнего. Как показывает практика, подростки очень редко в полной мере имеют представление о том, где и как можно обучиться выбранной профессии, каковы общие перспективы их трудоустройства, карьерного и квалификационного роста. Несомненно, основная работа в этом направлении происходит в процессе профориентации в старших классах, но, подчеркнем, что на исследуемом нами возрастном этапе не менее важно обеспечить подростков хотя бы минимальным объемом информации по данному вопросу.
Многие проблемы людей, не только профессиональные, но и личностные, связаны с нехваткой времени, а точнее с нерациональной его организацией. Умение правильно планировать и организовывать свое время и деятельность полезно и в школьном возрасте, так как оно позволяет успевать больше и делать намеченное более качественно. Начальные умения планирования своих действий на уровне выполнения конкретного задания и домашней работы учащиеся приобретают уже в младших классах.