Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РАЗДЕЛ 1. 1-4 КЛАССЫ

ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ

Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов на­правлены на:

• укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику пло­скостопия; содействие гармоническому физическому разви­тию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

• овладение школой движений;

• развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и сило­вых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скорост­ных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способ­ностей;

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, ре­жиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных спо­собностей;

• выработку представлений об основных видах спорта, снаря­дах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопаснос­ти во время занятий;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими уп­ражнениями, подвижными играми, использование их в сво­бодное время на основе формирования интересов к опреде­ленным видам двигательной активности и выявления пред­расположенности к тем или иным видам спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отно­шения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие раз­витию психических процессов (представления, памяти, мыш­ления и др.) в коде двигательной деятельности.

Уровень физической подготовленности учащихся 7-10 лет

№ п/п Физические способности Контрольное упражнение (теcт) Возраст лет Уровень
Мальчики девочки
Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий
Скоростные Бег 30 м, c 7,5 и более 7,1 6,8 6,6 7,3-6,2 7,0-6,0 6,7-5,7 6,5-5,6 5,6 и менее 5,4 5,1 5,0 7,6 и более 7,3 7,0 6,6 7,5-6,4 7,2-6,2 6,9-6,0 6,5-5,6 5,8, и менее 5,6 5,3 5,2
Координационные Челночный бег 3x10 м, с 11,2 и более 10,4 10,2 9,9 10,8-1'0,3 10,0-9,5 9,9-9,3 9,5-9,0 9,9 и менее 9,1 8,8 8,6 11,7 и более 11,2 10,8 10,4 11,3-10,6 10,7-10,1 10,3-9,7 10,0-9,5 10,2 и менее 9,7 9,3 9,1
 
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 100 и менее 115-135 125-145 130-150 140-160 155 и более 90 и менее 110-130 125-140 135-150 140-155 150 и более
Выносливость 6-минутный бег, м 700 и менее 730-900 800-950 850-1000 900-1050 1100 и более 500 и менее 600-800 650-850 700-900 750-950 900 и более
Гибкость Наклон вперед из положения сидя, см 1 и менее 3-5 3-5 3-5 4-6 .9 и более 7,5 7,5 8,5 2 и менее 6-9 6-9 6-9 7-10 11,5 и более 12,5 13,0 14,0
Силовые Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) 2—3 2—3 3—4 3—4 4 и выше      
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки)       2 и ниже 4—8 6—10 7—11 8—13 12 и выше

Часть I

УPОKИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Каждый урок физической культуры должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические за­дачи, которые определяют содержание урока, выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащих­ся. На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимо­связанных задач: образовательных, оздоровительных и воспита­тельных. Вместе с тем отличительной особенностью учебных за­нятий в начальной школе является больший акцент на решении образовательных задач: овладение школой движений; формиро­вание элементарных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием прежде всего разнообразных координа­ционных, а также кондиционных способностей. Итогом решения образовательных задач урока должны стать выработанное умение и интерес учащихся самостоятельно заниматься физическими уп­ражнениями, подвижными играми и использовать их в свобод­ное время. В процессе уроков учитель должен определить пред­расположенность ученика к определенным видам спорта и со­действовать началу. занятий этими видами.

Большое внимание на каждом уроке учитель должен уделять воспитанию у учащихся таких нравственных и волевых качеств, как дисциплинированность, доброжелательное отношение к това­рищам, честность, отзывчивость, смелость во время выполнения физических упражнений, а также содействовать развитию психи ческих процессов (представления, памяти, мышления и др.).

БАЗОВАЯ ЧАСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Подвижные игры

Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитание инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от умелой организации и соблюдения методических требований к проведению игр, нежели к их собственному содержанию.

Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).

В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико- тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.

В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.

Программный материал по подвижным играм (табл. 2) сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствущие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Система упражнений с большими и малыми мячами составляет своеобразную школу мяча. Очень важно, чтобы этой школой овладел каждый ученик начальных классов. Движения с мячом рекомендуется выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.

Таблица 2

Программный материал по подвижным играм

Основная направленность Классы
На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скорост- ных способностей, способности к ориентированию в пространстве «К своим флажкам» «Два мороза» «Пятнашки»   «Пустое место» «Белые медведи» _________________[3] «Космонавты»
На закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве «Прыгаюшие воробушки» «Зайцы в огороде» «Лисы и куры»   «Прыжки по полосам» «Волк во рву» «Удочка»
На закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, раз- витие способностей к диф- ференцированию параметров движений, скоростно- силовых способностей «Кто дальше бросит» «Точный расчет» «Метко в цель»        
На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах стоя на месте и в шаге Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой в движении по прямой (шагом и бегом) Ловля и передача мяча на месте и в движении в треугольниках, квадратах, кругах. Ведение мяча с изменеием направления. Броски по воротам с 3—4 м (гандбол) и броски в цель (в ходьбе и медленном беге), удары по воротам в футболе     Ведение мяча с изменением направ ления и скорости. Броски по воротам с 3—4 м (гандбол) и броски в цель (в ходьбе и медленном ном беге), удары по воротам в футболе
На закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве «Играй, играй, мяч не теряй» «Мяч водящему» «У кого меньше мячей» «Школа мяча» «Мяч в корзину» «Попали в обруч»           «Гонка мячей по кругу» «Вызови по имени» «Овладей мячом» «Подвижная цель» «Мяч ловцу» «Охотники и утки» «Быстро и точно» «Снайперы» «Игры с ведением мяча»
На комплексное развитие координационных и кон- диционных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями При соответствующей игровой подготовке рекомендованные для 3 и 4 классов игры можно проводить в 1 и 2 классах «Борьба за мяч» «Перестрелка» «Мини-баскетбол» «Мини-гандбол» Варианты игры в футбол
На знания о физической культуре Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности
Самостоятельные занятия Броски, ловля и передача мяча, удары и остановки мяча ногами, ведение мяча на месте, в ходьбе и беге, выполняемые обеими руками и ногами
             

Плавание

Овладение навыком плавания жизненно необходимо для каждого учащегося. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться ньтрять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать одним из способов 25 м (табл. 6). Плавание предъявляет высокие требования к координационншм способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма. Систематические занятия плаванием содействуют также развитию вынослиаости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыха- тельной и нервной систем. Оно является одним из важнейших средств закаливания учащихся.

В. школах, имеющих соответствующие условия, можно приступать к обучению с 1 класса. Для обучения плаванию следует широко использовать близлежащие бассейны, в теплое время года открытые водоемы, занятия плаванием в загородных лагерях. Большую помощь в этом деле могут оказать родители.

Основная направленность   классы
На освоение умений плавать и развитие координационных способностей Специальные плавательные упражнения для освоения в водной среде (погружение в воду с открытыми глазами, задержка дыхания под водой, «по- плавок», скольжение на груди, спине и др.). Движения ног и рук при плавании способами кроль на груди, кроль на спине или брасс. Проплывание одним из способов 25 м. Прыжки с тумбочки. Повороты 10—25
На совершен- стиование умений плавать и развитие вынослиности Повторное проплывание отрезков 10—25 м (2— 6 раз), 100 м (2—3 раза). Игры и развлечения на воде
На знания о физической культуре Названия плавательных упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания на состояние здоровья, правила гигиены и техники безопасности, поведение в экстремальной ситуации
Самостоятельные занятия Выполнение специальных упражнений, рекомендованных программой, для освоения умений плавать

ЧАСТЬ II

И ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

К физкультурно-оздоровительным мероприятиям в режиме учебного и продленного дня относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.

Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.

Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее время при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам конкретной территории).

Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика). Ее цель — повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 4—6 общеразвивающих упражнений низкой интенсивности, требующих сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 5—7 мин. Гимнастика до учебных занятий проводится под наблюдением учителя-предметника, ведущего первый урок в данном классе. Содержание комплексов разрабатывается учителем физической культуры или по его заданию старшеклассниками и меняется один раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.

Физкультминутки. Они проводятся во время уроков и состоят из 2—3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Время проведения и содержание физкультминутки определяется учителем, ведущим урок. Содержание должно варьироваться, его необходимо доводить до сведения учителей-предметников и учащихся. Физкультминутки рекомендуется проводить также во время выполнения домашних заданий

Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах («час здоровья»). Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Во время ущгиненной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалкой, лазанья и перелезания, элементы танцев, катание на лыжах, санках, коньках, самокатах, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и др. Продолжительность подвижных перемен 15—45 мин. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и организацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на дежурного учителя и учащихся дежурного класса. для поддержания интереса учащихся состав упражнений, места занятий, формы и организация проведения должны изменяться.

Ежедневные занятия в группах продленного дня. Их назначение — активный отдых, повышение физической и умственной работоспособности, приобщение учащихся к систематическим занятиям, достижение необходимого объема двигательной активности. Содержание занятий включает в себя упражнения, рекомендованные для подвижных перемен, с учетом интересов и желания учащихся. Продолжительность занятий 45—60 мин. Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.

Организация «спортивного часа» возлагается на воспитателей групп прощген ного дня, а проведение осуществляют учителя физической культуры, воспитатели, инструкторы физической культуры, учащиеся старших классов, однако перед началом таких занятий необходимо провести инструктаж по технике безопасности.

ЧАСТЬ III

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки, а также факультативные и консультативные занятия. Содержание занятий в различных формах внеюiассной работы определяется с учетом возраста школьников.

Для спортивных секций материал по общей физической подготовке является единым. По специальной физической подготовке он прдставлен в программе отдельно по основным видам спорта. При наличии соответствующих условий учителя могут организовать занятия и по другим видам спорта, включая национальные. Количество спортивных секций и кружков по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы.

Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Группы и кружки общей физической подготовки

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки в высоту и в длину с разбега, со скакалкой; метание мяча, оздоровительная ходьба и бег; подвижные игры; спортивные игры по упрощенным правилам; упражнения ритмической гимнастики; передвижение на лыжах, коньках, велосипеде и др.

Кружки физической культуры

Гимнастика. Опорные прыжки: прыжок в упор присев; прыжок боком; брусъя для девочек: вис на верхней жерди, размахивание, вис присев на нижней жерди, сед на правом бедре; для мальчиков: упор, размахивание в упоре, сед ноги врозь, соскок махом назад; бревно: приставной и переменный шаги, повороты на одной, соскок прогнувшись, соскок махом назад; акробатика: переворот боком, стойка на руках с помощью. Гимнастика категории Б.

Плавание. Упражнения для освоения с водной средой, скольжение на груди и спине; движения рук и ног при плавании кролем, на спине и брассом; согласованное движение рук с дыханием; прыжок в воду с тумбочкй, старт из воды; повороты; игры на воде.

Настольный теннис. Основная стойка, хват ракетки, разновидность ударов, подач, приемов мяча; двусторонняя игра.

Лыжный спорт. Передвижение попеременным двухшажным ходом; подъемы «полуелочкой» и «лесенкой»; спуски в высокой и низкой стойках; ходьба с равномерной скоростью до 2 км.

Конькобежный спорт.Скольжение по прямой, торможение, повороты; игры и эстафеты.

Бадминтон. Основная стойка, хват ракетки, удары, подача, прием мяча; двусторонняя игра.

Мини-баскетбол. Стойки, перемещения, остановки, повороты, ловля, передачи, ведение, броски; двусторонняя игра.

Мини-гандбол. Стойки, перемещения, остановки, повороты, ловля, передачи, ведение, броски; двусторонняя игра.

Футбол. Перемещения, передачи, остановки, ведение, удары; двусторонняя игра.

Мини-волейбол. Стойки, перемещения, передачи, подачи; двусторонняя игра.

Туристическая подготовка. В 4 классе ежегодно проводится не менее двух однодневных походов.

ЧАСТЬ IV

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Дни здоровья и спорта включают в себя массовые и показательные выступления, конкурсы, соревнования по видам физических упражнений, входящих в настоящую программу, и другие мероприятия активного отдыха.

Подвижные игры и внутришкольные соревнования по видам физических упражнений, включенных в программу (в классах параллелях, между школами и др.).

Физкультурные праздники. Аттракционы, соревнования гтс специальным программам и др.

Спартакиады.

Туристические слеты.

Выполнение комплексной программы должно обеспечить необходимый объем двигательной активности учащихся (табл. 7).

Таблица 7

Примерный объем двигательной активности учащихся

Класс Ежедневный объем времени занятий, ч Физкультурно-оздоровительные мероприятия Уроки физической культуры в неделю, ч Внеклассные формы занятий: спортивные секции, кружки физической культуры, группы ОФП в неделю Общешкольные мероприятия Самостоятельные занятия, мин
Гимнастика до учебных занятий, мин Физкультминутки на уроках, мин Подвижные перемены, мин «Спортивный час» в группах продленного дня, ч Участие в соревнованиях в учебном году, кол-во раз Дни здоровья и спорта
5—6 5—6 5—6 5—6 15—20 15—20 15—20 15—20 2—3 2—3 2—3 2—3 1 ч 10 мин 1 ч 30 мин 1 ч 30 мин 1 ч 30 мин 6—8 6—8 6—8 6—8 Ежемесячно Ежемесячно Ежемесячно Ежемесячно 10—15 15—20 15—20 15—20

РАЗДЕЛ 2. 5—9 КЛАССЫ

Демонстрировать

Физические способности Физические упражнения мальчики девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с 9,2 10,2
Силовые Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз     — —    
К вынослиности Кроссовый бег 2 км Передвижение на лыжах 2 км 8 мин 50 с 16 мин 30 с 10 мин 20 с 21 мин 00 с
К координации Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м 10,0     12,0 14,0     10,0

ЧАСТЬ 1

УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

На уроках физической культуры в 5—9 классах решаются основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания. Вместе с тем особенностью урочных занятий в этих классах является углубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка, плавание). Углубляются знания о личной гнгиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма (дыхание, кровообращение, ЦИС, обмен веществ), на развитие волевых и нравственных качеств. На уроках физической культуры учащиеся 5—9 классов получают представления о физической культуре личности, ее взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов программы пополняются представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, правилах техники безопасности и оказания первой помощи при травмах.

Одна из главнейших задач уроков — обеспечение дальнейшего всестороннего развития координационных (ориентирование в пространстве, быстрота перестроения двигательных действий, быстрота и точность двигательных реакций, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования ,силовых, временных и пространственных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы, гибкости) способностей, а также сочетание этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придается решению воспитательных задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностны ориентаций на здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у подростков адекватной оценки своих физических возможностей и мотивов к самосовершенствованию.

Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость, дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчиность и др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий, представлений, памяти, мышления.

Спортивные игры

С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол (табл. 9). При наличии в школе, регионе определенных традиций и соответствующих условий вместо указанных спортивных игр в содержание программного материала можно включать любую другую спортивную игру (хоккей с мячом, с шайбой, на траве, бадминтон, теннис и др.).

В этом случае учитель самостоятельно разрабатывает программы обучения технике и тактике избранной спортивной игры, ориентируясь на предложенную схему распределения программного материала.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и опенивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Уже с 5 класса необходимо стремиться учить детей согласовывать индивидуальные и простые командные технико-тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите, начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постепенно усложняющихся игровых упражнений (форм).

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятльного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные разлцчия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно вiыючая их в разнообразные виды игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Таблица 9

Программный материал по спортивным играм.

Основная на- правленность классы
Баскетбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек Стойки игрока. Перемещения стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)         - - - - - - - - - -
На освоение ловли и передач мяча   Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) с пассивным сопротивлением защитника - - - - - - - - - -
На освоение техники ведения мяча Ведение мяча в низкой, средней высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой     С пассивным сопротивлением защитника - - - - - - - - - -   - - - - - - - - - -
На овладение техникой бросков мяча Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м То же с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м в прыжке - - - - - - - - - -
  Броски одной и двумя руками в прыжке
На освоение индивидуальной техники защиты Вырывание и выбивание мяча Перехват мяча     - - - - - - - - - -
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок         - - - - - - - - - -
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом           - - - - - - - - - -
На освоении тактики игры Тактика свободного нападения              
Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков с изменением позиций     Позиционное нападение и личная за- щита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину
  Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1) (3:2) - - - - - - - - - - -
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди».     Взаимодействие двух игроков в на- падении и защите через «заслон» Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка)
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:3 Игра по правилам мини-баскетбола   Игра по упрощенньтм правилам баскетбола - - - - - - -
Гандбол На овладение техникой передвяжений, остановок, поворотов и стоек Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком; повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение)           - - - - - - -   - - - - - - -   - - - - - - -   - - - - - - -
На освоение ловли и передач мяча Ловля и зередача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) с пассивным сопротивлением защитника. Ловля катящегося мяча - - - - - - -   - - - - - - -   - - - - - - -   - - - - - - -  
На освоение техники ведения мяча Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте. Ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой       с пассивным сопротивлением защитника   - - - - - - -   - - - - - - -     - - - - - - -   - - - - - - -  
На овладение техникой бросков мяча Бросок мяча сверху в опорном положении и в прыжке Броски мяча сверху, снизу и сбоку согнутой и прямой рукой - - - - - - - Семиметровый штрафной бросок - - - - - - - Бросок мяча из опорного положения с отклонением туловища
На освоение индивидуальной техники защиты Вырывание и выбивание мяча Блокирование броска Перехват мяча Игра вратаря - - - - - - - - - - - - - -   - - - - - - - - - - - - - -  
На совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом     - - - - - - -   - - - - - - -  
На освоение тактики игры Тактика свободного нападения     - - - - - - -   - - - - - - -  
Позиционное нападение без изменения позиций игроков с изменением позиций - - - - - - -   - - - - - - -  
Нападение быстрым прорывом (1:0) (2:1) (3:2) Взаимодействие вратаря с защитником
Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди»     Взаимодействие двух игроков в защите через «заслон» Взаимодействие трех игроков
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей Игра по упрощенным правилам мини-гандбола   Игра по правилам мини-гандбола Игра по упрощенным правилам гандбола - - - - - - -  
Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3     - - - - - - -   - - - - - - -  
Футбол на овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек Стойки игрока; перемещения стойке приставными шагами боком и спиной вперед, ускорения, старты из различных положений Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения)       - - - - - - -     - - - - - - -   - - - - - - -     - - - - - - -  
На освоение ударов по мячу и остановок мяча Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема.   Остановка катяшегося мяча внутренней стороной стоны и подошвой Удар по катящемуся мячу внутренней частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью подъема     Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу) Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом Удар по летяще му мячу внутренней стороной стоны средней частью подъема  
На освоение техники ведения мяча Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой   с пассивным сопротивлением защитника - - - - - - -     с активным сопротивлением защитника
На овладение техникой ударов по воротам Удары по воротам указанными спо- собами на точность (меткость) по- падания мячом в цель - - - - - - -   - - - - - - -   - - - - - - -  
На освоение индивидуальной техники защиты Вырывание и выбивание мяча   Игра вратаря Перехват мяча - - - - - - -   - - - - - - - - - - - - - -   - - - - - - - - - - - - - -  
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей Комбинации из освоенньих элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка, удар по воротам - - - - - - -  

Наши рекомендации