Воспитание и школа в Древней Индии
История Древней Индии распадаетсяна две главные эпохи: дравидско-арийскую (до VI в. до н. э.) и буддистскую (с VI в. до н. э.).
Культура дравидских племен — коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. — соответствовала уровню культуры первых государств Двуречья, Здесь воспитание и обучение детей носило, условно говоря, семейно-школьный характер, причем роль семьи была первостепенной.
Школы в долине Инда появляются, скорее всего, в до-арийский период в городах Хараппской культуры, существовавшей в 3—2-м тысячелетиях до н. э. и тесно связанной с Древней Месопотамией. Более тысячи печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для письма на пальмовых листьях — вот и все, что сохранилось I качестве памятников культуры и образования от тех времен
Во 2—1-м тысячелетиях до н. э. на территорию индие вторглись арийские племена. Из отношений между основным населением и завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Все население Древней Индии делилось на четыре касты, или варны. потомки ариев составили три высшие касты: брахманов (жрецов) кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях: в мирное время они находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а только одни обязанности. Наиболее жалкое положение занимали потомки дравидов — так называемые парии. Кастовый строй наложил специфический отпечаток и на развитие воспитания в Древней Индии.
Важным фактором воспитания в Древней Индии была религиозная идеология. Вплоть до VI в. до н. э. здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивало индуизм. В VI в. до н. э. возникает оппозиционное религиозное течение — буддизм.
До VI в. до н. э. воспитание и обучение в Индии основы вались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества., чтобы стать органическим членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались праведность и чистота помыслов; у кшатриев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность и безропотность.
Глобальными целями организованного воспитания к середине 1-го тысячелетия до н. э. были физическое развитие — закаливание, умение управлять своим телом; умственное развитие — ясность ума и разумность поведения; духовное развитие — способность к самопознанию.
Считалось, что человек рожден для насыщенной, исполненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу.
Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказаниях о. Кришне — божественном и мудром царе-воине и пастухе. В этих сказаниях («Бхагавата-пурана») дано подробное описание семейно-общественного воспитания у индоариев. Так, эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с товарищами усердно изучал веды и по истечении шестидесяти четырех дней сделался знатоком разнообразных искусств и умений, овладев «всей людской ученостью»1.
Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким предстает Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал веды и веданги, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся с пути долга»1.
Образцом древнеиндийской дидактической литературы можно считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н. э.>. «Бхагавадгита» была не только священной, но и учебной книгой. Она написана в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя предстает Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна. Попадая в затруднительные жизненные ситуации, ученик ищет совета у учителя, получает разъяснение, выходя в итоге на новый уровень познания и поступков. Обучение строилось в виде вопросов и ответов. Учитель-Кришна преподавал в следующей логике: сначала излагал новое знание в целостном виде, затем подходил к нему с разных сторон; раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с рассмотрением конкретных примеров.
Суть методики обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, что перед учеником непрерывно ставились цели определенной деятельности с постепенным их расширением и углублением, чтобы побуждать Арджуну к самостоятельному поиску истины, вооружая его для этого верными методами и приемами. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.
Воспитание и обучение в Древней Индии соответствовали укладу жизни того времени. В содержание повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика, философия, математика, астрономия. Такое содержание образования являлось весьма широким для своего времени. Можно заметить в этой связи, что, например, в Древней Индии высокого развития достигла математика. Именно здесь были введены ноль и счет с помощью десяти знаков — цифр, заимствованных затем арабами, а от них — европейцами.
К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии сложилась определенная воспитательная традиция. На первой ступени воспитания — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые — «упанаяма». Не прошедшие «упанаяму» презирались индоарийским обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование.
Так осуществлялся контроль за результатами семейного воспитания.
Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и помимо овладения им грамотой и обязательными знаниями привыкал к правильному поведению в семье.
Сроки «упанаямы», содержание дальнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья — в 12-летнем. Наиболее полной была программа образования у брахманов; занятия для них состояли, прежде всего, в пересказах вед, развитии навыков чтения и письма. У кшатриев и вайшья была сходная, но сокращенная программа; кроме того, дети кшатриев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве, ремеслах и пр.
Некоторые из получивших такое образование, которое могло длиться восемь лет, затем углубляли его еще 3—4 года, занимаясь в доме учителя или с домашним преподавателем.
Прообразом высшего образования можно считать составленные по особой программе занятия, которым посвящали себя немногие юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вблизи городов возникали так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.
Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под деревьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.
Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время происходят существенные изменения в экономической и духовной жизни древнеиндийской цивилизации. Возникает новая религия — буддизм, идеи которой отразилась и на воспитании.
Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды, или Шакья-Муни (623—544 до н. э.). В религии буддизма он - существо, достигшее состояния высшего совершенства, Будда выступал против монополизации религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания.
Будда проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, свою просветительскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ г. Бенареса. Вокруг него — учителя-отшельника собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение.
Буддизм уделял большое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей по рождению. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты. Согласно буддизму главной задачей воспитания является совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование.
В процессе познания (поиска знания) буддисты различали три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое знание, которое приобреталось как познание ранее непознанного.
В буддийский период складывается и программа образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, ставшего с I в. до н. э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в, до н. э. в Индии уже существовало несколько систем алфавитно-слогового письма. Смена идеографического письма алфавитным привела к известному повышению уровня грамотности.
В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах вед» имело религиозную направленность. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.
В некоторых буддийских монастырях были школы, дававшие повышенное образование. Учитель получал денежное вознаграждение.
В школьный канон входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.
Во II—VI вв. происходит возрождение индуизма. В это время, получившее наименование необрахманского, в Индии изменились взгляды на задачи воспитания; оно должно было помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, добиваться реальных результатов («плодов дела»).
В необрахманский период в Древней Индии увеличивается число школ. В их деятельности появились новые моменты. Так, в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках.
При необрахманских храмах сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь) и учебные заведения полного образования (аграхар). Последние были сообществами ученых и их учеников. Программа обучения в аграхар в процессе их развития становилась постепенно менее абстрактной и учитывала потребности практической жизни. Был расширен доступ к образованию детей разных сословий. В связи с притоком в ученики представителей кшатриев и особенно вайшья в аграхар стали обучать в большем объеме географии, математике, языкам, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи и пр.1
В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образования. Наибольшую известность среди них получили комплексы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), а также в Наланде близ г. Бхуванешвар.
В древнеиндийском культурном центре Такташиле, который процветал около пяти столетий (до V в. до н. э.), жили известные ученые, философы. Вместе со своими учениками они обсуждали вопросы мироздания и бытия. Учащиеся получали сведения из медицины, искусства, астрономии, естествознания, торговли, магии, заклинания змей. Такташила поддерживал культурные связи с тогдашним стилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Не менее широкую известность как центра культуры и просвещения имели школы при буддистских монастырях Наланды (424 до н. э.). В Наланде в период расцвета находилось 13 монастырей с множеством учеников и учителей. Учащиеся изучали здесь индуизм и буддизм, логику, веды, медицину, филологию, языкознание, право, астрономию и пр.
В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась практическая направленность, расширялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вначале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Программа школьного обучения постепенно становилась более жизненной и более доступной для усвоения.