Воспитание и школа в Древней Индии

История Древней Индии распадаетсяна две главные эпохи: дравидско-арийскую (до VI в. до н. э.) и буддистскую (с VI в. до н. э.).

Культура дравидских племен — коренного населения Ин­дии до первой половины 2-го тысячелетия до н. э. — соот­ветствовала уровню культуры первых государств Двуречья, Здесь воспитание и обучение детей носило, условно говоря, семейно-школьный характер, причем роль семьи была перво­степенной.

Школы в долине Инда появляются, скорее всего, в до-арийский период в городах Хараппской культуры, сущест­вовавшей в 3—2-м тысячелетиях до н. э. и тесно связанной с Древней Месопотамией. Более тысячи печатей с надписями на своеобразном письме, глиняные чернильницы для пись­ма на пальмовых листьях — вот и все, что сохранилось I качестве памятников культуры и образования от тех времен

Во 2—1-м тысячелетиях до н. э. на территорию индие вторглись арийские племена. Из отношений между основ­ным населением и завоевателями-ариями возник строй, позд­нее получивший название кастового. Все население Древ­ней Индии делилось на четыре касты, или варны. потомки ариев составили три высшие касты: брахманов (жрецов) кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремес­ленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой явля­лись шудра (наемные работники, слуги, рабы). Наибольши­ми привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии будучи профессиональными военными, участвовали в похо­дах и сражениях: в мирное время они находились на содер­жании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а только одни обязанности. Наиболее жалкое положение занимали потом­ки дравидов — так называемые парии. Кастовый строй на­ложил специфический отпечаток и на развитие воспитания в Древней Индии.

Важным фактором воспитания в Древней Индии была религиозная идеология. Вплоть до VI в. до н. э. здесь господствовал брахманизм; позднее на его основе развивало индуизм. В VI в. до н. э. возникает оппозиционное религи­озное течение — буддизм.

До VI в. до н. э. воспитание и обучение в Индии основы вались на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества., чтобы стать органическим членом своей касты. У брахманов ведущими качествами личности считались пра­ведность и чистота помыслов; у кшатриев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность и безропотность.

Глобальными целями организованного воспитания к се­редине 1-го тысячелетия до н. э. были физическое разви­тие — закаливание, умение управлять своим телом; умст­венное развитие — ясность ума и разумность поведения; духовное развитие — способность к самопознанию.

Считалось, что человек рожден для насыщенной, испол­ненной счастья жизни. У детей высших каст воспитывали такие качества, как любовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, самообладание, сдержанность. Идеалом нравственного поведения считались содействие общему бла­гу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу.

Образцы воспитания черпались, прежде всего, в сказа­ниях о. Кришне — божественном и мудром царе-воине и пастухе. В этих сказаниях («Бхагавата-пурана») дано по­дробное описание семейно-общественного воспитания у индоариев. Так, эпический Кришна воспитывался первона­чально среди ровесников в совместных играх и труде. Позд­нее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с товарищами усердно изучал веды и по истече­нии шестидесяти четырех дней сделался знатоком разно­образных искусств и умений, овладев «всей людской уче­ностью»1.

Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким пред­стает Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый ду­шою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, он вел полез­ные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал веды и веданги, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен, и он никогда не уклонялся с пути долга»1.

Образцом древнеиндийской дидактической литературы можно считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-фи­лософской мысли Древней Индии, содержащий философ­скую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н. э.>. «Бхагавадгита» была не только священной, но и учебной книгой. Она написана в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя предстает Кришна, в образе уче­ника — царский сын Арджуна. Попадая в затруднительные жизненные ситуации, ученик ищет совета у учителя, полу­чает разъяснение, выходя в итоге на новый уровень позна­ния и поступков. Обучение строилось в виде вопросов и ответов. Учитель-Кришна преподавал в следующей логике: сначала излагал новое знание в целостном виде, затем под­ходил к нему с разных сторон; раскрытие отвлеченных по­нятий сочеталось с рассмотрением конкретных примеров.

Суть методики обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, что перед учеником непрерывно стави­лись цели определенной деятельности с постепенным их рас­ширением и углублением, чтобы побуждать Арджуну к само­стоятельному поиску истины, вооружая его для этого вер­ными методами и приемами. Процесс обучения сравнивался со сражением, побеждая в котором Арджуна поднимался к совершенству.

Воспитание и обучение в Древней Индии соответствова­ли укладу жизни того времени. В содержание повышенного образования входили: поэзия и литература, грамматика, фи­лософия, математика, астрономия. Такое содержание обра­зования являлось весьма широким для своего времени. Мож­но заметить в этой связи, что, например, в Древней Индии высокого развития достигла математика. Именно здесь были введены ноль и счет с помощью десяти знаков — цифр, за­имствованных затем арабами, а от них — европейцами.

К середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии сложилась определенная воспитательная традиция. На пер­вой ступени воспитания — в семье — систематическое обу­чение не предусматривалось. Для представителей трех выс­ших каст оно начиналось после особого ритуала посвяще­ния во взрослые — «упанаяма». Не прошедшие «упанаяму» презирались индоарийским обществом; они лишались пра­ва иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование.

Так осуществлялся контроль за результатами семейного воспитания.

Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался чле­ном семьи учителя и помимо овладения им грамотой и обя­зательными знаниями привыкал к правильному поведению в семье.

Сроки «упанаямы», содержание дальнейшего образова­ния не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» начиналась в 8-летнем воз­расте, кшатриев — в 11-летнем, вайшья — в 12-летнем. Наи­более полной была программа образования у брахманов; за­нятия для них состояли, прежде всего, в пересказах вед, раз­витии навыков чтения и письма. У кшатриев и вайшья была сходная, но сокращенная программа; кроме того, дети кшат­риев приобретали знания и навыки в военном искусстве, а дети вайшья — в сельском хозяйстве, ремеслах и пр.

Некоторые из получивших такое образование, которое могло длиться восемь лет, затем углубляли его еще 3—4 года, занимаясь в доме учителя или с домашним преподавателем.

Прообразом высшего образования можно считать состав­ленные по особой программе занятия, которым посвящали себя немногие юноши. В этом случае они посещали известного своими познаниями учителя — гуру («чтимый», «достойный») либо участвовали в собраниях и спорах ученых мужей. Вбли­зи городов возникали так называемые лесные школы, где во­круг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

Специальных помещений для учебных занятий обычно не было, обучение происходило на открытом воздухе, под дере­вьями. Были и своего рода семейные школы, где все взрослые мужчины посвящали себя обучению молодежи. Поначалу эти учителя не получали какого-либо вознаграждения за свой труд, подарки учителю имели скорее символическую, чем реальную ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.

Новый период в истории древнеиндийского воспитания начинается в середине 1-го тысячелетия до н. э. В это время происходят существенные изменения в экономической и ду­ховной жизни древнеиндийской цивилизации. Возникает новая религия — буддизм, идеи которой отразилась и на вос­питании.

Буддийская традиция обучения имела своим истоком про­светительскую и религиозную деятельность Будды, или Шакья-Муни (623—544 до н. э.). В религии буддизма он - существо, достигшее состояния высшего совершенства, Будда выступал против монополизации религиозного культа брах­манами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания.

Будда проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний (нирвана). По преданию, свою просвети­тельскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ г. Бенареса. Вокруг него — учителя-отшельника собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение.

Буддизм уделял большое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей по рождению. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты. Со­гласно буддизму главной задачей воспитания является со­вершенствование человека, душа которого должна быть из­бавлена от мирских страстей через самопознание, самовос­питание и самосовершенствование.

В процессе познания (поиска знания) буддисты различа­ли три стадии: первоначальная (предварительная), стадия сосредоточенного внимательного усвоения, закрепление (окончательное усвоение). Эффективным считалось такое знание, которое приобреталось как познание ранее непо­знанного.

В буддийский период складывается и программа образо­вания. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, ставшего с I в. до н. э. ведущим языком в Север­ной Индии. В этот период возник древнейший индийский слоговой алфавит — брахми. К III в, до н. э. в Индии уже существовало несколько систем алфавитно-слогового пись­ма. Смена идеографического письма алфавитным привела к известному повышению уровня грамотности.

В буддийский период начальное обучение осуществля­лось в религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Оба типа школ существовали автономно. Учи­тель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содер­жание обучения в «школах вед» имело религиозную направ­ленность. В светских школах учеников набирали независи­мо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер.

В некоторых буддийских монастырях были школы, да­вавшие повышенное образование. Учитель получал денежное вознаграждение.

В школьный канон входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.

Во II—VI вв. происходит возрождение индуизма. В это время, получившее наименование необрахманского, в Ин­дии изменились взгляды на задачи воспитания; оно должно было помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвер­гать суетное и бренное, добиваться реальных результатов («плодов дела»).

В необрахманский период в Древней Индии увеличива­ется число школ. В их деятельности появились новые мо­менты. Так, в школах при индуистских храмах помимо сан­скрита стали обучать чтению и письму на местных языках.

При необрахманских храмах сложилась двухступенчатая система образования: начальные школы (толь) и учебные заведения полного образования (аграхар). Последние были сообществами ученых и их учеников. Программа обучения в аграхар в процессе их развития становилась постепенно ме­нее абстрактной и учитывала потребности практической жиз­ни. Был расширен доступ к образованию детей разных со­словий. В связи с притоком в ученики представителей кшат­риев и особенно вайшья в аграхар стали обучать в большем объеме географии, математике, языкам, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи и пр.1

В ходе развития организованного воспитания и обучения в Древней Индии сложился ряд крупных центров образова­ния. Наибольшую известность среди них получили комплек­сы в Такташиле (ныне г. Таксила в Пакистане), а также в Наланде близ г. Бхуванешвар.

В древнеиндийском культурном центре Такташиле, ко­торый процветал около пяти столетий (до V в. до н. э.), жили известные ученые, философы. Вместе со своими уче­никами они обсуждали вопросы мироздания и бытия. Уча­щиеся получали сведения из медицины, искусства, астроно­мии, естествознания, торговли, магии, заклинания змей. Такташила поддерживал культурные связи с тогдашним стилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Вос­током.

Не менее широкую известность как центра культуры и просвещения имели школы при буддистских монастырях Наланды (424 до н. э.). В Наланде в период расцвета находилось 13 монастырей с множеством учеников и учи­телей. Учащиеся изучали здесь индуизм и буддизм, логи­ку, веды, медицину, филологию, языкознание, право, аст­рономию и пр.

В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древ­ней Индии прошли длительный путь развития. Постепенно в школах усиливалась практическая направленность, расши­рялся социальный круг детей, имевших доступ в школу: вна­чале это были брахманы, затем кшатрии и вайшья. Про­грамма школьного обучения постепенно становилась более жизненной и более доступной для усвоения.

Наши рекомендации