Формирование ментальных процессов
(умственное воспитание)
Умственное воспитание является наиболее важным и сложным разделом работы специального ДОУ. Вследствие органического поражения у детей - дошкольников с умственной отсталостью стойко нарушена познавательая деятельность и речь. Представления отличаются бедностью и фрагментарностью. Игровой опыт ограничен. Дети часто не понимают вербальных инструкций. Особенности психофизического развития таких детей определяют задачи работы по умственному воспитанию:
а)улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;
б)уточнение, расширение объема представлений об окружающем, развитие речи;
в)формирование навыков умственной деятельности.
а)улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью
Сенсорное воспитание направлено, во-первых, на совершенствование отдельных анализаторов и правильное их использование для накопления сенсорного опыта, во-вторых, на формирование у детей перцептивных действий - действий рассматривания, выслушивания, ощупывания, то есть формирования систем сенсорных эталонов; в-третьих,обучение способам решения постепенно усложняющихся сенсорных задач (приемы обследования),в-четвертых, на своевременное и правильное соединение сенсорного опыта со словом.
Соединение того, что ребенок воспринимает, со словом, обозначающим воспринятое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойств и отношений, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Занятия проводятся по следующим разделам: развитие зрительного восприятия, слухового восприятия и внимания, тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
Исходным пунктом всякого познания являются ощущения, которые напрямую связаны с деятельностью различных органов чувств. Следовательно, чем совершеннее деятельность и взаимосвязь анализаторов, тем качественнее процесс познания.
Формирование сенсорных функций у аномальных детей идет в определенной последовательности. Сначала формируются представления о величине, цвете, форме предмета, т.е. зрительные представления, а затем пространственные представления. Работа по сенсорному воспитанию в коррекционном ДОУ делится на два периода:
*ПЕРВЫЙ (младшая и средняя группы). Развитие анализаторов, накопление представлений детей о конкретных признаках предметов. Для этого проводятся занятия с дидактическими игрушками и строительным материалом, позднее добавляются занятия по аппликации, лепке и элементарному конструированию.
*ВТОРОЙ (старшая и подготовительная группы). Применение накопленного сенсорного опыта.
Во всех возрастных группах сенсорные упражнения вводятся в такие виды занятий, как счет (дифференциация предметов по величине, цвету, форме, определение количества предметов на ощупь, количества хлопков на слух...), развитие речи (проведение слуховых и зрительных диктантов, работа с картинками, определение объекта по его признакам - вкусу, форме, цвету, запаху, свойствам поверхности...), изобразительная деятельность (использование техник: "тампонирование", "набрызг" краски на трафарет с кисти или щетки, "пальчики-палитра" - рисование красками пальцами вместо кисти, "печать от руки", когда вся ладонь макается в краску и оставляет отпечатки на листе, "монотипия" - рисуем на листе и складываем пополам - получается отражение), ручной труд (изготовление елочных игрушек изо льда. В формочки можно добавлять краски, гуашь, бусинки, пуговицы). Сенсорные упражнения могут проводиться во время экскурсий, прогулок, игр.
б)уточнение, расширение объема представлений об окружающем, развитие речи
Основная задача - формирование у детей целостного восприятия окружающей действительности и целостного представления о ней, а также представления о человеке и его социальных взаимоотношениях, иерархии социокультурных и жизненных ценностей. В процессе ознакомления с окружающим у детей формируется представление о своем "Я", ребенок выделяет себя в мире, приходит к осознанию своего "Я", посредством пробуждения "личной памяти", жизненного опыта, приобщения к жизни близких людей и формирования ценностных ориентаций, связанных с возрастной и гендерной (половой) дифференциацией.
Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей уточняются, систематизируются и формируются представления о предметном мире, созданном руками человека, обогащается чувственный опыт и развивается способность чувственного познания мира. Формируя адекватные представления об окружающем, мы создаем сензитивную основу слова и подготавливаем ребенка к восприятию вербальных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен), тем самым побуждаем детей к доступному высказыванию, что служит развитию речи.
При изучении живой и неживой природы, деятельности человека обязательно проводится работа по экологическому воспитанию.
Занятия по ознакомлению с окружающим проводятся концентрически, то есть в каждой возрастной группе детям сообщаются знания по всем разделам (направлениям): ознакомления с явлениями социокультурной жизни; с предметным миром, созданным руками человека; с живой и неживой природой и явлениями природной среды.
Знания детей преемственно сохраняются и расширяются, углубляются.
Требованиями к процессу ознакомления с окружающим выступают: *максимальная расчлененность учебного материала;
*поэтапность его усвоения;
*сочетание слова и наглядности (наблюдения за живыми объектами, рассматривание муляжей, картин, просмотр диа-, кино-, видеофильмов, проведение целевых прогулок и экскурсий).
Работа по развитию функций речи строится таким образом, чтобы сначала дети овладели языком как средством общения, а потом - как средством мышления, познания. Данная работа начинается с момента поступления ребенка в ДОУ VIII вида и на начальном этапе направлена на формирование предпосылок к развитию речи: пробуждение интереса к окружающему, предметной деятельности, совершенствование слухового внимания и восприятия, фонематического слуха, а также развитие артикуляционного аппарата. Развитие речи, ее основных функций происходит у умственно отсталых дошкольников в процессе любого из видов детской деятельности, в повседневной жизни, на специальных занятиях по развитию речи, проводимых как в группе учителем-дефектологом и воспитателем, так и индивидуально с логопедом учреждения. На занятиях систематизируется и обобщается речевой материал, активизируется самостоятельная связная речь.
в)формирование навыков умственной деятельности
Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочно - познавательной деятельности, на взаимосвязь между основными компонентами ментальной деятельности: действием, словом и образом.
Развитие мышления в раннем и дошкольном возрасте связано с практическими действиями ребенка и с восприятием свойств и отношений предметов окружающего мира. Соответственно, развитие мышления идет двумя путями: от предметно-практического (наглядно-действенного) к наглядно-образному и потом к абстрактно-логическому.
На занятиях по формированию мышления выделяют следующие задачи:
I.Создание у детей предпосылок к развитию наглядно-действенного типа мышления: формирование целенаправленной орудийной деятельности в процессе выполнения практического и игрового задания; формирования обобщенного представления о вспомогательных предметах и орудиях фиксированного назначения; знакомство детей с проблемными практическими ситуациями.
II.Формирование способов ориентировки в условиях проблемной практической задачи и алгоритма ее выполнения. Формирование метода проб как основного метода решения проблемно-поисковых задач.
III.Обучение детей воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, как целостную, опираясь на свой предметно-практический и социокультурный опыт.
IV.Формирование у детей понимания временных (темпоральных) и причинно-следственных зависимостей и отношений.
V.Формирование у детей умений выполнять предметную классификацию по образцу, слову и самостоятельно.
VI.Решение логических задач.
С целью эффективной реализации указанных задач в педагогической практике используют три способа построения объяснений педагога по выполнению задания:
Целостный, когда дается весь план работы в целом. Дети должны выслушать целиком объяснение всех последовательных действий и только после этого приступить к работе.
Диктантный способ используется в самом начале обучения. При нем словесная инструкция делится на части и неоднократно повторяется ребенку на каждом этапе его действия. Вербальная инструкция может подкрепляться невербальными компонентами речи, оказанием различных видов помощи ребенку.
Комбинированный способ объяснения включает элементы целостной и диктантной инструкции. При нем знакомая часть задания выполняется детьми по целостной инструкции, а новый этап работы - по диктантной.
Ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению, основной формой которого является как и в обычном детском саду коллективное занятие. Задача, стоящая перед процессом обучения - планомерное, последовательное сообщение педагогом программных знаний и умений; воспитание у детей - дошкольников с нарушенным интеллектом способности учиться, формирование навыков учебного труда, развитие речи. Основными дидактическими занятиями являются: занятия по формированию элементарных математических представлений и обучению грамоте. Обучение детей осуществляется строго в соответствии с расписанием. Требования к расписанию:
*Наиболее трудные занятия (счет, обучение грамоте, развитие речи), а также занятия важные для коррекции отклонений развития детей планируются в середине недели, когда отмечается пик работоспособности;
*Занятия, требующие значительного умственного напряжения, сочетаются с более легкими занятиями, занятия малоподвижного характера чередуются с подвижными (гимнастика, ритмика, музыкальные занятия);
*При расстановке занятий учитывается проводимый в ДОУ комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Так, занятия по развитию моторики и речи проводятся после массажа, инъекций, снимающих гиперкинезы (гипертонус мышц), а занятия, направленные на коррекцию поведения или работоспособности более успешны в сочетании с тонизирующими или седативными процедурами.
К педагогическим требованиямпри проведении занятий относятся следующие:
*в занятии должны участововать все дети группы (подгруппы), кроме тех, у которых к моменту проведения занятия наблюдаются симптомы патологических состояний;
*каждое занятие должно быть направлено на решение центральной задачи - коррекцию нарушения познавательной деятельности и сопутствующих отклонений посредством вариативного усвоения программного материала;
*на каждом занятии происходит неукоснительное соблюдение требований охранительного режима: строгий регламент времени, не допущение психического переутомления, истощения детей, утомления зрения, слуха, оптимальное чередование труда и отдыха, разнообразие видов деятельности, дружелюбие и терпимость педагога к промахам и затруднениям детей, оказание им необходимой помощи;
*занятие должно соответствовать дидактическим требованиям, должно быть связано с предыдущим и подготавливать последующее занятие, должно формировать и укреплять навыки коллективного учебного труда;
*при выборе методов и приемов обучения и воспитания должны учитываться особенности развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.