Цели и задачи воспитания и особенности их реализации
В Ленинградской области
Региональное своеобразие образовательной среды позволяет педагогам – воспитателям, специалистам разных ведомств, принимающим участие в воспитании молодого поколения, формировать эффективное воспитательное пространство на территории Ленинградской области и воспитательных систем образовательных организаций региона.
Ленинградская область – это Россия в миниатюре, здесь есть города и сельская местность, здесь развита сеть образовательных организаций всех уровней, система образования взрослых, коррекционных организаций. С одной стороны, это типичный регион нашей страны, с другой – в нем присутствует особое геополитическое приграничное положение.
Чрезвычайно богата этнокультурная история территории, которая входит в состав Ленинградской области. Находясь в «силовом поле» столицы Российской империи, область притягивала к себе людей разных национальностей. И сегодня в Ленинградскую область продолжают переселяться представители многих национальностей Российской Федерации из стран бывшего Советского Союза. И они привносят в национальную палитру народов нашей области свои национальные особенности.
История Ленинградской области полна героических и светлых страниц. Она сыграла заметную роль в истории Отечества. Здесь ее начало и основные вехи развития. Именно на нашей земле – в Старой Ладоге – зарождалась российская государственность. В Тихвинском монастыре и других обителях формировались основы русской духовности. В Лодейном Поле строился флот Петра Великого. В 20-е годы в Волхове и Сясьстрое возводились первенцы советской индустрии. Кировская земля, Невский пятачок вписали в историю обороны Ленинграда и прорыва блокады свои героические страницы.
Ленинградская область уникальна по своему географическому положению. Близость региона к крупнейшим рынка сбыта, граница с европейскими странами, развитая логистика, транспорт, выход к Балтийскому морю – все эти факторы делают область привлекательной для инвесторов и молодого населения региона.
Образовательная среда является неотъемлемой частью культуры, поэтому ее можно рассматривать как подсистему социокультурной среды, с которой в постоянном взаимодействии находится человек. Результатами такого взаимодействия являются обучение и воспитание, развитие индивидуальности.
Региональный уровень социокультурной образовательной среды включает в себя образовательную политику, культуру (в том числе педагогическую), систему образования, образ жизни в соответствии с национальными и социальными нормами, ценностями, обычаями, традициями, историей. К локальному уровню относится образовательная организация (его микрокультура и микроклимат), семья.
Концепция воспитания в школах Ленинградской области реализуется более 10 лет. Она стала одной из основ деятельности учителей по воспитанию у школьников патриотизма, традиционных и семейных ценностей. В образовательных организациях области созданы разнообразные воспитательные системы, накоплен определенный опыт объединения потенциала социокультурной среды региона и разных типов образовательных организаций.
Это позволит создать уникальную ситуацию воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой родине.
Такова ключевая идея региональной концепции воспитания.
Региональная стратегия воспитания строится на таких базовых принципах, как социальная справедливость и равные возможности детей при организации воспитательного процесса, единство воспитательного пространства проектно-целевого развития системы воспитания, гуманистическое направление воспитания, его духовно-нравственная направленность.
Воспитание выступает сущностным компонентом процесса социально-экономического развития региона. В реализации задач воспитания должны учитываться социально-экономические изменения.
Воспитание рассматривается как целенаправленный процесс развития личности, как система действий по интеграции человека в обществе, освоения им комплекса социальных ролей, как средство трансляции культуры, предполагая при этом формирование у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения.
Главный результат воспитания в образовательных учреждениях Ленинградской области – гражданственность и патриотизм молодых людей, заканчивающих школу, выражающиеся в их готовности и способности нести личную ответственность, как за благополучие общества, так и за собственное благополучие, достойно отвечать на «вызовы» современного мира.
Воспитание рассматривается как стратегический приоритет региона, как целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника, как средство трансляции культуры и формирования у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения, как основа формирования новых качеств в человеке.
Важными задачами воспитания является развитие позитивных конструктивных отношений в важнейших сферах жизнедеятельности, гражданское участие в решении личностно и общественно значимых вопросов.
К основным задачам в воспитании следует отнести:
1. Формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа.
2. Формирование уважения к русской истории и русскому языку как государственному языку Российской Федерации, что является основой гражданской идентичности и главным фактором национального самоопределения.
3. Формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности.
4. Воспитание позитивного отношения к себе, развитие позитивной Я-концепции, развитие нравственных качеств личности, гуманистических ценностей как основы жизнедеятельности человека.
5. Воспитание уважения к родительской семье, нравственно-психологической готовности к созданию собственной семьи.
6. Воспитание уважения к другим людям, терпимости к чужому мнению, традициям, развитие умения вести диалог, готовности к сотрудничеству.
7. Воспитание ответственности и самостоятельности, добросовестного отношения к учебной, трудовой и будущей профессиональной деятельности.
8. Воспитание бережного отношения к природе, чувства хозяина, живущего на родной земле и отвечающего за ее благополучие.
Целостная и гармоничная система отношений личности молодого человека в важнейших сферах жизни определяет чувство его глубинной сопричастности к Родине. Любовь к Родине в настоящее время проявляется не только в стремлении человека сделать ее более сильной и могущественной в экономическом и военном отношении. Важна нацеленность человека на активное участие в жизни общества, окружающего социума, более гуманные и справедливые отношения. Без этого невозможно повышение качества жизни людей, критериями которого выступают хорошее образование, здоровье, продолжительность жизни и социальное благополучие.
Таким образом, патриотическое воспитание должно быть направлено на создание условий формирования и развития чувства хозяина своей Родины – поселка, города, области, страны.
Патриотизм предполагает осознание и прочувствование человеком ценности культуры, традиций и жизненного уклада своей родины, понимание неразрывности связей нашего государства, его культуры и истории с другими странами и народами.
Настоящий патриот – не националист, он с уважением и заинтересованностью относится к другим странам и народам, признает равноценность и равноправие разных мировых культур и цивилизаций.
Современная социокультурная среда региона, уникальная история и культурный потенциал должны выступать в качестве основы воспитания молодого поколения. Социокультурная образовательная среда территорий Ленинградской области является важным и еще слабо востребованным ресурсом воспитания.
Вместе с тем молодые люди по мере становления и развития в результате образовательной деятельности сами стремятся к позитивному преобразованию своей малой родины. В этом заключается диалектика взаимоотношений личности человека и среды.
Отношение может быть одной из базовых категорий, служащих для описания и социально-педагогического осмысления закономерностей и особенностей связи и взаимодействия индивида и социальной среды, общества. Именно поэтому в контексте проблем отношения в системе «Я – мир» необходимо рассматривать ценностные ориентации человека как индивидуальное отражение в психике и сознании индивида социальных ценностей.
Ценностные ориентации являются важными элементами личностной структуры, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, знаний и представлений. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного.
Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует структуру, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков человека.
Отношения человека связаны с мировосприятием, которое может включать ситуативные, более устойчивые и общие, наиболее глубинные ценностные диспозиции человека. Эти наиболее устойчивые диспозиции являются связующим звеном между процессом мировосприятия и мировоззрением человека.
Для мировоззрения человека характерно осознание субъектом своего отношения к объектам и к окружающему миру в целом как к ценностям, ради которых развертывается его деятельность, осознание порождает личностный смысл этой деятельности, соотносимый с потребностями, мотивами, установками, целями и идеалами личности.
Процесс формирования отношений связан с возникновением противоречий, которые приводят к неустойчивости личности, необходимости поиска новых жизненных смыслов. В эти периоды человек особенно подвержен влиянию социального и культурного окружения. Вместе с тем потребность поиска идентичности провоцирует ребенка к активному экспериментированию с внешним окружением.
Ребенок может испытать свои возможности, познать себя, изменяя окружение, влияя на него. Такая экспансия во внешний мир дает необходимую информацию о собственных возможностях, уточняя образ «Я», способствует формированию реалистических жизненных позиций.
В становлении ценностей и отношений молодого человека значительна роль образовательной организации. Воспитательный потенциал во многом определяется тем, является ли оно субъектом современной культуры.
В современном обществе образовательная организация выступает как субъект культуры при определенных условиях, а именно:
является транслятором культуры и ценностей в обществе, т.е. проявляет себя как активный субъект воспитания «социального характера», присущего большинству представителей данной культуры;
отражает изменения, происходящие в культуре, является проводником и источником изменений в жизни общества;
организует диалог представителей разных культур, социальных и возрастных групп, объединяя людей на основе этических представителей и норм;
создает условия для творческой активности педагогов и учащихся, которые могут становиться сотворцами культуры;
рождает особую педагогическую культуру: этические и эстетические представления, мастерство педагога, учебное содержание, методы обучения и воспитания и т.д., – содержащую духовные и интеллектуальные ценности, накопленные на протяжении человеческой истории, служащие основой становления детей и молодежи.
Развитие воспитания в системе образования Ленинградской области предполагает:
обновление содержания образования, обобщение лучшего педагогического опыта в сфере воспитания, реализация воспитательной направленности федеральных государственных стандартов;
полноценное использование воспитательного потенциала учебных дисциплин – истории, обществознания, экономики, права, литературы и русского языка, а также дисциплин естественнонаучного профиля;
разработка и реализация в общеобразовательных организациях программ воспитания, направленных на развитие вариативности воспитательных систем и технологии;
более полное использование чтения для формирования личности и познания мира, потенциала системы дополнительного образования;
развитие информационного ресурса организационно-методического оснащения воспитательной деятельности;
обеспечение безопасности образовательной среды и ее субъектов является задачей в организационной деятельности образовательных учреждений.
В то же время это и необходимое условие для реализации всех тех задач, которые ставит перед системой образования общество и государство.
Участие образовательных организаций региона в совместной реализации проекта «Создание и внедрение системы сопровождения психологической безопасности субъектов образовательного пространства Ленинградской области», выполняемого системой образования области и имеющего статус экспериментальной площадки Российской академии образования, позволит приобрести профессиональную компетентность в области создания, оценки и поддержки психологической безопасности образовательной среды.
Цели и задачи воспитания должны решаться системно на каждой ступени взросления и социализации человека – от раннего детства до этапа профессионального образования и далее, поскольку социализация является непрерывным процессом жизнедеятельности человека.