Акт приема памятников истории и культуры

Факты приема памятников истории и культуры в собрания школьных музеев от их владельцев в соответствии с существующим законодательст­вом принято оформлять специальными актами. Акт приема памятников истории и культуры является первичным юридическим документом госу­дарственного учета памятников истории и культуры.

Формуляр акта приема памятников истории и культуры

Наименование учреждения образования, при котором работает школьный музей Название музея Адрес музея «Утверждаю» Подпись директора учреждения образовани«___»_____20__г.

Акт №___ приема памятников истории и культуры

Настоящий акт составлен « _ »______20__г. представителем школьного музея _________________________________________ (Ф.И.О., должность), с одной стороны, и ___________________________________ (Ф.И.О., должность, название учреждения, дарителя и т.п.), с другой стороны, в том, что первый принял, а второй сдал на постоянное (временное) хранение следующие предметы:

Наименование и краткое описание (материал, техника, размер, датировка и т.п.) Учетные обозначения Сохранность Кол-во экземпляров (листов) Примечания

Всего по акту принято ...............

Основание .....................

Акт составлен в .......... экз. и вручен подписавшим его лицам.

Принял (цифрами и прописью)

Сдал: ................. предметов

При получении памятников истории и культуры акт приема заполня­ется в двух экземплярах. Оба экземпляра подписываются дарителем (частным лицом или представителем учреждения, передавшим памятник) и руководителем школьного музея (руководителем экспедиции). Один экземпляр акта передается дарителю, второй поступает вместе с краеведческими материалами в фонды музея. Если памятники истории и культуры поступают от государственного учреждения, то в графе акта «Основание» указывается номер и дата приказа руководителя этого учреждения, на основании которого осуществляется передача этих материалов.

В первой графе проставляются порядковые номера передаваемых памятников истории и культуры. Если одновременно передается большое количество материалов, то в каждом следующем бланке акта продолжается валовая нумерация.

В следующей графе указываются наименования памятников истории и культуры и их краткое описание, например: «Письмо И.И.Иванова матери М.П.Ивановой из госпиталя «Хлебниково» от 19.01.42 г., бумага, рукопись химическим карандашом, 20 см х 15 см , сложено в форме треугольника».

В графе «Учетные обозначения» простым карандашом проставляется временный номер, под которым памятник истории и культуры зарегистрирован в «Полевой описи». После регистрации памятника в «Инвентарной книге» в этой графе проставляется чернилами постоянный номер.

В графе «Сохранность» отмечается степень сохранности памятника истории и культуры: «Сохранился полностью», «Бумага пожелтела, текст местами выцвел», «Нижний правый угол второго листа оторван» и т.п.

В графе «Количество экземпляров (листов)» указывается количество переданных данным дарителем идентичных предметов, а для документальных памятников в скобках указывается и количество листов.

Графа «Примечания» служит для внесения в акт дополнительных сведений о памятнике истории и культуры, ссылок на другие учетные документы, отметок о передаче памятника из фондов школьного музея в собрания государственных музеев и архивов.

При приеме памятников истории и культуры желательно получить от лица, передающего их, письменные сведения о происхождении памятников, прежней принадлежности, связях с определенными историческими событиями и лицами, о времени изготовления, условиях бытования и использования и т.д. Эти сведения называются «легенды» и хранятся при соответствующем акте на принятые в фонд экспедиции памятники.

Акты вместе с «легендами» и собранными краеведческими материалами поступают в собрание школьного музея.

Акты приема не составляются только в тех случаях, когда памятники истории и культуры не имеют конкретного владельца, найдены школьниками в поле, в старых заброшенных зданиях и т.п. В подобном случае в полевом дневнике делается подробная запись о месте обнаружения находки, о привязке этой точки к стационарным объектам с указанием расстояний и азимутных направлений. Еще лучше, если составляется и схематический план расположения находок на местности или в заброшенном помещении.

Дальше

Ведение полевых документов. Полевая опись]

Полевая опись

Основным документом учета и научного описания памятников истории и культуры, поступивших в фонд экспедиции, является полевая опись.

В заголовочных данных, кроме названия документа, необходимо отразить:

1. Название экспедиционного отряда и его принадлежность к конкрет­ной школе или внешкольному учреждению.

2. Наименование темы поисково-собирательской работы и по чьему заданию она выполняется.

3. Руководитель экспедиции.

4. Ответственный за ведение полевой описи.

5. Даты начала и окончания ведения полевой описи.

Учет и научное описание памятников истории и культуры в полевой описи — процесс весьма ответственный, требующий применения специальных музееведческих приемов учета и описания. Поэтому его должны осуществлять специально подготовленные участники экспедиции.

Формуляр полевой описи играет роль своеобразных методических рекомендаций, подсказывающих участникам экспедиции какую информацию необходимо собрать для более точного и полного научного описания предметов музейного значения.

Дата и место выявления, поступления Наименование памятииков истории и культуры Количество Материал и способ изготовления Назначение памятника
Способ использования Краткое описание Владелец или источник Историческая справка Примечания

Всего в полевую опись внесено________ предметов музейного значения (цифрами и прописью).

В графе 1 проставляются номера памятников истории и культуры в порядке поступления,

В графе 2 записывается точная дата и место (адрес) выявления и получения памятника.

В графе 3 необходимо записать название памятника истории и культуры, сообщенное лицом, передавшим памятник, или определенное участниками экспедиции.

В графе 4 проставляется количество экземпляров одинаковых памятников, а при получении рукописей, дневников, книг, альбомов и т.п. — количество листов.

В графе 5 описывается материал, из которого изготовлен памятник (бумага, береста, ткань, металл и т.п.) и способ его изготовления (рукопись, гравировка, оттиск, фото, литье и т.п.).

В графе 6 указывается, для чего предназначался памятник в момент его создания.

В графе 7 необходимо зафиксировать, как использовался памятник истории и культуры в момент его выявления (украшал стену квартиры, хранился в личном архиве и т.п.). Если памятник найден в поле или ином месте, то это тоже необходимо зафиксировать («находился на чердаке заброшенного деревянного одноэтажного дома, принадлежавшего до такого-то года тому-то, по адресу такому-то»).

При заполнении графы 8 нужно обратить серьезное внимание на подробное описание внешних признаков памятника и всех его индивидуальных особенностей: форма, цвет, отдельные повреждения, надписи, автографы, пометки, исправления и т.п. В этой же графе отмечается степень сохранности памятника (хорошо сохранившийся, ветхий, рваный, выцветший и т. п.).

В графе 9 записываются данные о владельце памятника: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, профессия, должность и место работы, адрес места жительства. Если памятник передан учреждением, то необходимо дать полное название учреждения и должность лица, ответственного за передачу памятника.

Историческая справка (графа 10) составляется на основании данных об истории памятника от времени и места его создания до места и времени его выявления и поступления в фонд экспедиции. При заполнении этой графы используются данные, зафиксированные в «легенде», «Тетради для записи воспоминаний и рассказов», «Полевом дневнике».

В графу 11 «Примечания» вносятся все дополнительные данные, выявленные после включения памятника истории и культуры в полевую опись, вопросы, требующие дополнительных исследований, ссылки на другие, связанные с данным памятником, источники и на записи в других полевых документах, относящиеся к данному памятнику.

Записи в полевой описи необходимо делать в день поступления памятников истории и культуры в фонд экспедиции, чтобы была возможность уточнить или дополнить недостающие сведения.

По окончании работы экспедиции под последней записью полевой описи цифрами и прописью проставляются итоговые данные о количестве внесенных в опись предметов музейного значения.

Опись подписывается руководителем экспедиции и лицом, ответственным за учет, описание и хранение собранных экспедицией краеведческих материалов.

Полевая опись вместе с собранными краеведческими материалами и другими полевыми документами поступает в музейное собрание, регистрируется в инвентарной книге школьного музея и получает по ней свой инвентарный номер.

Практика показывает, что при заполнении полевой описи участники экспедиции не всегда придают серьезное значение полноте записей, графы описи заполняются подчас формально и не дают достаточно полного представления о памятниках истории и культуры по исследуемой теме. Часто это происходит оттого, что поступившие в фонд экспедиции памятники регистрируются и описываются в полевой описи не сразу, в день поступления, а по истечении какого-то времени. Отдельные данные за это время стираются из памяти, обнаруживается, что какие-то сведения забыли выявить. В результате в опись включается сравнительно небольшой объем информации о конкретном памятнике, и если памятник сам по себе недостаточно информативен, то резко снижается информационный потенциал памятника истории и культуры в целом, а это значит, что снижается и диапазон его научного использования. Поэтому рекомендуется учитывать и описывать памятники истории и культуры в день их поступления в фонд экспедиции, находясь вблизи объекта комплектования, чтобы можно было попытаться выявить дополнительные сведения о памятнике в том объеме, который необходим для качественного описания его в полевой описи. Информацию, которую не удалось выявить в процессе изучения памятника в среде бытования, позже, как правило, получить уже невозможно.

В тех случаях, когда в фонд экспедиции поступают не все выявленные памятники истории и культуры, а определенная часть их остается у владельцев, целесообразно собрать возможную информацию о них, включив ее в полевой дневник или в особую опись на выявленные, но оставшиеся в среде бытования памятники. Такая опись может составляться по образцу «Полевой описи», в графе «Примечания» необходимо указать возможные сроки и условия получения этих памятников.

О наиболее ценных исторических памятниках, оставшихся в среде бытования, необходимо сообщать в ближайшие государственный музей или архив.

Дальше

[Ведение полевых документов. Тетради для записи воспоминаний и рассказв и фотофиксаций]

Наши рекомендации