Модельный стандарт деятельности

Модельный стандарт деятельности

Общедоступной библиотеки

Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти

Оглавление

1. Общие положения. 2

2. Используемые термины.. 3

3. Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы.. 4

4. Основные направления развития общедоступных библиотек. 8

5. Перечень основных показателей и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ общедоступной библиотекой. 10

5.1. Услуги. 10

5.2. Работы. 12

5.3. Виды деятельности (услуги и работы), приоритетные для каждого уровня библиотек 13

6. Законодательная и нормативная правовая база. 14

Одобрен

Российской библиотечной ассоциацией

Общие положения

Актуальность разработки Модельного стандартадеятельности общедоступной библиотеки (далее – Модельный стандарт)обусловлена технологическими инновациями в современном обществе, при которых процессы создания, хранения, доступа и распространения информации, знаний и культурных ценностей претерпевают кардинальные изменения. Целью настоящего Модельного стандарта является развитие библиотечно-информационной отрасли, упорядочивание деятельности библиотек в условиях постоянных общественных изменений, определение разных видов деятельности библиотек.

Идеология сегодняшних преобразований направлена на построение информационного, интеллектуально развитого общества. Важнейшей задачей государственной культурной политики является расширение доступности для граждан произведений классической и современной отечественной и зарубежной литературы, в том числе литературы для детей и произведений, созданных на языках народов России.

На протяжении веков библиотеки были собирателями интеллектуальной памяти наций и государств. В настоящее время библиотеки — это крупнейшие депозитарии, способные предоставлять в общественное пользование результаты развития цивилизации — сокровища истории, культуры, науки и технологического развития.

Нарастающая динамика технологических, экономических, социальных и культурных изменений ставит перед библиотеками новые задачи.

Общедоступные библиотеки должны стать центрами культурного просвещения и воспитания, в том числе организовывать культурно-просветительские акции с участием учёных, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, предоставлять информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю.

Настоящий Модельный стандартустанавливает минимальные требования к целям, содержанию, структуре и условиям реализации библиотечно-информационного обслуживания населения страны общедоступными библиотеками.

Деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех жителей страны на качественное, своевременное предоставление им запрашиваемой (требуемой) информации, способом получения которой является специально организованное библиотечно-информационное обслуживание, а результатом — повышение уровня культуры и вовлеченности личности в культурную и общественную жизнь.

Общедоступные библиотеки должны участвовать в реализации государственной культурной политики, способствовать формированию нравственной, самостоятельно творчески мыслящей, образованной личности, воспитанию гражданской ответственности и патриотизма.

2. Используемые термины

В настоящем Модельном стандарте перечисленные ниже термины используются в следующих значениях:

Библиотека — информационная и культурно-просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов, предоставляемых пользователям.

Библиотечная услуга[1] — общественно-полезное действие, обеспечивающее доступ к документам и информации, в том числе электронным библиотечно-информационным ресурсам — сетевым и находящимся в цифровом виде. Различают культурно-просветительские, образовательные, библиографические, документные и другие библиотечные услуги.

Информация[2] — сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации.

Культурно–просветительская деятельность библиотеки — деятельность,направленная на повышение уровня образования, культуры пользователя услуг библиотеки, его интеллектуальное, духовное развитие и социализацию.

Национальная электронная библиотека — публичная электронная библиотека страны, осуществляющая функции интегратора электронного библиотечного ресурса, координирующая оцифровку библиотечных фондов, а также предоставляющая к ним доступ.

Общедоступная библиотека — библиотека, предоставляющая возможность пользования ее фондом и услугами физическим и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности без каких-либо ограничений.

Пользователь услуг библиотеки — физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Работа в библиотеке (в рамках государственного и/или муниципального задания) — разновидность библиотечно-информационной и культурно-просветительской деятельности библиотеки, направленная на развитие общества в целом. К работам в библиотеке относятся культурно-просветительские мероприятия и мероприятия, направленные на повышение информационной культуры пользователей, обучение библиотекарями пользователей навыкам электронного библиотечно-информационного самообслуживания, в том числе для использования сетевых (локальных и удаленных) ресурсов библиотеки.

Удаленный пользователь — пользователь услугами библиотеки, получающий их при помощи информационно-коммуникационных технологий и других каналов коммуникации.

Услуга в библиотеке[3]— результат непосредственного взаимодействия исполнителя (библиотеки, библиотечного работника) и потребителя (пользователя библиотеки) по выявлению и удовлетворению информационных и культурно-просветительских потребностей потребителя.

Цифровой библиотечно-информационный ресурс, цифровой фонд — ресурсы библиотек, как оцифрованные, так и имеющие изначально цифровой (электронный) виде.

Электронная библиотека — организованная совокупность законченных (формально) электронных документов и метаданных, снабженная средствами поиска и навигации, основной функцией которой является накопление, сохранение и предоставление в общественное пользование электронных документов в цифровой (электронной) среде.

Услуги.

5.1.1. Библиотечное, библиографическое и информационное обслуживание пользователей библиотеки:

Основные показатели: Количество: · документов, выданных библиотекой, в т. ч., удаленным пользователям библиотеки, · выданных справок и предоставленных консультаций посетителям библиотеки, · выданных справок и консультаций, предоставляемых в виртуальном режиме удаленным пользователям библиотеки.
Критерии качества: Динамика количестваили доля: · удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов, · пользователей, удовлетворенных качеством услуг библиотеки, от общего числа зарегистрированных пользователей (от общего числа опрошенных пользователей), Соответствие времениожидания выполнения: · заявки/запроса при посещении библиотеки на получение документов, имеющихся в библиотеке, заданным параметрам/контрольным значениям ожидания выполнения заявки/запроса в данной библиотеке, · заявки/запроса на получение документов или их копий по межбиблиотечному обмену из других библиотек согласно утвержденному библиотекой регламенту выполнения работ (нормативным срокам).

5.1.2. Создание централизованного доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации:

Основные показатели: Количество: · пользователей, имеющих доступ к единому электронному библиотечному ресурсу, · автоматизированных точек доступа к единому электронному библиотечному ресурсу Российской Федерации.
Критерии качества: Динамикаколичества: · зарегистрированных пользователей, · обращений к единому электронному библиотечному ресурсу удаленных пользователей. Доля: · удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов.

5.1.3. Предоставление библиотечных электронных ресурсов (в том числе путем доступа к Национальной электронной библиотеке):

Основные показатели: Количество: · выданных электронных документов, · электронных документов, выданных из фонда удаленным пользователям библиотеки (в виртуальном режиме), · выданных в виртуальном режиме справок и предоставленных консультаций пользователям библиотеки.
Критерии качества: Динамика количества: · зарегистрированных пользователей, · обращений в библиотеку удаленных пользователей. Доля: · удовлетворенных запросов пользователей от общего числа запросов.

Работы.

5.2.1. Формирование и учет фондов библиотеки:

Основные показатели: Объем: · поступлений документов (электронных и на материальных носителях), · копий документов на всех видах носителей, · фонда.
Критерии качества: Динамика изменения: · объема фонда библиотеки по сравнению с предыдущим периодом (годом), · оцифрованных документов по сравнению с предыдущим периодом (годом). Динамика изменения количества: · оцифрованных (в т.ч. полнотекстовых) документов по сравнению с предыдущим периодом (годом).

5.2.2. Библиографическая обработка документов и организация каталогов:

Основные показатели: Количество: · внесенных в электронный каталог библиографических записей, · отредактированных библиографических записей в электронном каталоге, · библиографических записей, переданных и/или заимствованных из сводных каталогов, · отредактированных библиографических записей в карточных каталогах.
Критерии качества: Динамика изменения: · объема электронного каталога по сравнению с предыдущим периодом (годом), · объема документов из фондов библиотеки, библиографические описания которых отражены в электронном каталоге, · количества отредактированных библиографических записей в карточных и электронных каталогах.

5.2.3. Обеспечение физического сохранения и безопасности фонда библиотеки:

Основные показатели: Количество: · отреставрированных документов, · изготовленных микрокопий документов-оригиналов, · отобранных документов, нуждающихся в стабилизации.
Критерии качества: Динамика: · количества документов, прошедших стабилизацию, · количества документов, прошедших реставрацию. Доля: · документов, прошедших реставрацию, от общего числа документов, нуждающихся в реставрации, · микроформ, прошедших периодический контроль, · утраченных документов на материальных носителях от общего числа в связи с несоблюдением правил хранения.

5.2.4. Научно-методическое обеспечение развития библиотек и экспертно-аналитическая работа:

Основные показатели: Количество: · выполненных научно-методических работ, прикладных исследований, проведенных мониторингов, опросов и др., разработанных образовательных программ, в т. ч. программ по повышению квалификации, дистанционных курсов по переподготовке кадров для организаций отрасли культуры, · проведенных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов, форумов и др.
Критерии качества: Внедрение в практику результатов проведенных исследований.

5.2.5. Организация и проведение культурно-просветительских мероприятий:

Основные показатели: Количество: · публичных лекций, презентаций, выставок, мастер-классов, творческих встреч и др. культурно–просветительских мероприятий, · фестивалей, конкурсов, олимпиад и др., · конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов и др., · участников в каждом мероприятии.
Критерии качества: Динамика участия. Устойчивый положительный резонанс. Повторяемость мероприятий. Наличие договоров о сотрудничестве с: · общеобразовательными организациями, · детскими школами искусств, · образовательными организациями профессионального образования, вузами, · учреждениями культуры. Доля: · привлеченныхдетей и молодежи к участию в просветительских и творческих мероприятиях. · проведенных мероприятий на базе общеобразовательных организаций, организаций среднего профессионального и высшего образования, детских школ искусств в общем количестве мероприятий.

Модельный стандарт деятельности

Общедоступной библиотеки

Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам муниципальной власти

Оглавление

1. Общие положения. 2

2. Используемые термины.. 3

3. Деятельность общедоступной библиотеки: задачи, виды и принципы.. 4

4. Основные направления развития общедоступных библиотек. 8

5. Перечень основных показателей и критериев качества при предоставлении государственных или муниципальных услуг и выполнении работ общедоступной библиотекой. 10

5.1. Услуги. 10

5.2. Работы. 12

5.3. Виды деятельности (услуги и работы), приоритетные для каждого уровня библиотек 13

6. Законодательная и нормативная правовая база. 14

Одобрен

Наши рекомендации