Материалы для контрольной работы

Задачи педагогического программирования летнего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря.

Изучить образовательно-воспитательную деятельность в оздоровительном лагере и выстроить систему развития интересови потребностей детей разного возраста на основе использования природных и социальных факторов, возможностей временного детского и педагогического коллектива; в соответствии с логикой взаимосвязи личность – коллектив – лагерь – среда (социально значимая среда).

1. Создать условия для коллективной, групповой и индивидуальной деятельности, рациональной организации и проведения досуга со всеми возрастными группами.

2. Организовать деятельность детей и подростков во временном разновозрастном коллективе, малой группе с учетом психолого-педагогических, индивидуальных особенностей.

3. Разработать концепцию деятельности временного детского коллектива (основываясь на психологических, физиологических, педагогических, индивидуальных особенностях детей избранной возрастной группы). Изучив их интересы, свободное время, определив ведущие виды культурно-досуговой деятельности, модель функционирования отряда в детском оздоровительном лагере.

4. Создать досуговую разновозрастную общность через организацию системы многожанровых досуговых программ, однопрофильных, многопрофильных, цикловых досуговых объединений по интересам.

5. Разработать систему ситуаций психолого-педагогической коррекции жизнедеятельности детей на основе учета индивидуальных особенностей.

6. Улучшить организацию культурно-досуговой деятельности временного детского коллектива в условиях летнего отдыха.

7. Использовать практику для сбора экспериментального материала по индивидуальным авторским программам-прогнозам.

Содержание программы.

Программа практики состоит из трех блоков по направлениям:

1. Организационно-творческое.

2. Оздоровительно-профилактическое.

3. Психолого-педагогическое.

БЛОК 1

Под готовка программу-прогноз организации деятельности отряда на смену.

Опираясь на методы: равноправного контакта, воспитывающих ситуаций, импровизации, игры и игрового тренинга, состязательности и театрализации составляется авторский пакет приемов, в который войдут:

§ Десять занимательных историй, которые студент может рассказать детям (о необычном в мире людей, флоры, фауны, о гениальном открытии, современных проблемах и т.д.).

§ Десять биографий известных людей, интересных детям (путешественников, ученых, актеров, художников, музыкантов).

§ Десять игр на каждый день (познавательные, подвижные, игры с карандашом и бумагой, игры-тесты).

§ Десять конкурсов, аттракционов, забав (для дискотеки, отрядного и лагерного костра).

§ Десять сценариев досуговых дел конкурсных программ, викторины, турниры).

§ Пять – десять новых песен для костра.

§ Пять тем для диспутов, ток-шоу.

§ Составить картотеку педагогических приемов: анкеты, тесты, темы сочинений, темы бесед, нестандартные по форме красочные объявления, афиши, визитки, плакаты, приглашения с интригующим текстом, встречи-церемонии, сюжетные встречи и т.д.

БЛОК 2.

Составляется программа – прогноз деятельности временного детского коллектива.

а).теоретическое обоснование (концепцию) деятельности временного детского коллектива.

б). три анкеты изучения интересов детей в свободное время (для начала смены, середины смены, завершения смены). Смотри приложение. Проанализировать изменение интересов по предметной направленности, по устойчивости, по степени дифференцированности.

в). Составить психолого-педагогический портрет детей вашего отряда.

г). Описать ведущие деятельности отряда:

— Досугово-развивающую,

— Организационно-творческую,

— Социально-психологической адаптации.

— Рекреационно-оздоровительную.

д). Описать модель деятельности отряда:

«Отряд-клуб». Обеспечение занятости детей разнообразной деятельностью. Учет основных возрастных тенденций развития детей, их преобладающих интересов. Формирование творческой атмосферы совместной деятельности, привитие навыков культуры общения и взаимодействия в творческом процессе. Использование массовых и групповых (кружковых, секционных, студийных) форм занятий, методики коллективной деятельности, методики модульного планирования.

«Отряд-дом». Создание атмосферы всеобщей заботы о каждом, формирование нравственных межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми, взрослыми. Учет индивидуальных особенностей детей. Работа с малочисленными по составу детскими динамичными группами, которые свободно образуются при условии свободы детей в выборе деятельности. Использование методики коллективной творческой деятельности, гибкого планирования в режиме саморазвивающейся жизнедеятельности.

«Отряд – длительная педагогическая игра». В период смены на основе литературного сюжета развертывается сюжетно-ролевая игра, которая позволяет участникам овладеть навыками игровой культуры, умениями ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие игры будет зависеть от результатов конкурсов, соревнований, состязаний, встреч, где каждый сможет стать победителем и по-своему распорядиться наградой.

Все участники длительной игры имеют возможность проявить себя в разных ролях и качествах, например:

— Участник дела, судья, арбитр, защитник;

— Житель определенной сказочно-фантастической страны;

— Разработчик организатор игр;

— Ученик, мастер творческой мастерской;

— Сценарист, режиссер, консультант;

— Победитель, побежденный;

— Строитель, архитектор, проектировщик;

— Ведущий, конферансье, зритель.

Возможные результаты смены:

1. Варианты комплексных сюжетно-ролевых игр в условиях развития временного детского коллектива.

2. Изучение интересов, мотивов, возможностей деятельности личности и коллектива в условиях лагерной смены.

3. Способствование формированию игровой культуры педагога-организатора, вожатого.

«Отряд – школа» Реализация различного рода образовательно-развивающих программ, повышающих эрудицию (ток-шоу, интеллектуальные турниры, тематические викторины, «быт ораторов», состязание острословов, эстафета тематических экспромтов, «интеллектуальный каникулярий», и т.д.). возможно профилирование содержания деятельности (гуманитарное, естественно-научное, физико-математическое, фольклорно-этнографическое, туристско-оздоровительное и т.д.).

е). Студент на основе изучения интересов и запросов детей избирает одну из моделей деятельности отряда и дополняет ее комплексными формами культурно-досуговой деятельности.

ж). Внести коррекции в разработанную программу – прогноз в процессе ее реализации, руководствуясь методом включенного наблюдения, социологическими методами, картами групповой дифференциации (мальчики, девочки, взаимная симпатия, антипатия).

з). Педагогические критерии развития функций временного детского коллектива:

— Референтность коллектива;

— Социализация личности на основе общественно направленной работы в сфере жизнедеятельности;

— Гибкая структура отряда, дающая возможность самоопределения личности в единстве оздоровительной и воспитательной работы;

— Развитие интересов и способностей детей в условиях досуга.

БЛОК 3

Вожатый, педагог, организатор, воспитатель обязан:

— Использовать все возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении;

— Обеспечивать снятие психических и физических перегрузок с детей;

— Способствовать физическому развитию детей с помощью природно-климатических факторов;

— Создавать комфортную социально-психологическую и предметно-бытовую микросреду жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.

Работа в лагерях направлена на укрепление здоровья детей при максимальном использовании природного окружения и функциональных особенностей организма (степень физической подготовленности и работоспособность).

Вожатый, приняв группу детей, обязан:

1. Просмотреть их медицинские документы, посоветоваться с врачом о режиме жизни тех детей, которым установлены ограничения.

2. Составить анкету-опрос (см. приложения).

3. Составить программу спортивно-оздоровительной деятельности отряда с учетом физиологических, возрастных особенностей детей.

4. В программу-прогноз включить проведение оздоровительно-профилактическх дел: праздников здоровья, малых олимпийских игр, марафонов мира, конкурсов на самый здоровый отряд, открытий каждым отрядом своих экологических троп, заповедных мест и т.д.

Вожатый должен знать правила спортивных игр, таких как: волейбол, баскетбол, футбол, городки,; уметь провести зарядку, эстафеты, соревнования, спортивные игры, подготовить отряд к походу, экскурсии, рыбалке.

— В течение всей практики, используя психологические и педагогические методики, Вожатый изучает особенности детей и разновозрастных временных коллективов

Приложения

Приложение 1

Наши рекомендации