Позиции взрослого в детском объединении.

Детские объединения в силу обусловленных возрастом организаций нуждаются в деятельности людей имеющих:

· жизненный опыт

· юридический статус

· соответствующие знания.

Взрослый в детской организации - это человек, принимающий ее цели, принципы, пользующиеся доверием у детей. Он включается в организацию детей как полноправный ее участник, принимает делегированную объединением роль организатора деткой самодеятельности и несет ответственность перед обществом за характер и направленность этой самодеятельности.

Предмет деятельности взрослого в детской организации совпадает с предметом деятельности самой детской организации. При этом очень важно, чтобы он имел хорошую организаторскую подготовку, а также желательна квалификация для прогнозирования последствий детской самодеятельности и ее корректности.

Как рассмотреть, кто такой взрослый? Скорее всего, это тот человек входящий в детское объединение, который является официальным лидером детского объединения. Взрослые дают детскому объединению ту педагогическую ценность, которая обеспечивает организационно-воспитательное влияние на детей. Скорее всего, это зависит от степени воспитательной квалификации взрослого, его профессиональной компетентности в деле воспитания, позиций взрослого в детской среде, его личностно-психологическими особенностями.[58,стр.77]

Присутствие взрослых в общественной жизни детей не должно быть руководством. Это скорее своеобразный обмен жизненным опытом, который осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых. В процессе деятельности устанавливается особый стиль взаимоотношений, определяется позиция взрослого в отношении ребенка и проходит в своем совершенствовании ряд стадий.

1. Опека (минимальная степень самостоятельности детей при максимальной помощи взрослых)

2. Партнерство (прибегают к помощи взрослого)

3. Наставничество (дети делегируют функции взрослых)

4. Сотрудничество (и дети, и взрослые помогают друг другу, функции и детей и взрослых делегируются на равных)

5. Содружество (деловые взаимоотношения принимают высокий уровень эмоционально-окрашенного сотрудничества)

Переход от стадии к стадии зависит от способности взрослого создать ребенку и детскому обществу в целом ситуации успеха. При этом если в учебном процессе определяющую роль играет личная значимость ситуации успеха, то в детском движении – не только личная, но и общественная.

Психолог-консультант Союза детских организаций Санкт-Петербурга Волкова Н.И. выделила пять условных типов позиции руководителя детских организаций.

1. Эгоцентрический тип позиции (самодостаточный)

Предполагает концентрацию на собственных интересах руководителя. Уверенность такого руководителя в собственном мастерстве и опасения, что дети сделают что-то не так, заставляет подменять активную позицию, как правило, этот взрослый сам возглавляет органы детского самоуправления.

2. Ситуационный тип позиции (или “флюгер”)

Основан на ориентации руководителя на интересы коллег или начальства. Как правило, руководитель этого типа вносит полное отсутствие логики, последовательности, аргументированности в организации жизнедеятельности и выборе общих дел.

3. Авторитарный тип позиции (“пастух-поганяла”)

Появляется тогда, когда на первом месте руководителя стоят интересы детей – членов объединения. В этом случае позиция взрослого проявляется в чрезмерной опеке детей со стороны руководителя и ограничении свободы выбора.

4. Деятельностно-ориентированный тип позиции

Основан на концепции деятельности взрослого на интересах детей. Характерен для явления у деления серьезного внимания формирования системы знаний и умений, навыков детей и подростков, необходимых для участия в соответствующей деятельности. Руководитель опирается в своей деятельности на органы самоуправления, а также на неформальных лидеров объединения.

5. Паритетный тип позиции (“Товарищ”)

Этот тип предполагает ориентацию деятельности руководителя на интересы детей и подростков. Последовательность подобной позиции взрослого приводит, как правило, к выгодному уровню развития самоуправления, заметному росту ребенка в коллективе.

Что же мы понимаем под позицией руководителя детского объединения? Позиция – это взгляды, представления, установки относительно собственной деятельности в данном объединении, реализуемые в конкретных действиях, поведении.

Позиция взрослого в детском объединении во многом определяется мотивами прихода взрослого в детское объединение, а также его личностно-психологическими качествами.[78,стр.94]

В соответствии с этим руководитель избирает тот или иной стиль общения с детьми, подростками и их родителями, придерживается определенной “роли” в детской среде, влияет на развитие объединения, его жизнеспособность и “возраст”. Все это связанно с ситуацией вхождения взрослого в детское объединение. Практика подсказывает два возможных варианта.

1. Новое детское объединение создает взрослый, он же становится его лидером. Взрослому предоставляется хорошая возможность реализовать свою изначальную позицию в создаваемом им объединении. Он может пройти по пути подбора детей, программированию деятельности сообразно со своими изначальными взглядами и представлениями. Постепенно ситуация будет меняться, т.к. начинает формироваться ценностно-ориентационное единство группы. Это сближение и совпадение позиций членов объединения в отношении значимых для них явлений:

· приоритетных направлений деятельности,

· формы общения, складывающиеся взаимоотношения,

· роль и место взрослого в объединении.

В этом варианте у взрослого широкий аспект деятельности в выборе путей и форм становления детского объединения.

2. Взрослый входит в объединение с уже сложившимся уровнем ценностно-ориентационного единства. Здесь может быть подросток (или несколько подростков) – признанный лидер этого объединения, занимающий весьма определенную, четко выраженную позицию, которая может совпадать или не совпадать с позицией вновь пришедшего взрослого. Взрослый перед выбором дальнейшей стратегии поведения и, соответственно, отстаивает или меняет позицию лидера – подростка. Таким образом, взрослый оказывается в ситуации, основой которой является адаптивность его позиции (Волкова Н.И.). Именно адаптивность позиции руководителя является гарантией свободного развития детского объединения в соответствии с изменившимися потребностями детей и подростков.

Именно адаптивность позиции руководителя можно рассматривать как условие “долгожительства” детского объединения. Напротив, жесткая, не терпящая возражений позиция взрослого, его некоммуникабельность, влекут за собой “упадок” или полное прекращение существования детского объединения. Следовательно, адаптивность выступает одной из важных характеристик профессиограммы. [78,стр.97]

Наши рекомендации