Самоконтроль в процессе занятий физической культурой
Большое значение в физической культуре лиц пожилого и старшего возраста имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. В этом возрасте он имеет специфические особенности. Сюда входит и учет показателей общего состояния организма, настроения, самочувствия, и самооценка переносимости каждого основного упражнения и занятия в целом, оценка сна, аппетита, болевых ощущений.
В пожилом и старшем возрасте необходимо продолжать наблюдения за частотой сердечных сокращений (пульса). Следует вести и контроль за изменениями массы тела. Причем следует учитывать, что резкие колебания веса в пожилом и старшем возрасте оказывают отрицательное воздействие на состояние дыхательной системы. Изучается, как правило, показатель жизненной емкости легких, получаемый с помощью спирометра. В пожилом и старшем возрасте физические упражнения не могут вызвать больших изменений жизненной емкости легких, хотя, например, за период месячного санаторного отдыха с применением терренкура (оздоровительной ходьбы) и лечебной гимнастики она увеличивается на 300—400 см3.
Дневник самоконтроля несколько отличается от того, который ведется в предыдущем возрастном периоде. В нем особенно важно правильно оценивать состояние отдельных показателей самочувствия, систематически фиксируя их в дневнике как хорошее, удовлетворительное, плохое. При плохом самочувствии отмечается характер необычных ощущений. Записываются продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). Указывается хороший, удовлетворительный, пониженный, плохой аппетит. Различные отклонения в состоянии здоровья быстро отражаются на аппетите, поэтому его ухудшение, как правило, является результатом переутомления или заболевания.
ЧСС — важный показатель состояния организма людей пожилого и старшего возраста. До занятий допустимо 60—80 уд/мин, после упражнений утренней гимнастики, выполненных методически грамотно, пульс через 3 мин приближается к уровню исходного. Сразу после занятий ЧСС у практически здоровых людей не должна превышать 100—1200 уд/мин. А отдельные подъемы, вызванные чаще всего игровыми ситуациями на занятиях, не должны превышать 130—150 уд/мин.
Результаты самоконтроля должны постоянно анализироваться самим занимающимся и периодически—совместно с инструктором физкультуры и врачом. При сравнении показателей определяется влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающегося. Самоконтроль помогает лучше познать самого себя, приучает человека следить за собственным здоровьем, стимулирует выработку устойчивых навыков личной гигиены.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Каковы задачи направленного использования физической культуры старении организма?
2. Охарактеризуйте методические особенности направленного использован-средств физической культуры.
3. Какова методика проведения общеподготовительной гимнастики в п жилом возрасте?
4. Коковыметодические особенности проведения дыхательной гимнастики?
jJj^ftfeK проводится самоконтроль в процессе занятий физической культурой
пожилого и старшего возраста?
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методическая разработка решения общей задачи VIII: обучить учащихся 4-го класса бегу по жесткому, мягкому и скользкому грунту
Частные задачи
Средства и методы их решения
Создать представление о технике бега по твердому, мягкому и скользкому грунту
Разучить постановку ноги на опору
Разучить отталкивание ногой
Разучить движения рук во время бега
Проверить технику бега в полном объеме технических требований
Совершенствовать технику бега в сочетании с другими действиями в изменяющихся условиях
Совершенствовать технику бега в усложненных условиях
Беседа, показ, демонстрация изображения
а) бег на месте с постановкой ноги с носка на
всю ступню;
б) бег короткими шагами с постановкой ноги
с носка на всю ступню,
а) бег с подскоками;
б) бег в медленном темпе; по сигналу — прыжок
в «шаге»;
в) бег короткими шагами. Темп задается уда
рами в бубен.
а) движения руками на месте в быстром темпе;
б) бег по скользкому грунту, акцентируя внима
ние на работе руками для сохранения равно
весия.
Бег — 30 м. Оценивается сохранение правильной осанки, постановка ноги на грунт, отталкивание ногами, работа рук.
а) бег в сочетании с ходьбой;
б) бег по разметкам на грунте;
в) бег при изменении направления («зигзагом»,
«змейкой>, «противоходом»);
г) бег огибая препятствия;
д) бег по узкой дорожке;
е) бег по одной линии.
Эстафета: 50 м в гору и 30 м под гору с пре
одолением канавы. Победитель определяется по
количеству учеников, совершивших меньше тех
нических ошибок и выполнивших задание быст
рее^___________________________________
Приложение 2
Методическая разработка решения общей задачи IX:
развить выносливость учащихся 4-го класса в беге на 1000 м
умеренной интенсивности
Частные задачи
Средства и методы их решения
Создать у занимающихся представление о кроссовой подготовке
а) рассказ о задачах кроссовой подготовки, • бе
седа о ее влиянии на организм занимающих
ся;
б) разъяснение значения правильного глубокого
дыхания, постепенного нарастания скорости
и т. п.
Продолжение' j
Частные задачи
Средства и методы их решения
Совершенствовать технику бега и подготовить организм школьников к прохождению кроссовой дистанции
Проверить и оценить спо
собность занимающихся
пробегать кроссовую дис
танцию
а) бег в равномерном темпе—100 м, ходьба —
100 м, бег в медленном темпе—100 м, быст
рая ходьба— 100 м;
б) ходьба широким шагом, быстро—150 м, бег
в равномерном темпе—100 м, ходьба в мед
ленном темпе—150 м;
в) бег в равномерном темпе—150 м, ходьба в
медленном темпе — 50 м (3 повторения);
г) бег в равномерном темпе — 200 м, быстрая
ходьба—100 м, бег в медленном темпе —
100 м, ходьба в равномерном темпе—100 м;
д) бег в медленном темпе — 300 м, медленная
ходьба—100 м (2 повторения);
е) бег в равномерном темпе — 200 м, ходьба
200 м, бег в равномерном темпе — 300 м,
ходьба — 300 м;
ж) бег в медленном темпе — 500 м, ходьба —
200 м, бег в равномерном темпе — 300 м,
ходьба — 200 м;
з) то же, но ходьба быстрая.
Кросс— 1000 м.
Учебные нормативы: девочки — 6.40—7.40—8.20; мальчики — 6.00—6.40—7.40.
Приложение 3 Методическая разработка решения общей воспитательной задачи XII: воспитывать сознательную дисциплинированность у учащихся 4-го класса
Воспитание выдержки и настойчивости
Воспитание организованности в работе
а) вопросы по ходу работы, позволяющие ак
центировать внимание учеников с помощью
межпредметных связей на деталях и харак
теристиках рациональной техники и поддер
живать его;
б) поощрение упорства, попыток преодолеть
внутренние (лень, пассивность и т. п.) и внеш
ние (недостаточное количество снарядов, не
большое количество времени на выполнение
задания и др.) препятствия;
в) постановка увлекательных целей, определение
конкретного объема работы
а) определить наиболее эффективный ритм рабо
ты, объяснив и продемонстрировав его досто
инства;
б) проверка по секундомеру темпа работы от
дельных подгрупп и учеников с сообщением
итогов;
в) проверка темпа и ритма выполнения дейст-л
вий по чувству времени учащихся, сопостав- ,
ление их ощущений с показателями секундо
мера;
г) соревнование между отдельными подгруппами
и учениками по итогам учебной работы Halj
уроке___________________________________
Приложение 4
График учебно-воспитательной работы в III четверти для 4-го класса
Общие учебно-воспитательные | чобщ. зад. | Уроки | |||||||||||||||||||
задачи | 36 37 | 38 1 39 | « | ||||||||||||||||||
Сообщить теоретические сведения | I | ||||||||||||||||||||
Обучить строевым упражнениям | II | ||||||||||||||||||||
Совершенствовать лазанье по канату в 3 приема | III | ||||||||||||||||||||
Обучить опорному прыжку — вскок в упор присев — соскок прогнувшись | IV | ||||||||||||||||||||
Разучить подтягивание на перекладине из виса | V | I | 1,2 | 1,2 | * | ||||||||||||||||
Обучить равновесию на одной ноге на узкой опоре и соскоку прогнувшись | VI | ||||||||||||||||||||
Обучить бегу по жесткому, мягкому и скользкому грунту | VII* | 2а, 4а | 26, За,б | 36, в | 4аб | ,5 | а, 6, в | 6г,д | бе | ||||||||||||
Совершенствовать разученные элементы игры в ручной мяч в условиях противоборства | VIII | 7а | 7в 8 | 7в 8 | |||||||||||||||||
Развить выносливость для прохождения кроссовой дистанции | IX* | 1а | 2а | 2в | 2в | 2г | 2а, д | 2а, б | 2е | 2ж, 3 | |||||||||||
Развивать ловкость и быстроту | X | 1,2 | 1, 2 |
Продолжение
Общие учебно-воспитательные | общ. зад. | Уроки | |||||||||||||||||||
задачи | 34 1 35 | 3S | 48- | 5, | |||||||||||||||||
Повысить уровень общей физической подготовленности | XI | г | ■ | ||||||||||||||||||
Воспитывать сознательную дисциплинированность | XII | 1в | 2а | 2а | 1а, б | 2в | 2в | 1в, 2а, б, г | 2г | ||||||||||||
Формировать навыки страхов- | |||||||||||||||||||||
ки и помощи, подготовки и | |||||||||||||||||||||
уборки гимнастических снарядов | XIII | I | 1,2 | ' |
* — номера тех учебно-воспитательных задач, примерные методические разработки которых представлены в данном учебнике.
Приложение 5 ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА № 24 ДЛЯ 6-ГО КЛАССА Общие задачи урока:
1. Научить активному толчку руками в момент разведения ног при выполнении прыжка ноги врозь через козла (мальчики).
2. Разучить активный мах вперед с поворотом на 90е при соскоке из упора сидя сзади с брусьев разной высоты (девочки).
3. Добиться своевременной постановки рук при выполнении кувырка назад.
4. Развивать силу мышц рук и брюшного пресса для выполнения гимнастических упражнений комплекса ГТО.
5. Приучать к самооценке и самоконтролю по подготовке и уборке гимнастических снарядов.
Частные задачи урока
Средства
Дозировка
Методические приемы
1. Сформировать ' осмысленное и ответственное отношение к учебной деятельности на уроке
2. Развивать способность сохранять заданный темп движений
3. Развивать способность точно и быстро реагировать на зрительные и звуковые сигналы
4. Формировать практический опыт коллективных отношений
5. Развивать быстроту двигательной реакции и движений в беге
I часть
1. Построение, рапорт, сообщение задач урока
2. Ходьба, ходьба на носках, руки за голову
3. Задание на внимание: ходьба в приседе, бег, остановка
4. Перестроение из колонны по одному в колонну по два поворотом налево в движении
5. И. п. — основная стойка лицом друг к ДРУгу;
1—2 — стойка на пра-
мин
30 с
С
мин
С
Инвентарь: гимнастические маты, скамейки, мостик, козел, брусья, бревно, стул, секундомер, карточки с описанием требований к упражнениям
Объявить, что за ка
чество выполнения
учебных заданий не
сколько учеников бу
дут отмечены в конце
урока. Задание осво
божденным от занятий
(«судьям>) — проана
лизировать и оценить в
конце урока деятель
ность групповодов при
уборке снарядов
Выполняется по подсчету
Выполняется по сигналу: 1 свисток — ходьба в приседе; 2 свистка — бег; поднятая рука i— остановиться
Каждая колонна объявляется командой и-получает наименование-«Сокол> и «Орел>
Соревнование: во время;
выполнения упражнения подается сигнал — по свистку команды
Частвые задачи урока
Средства
Дозировка
Методические приемы
6. Создать двигательное представление об активном толчке ногами с последующим разведением прямых ног
7. Научить сохранять прямое положение туловища при повороте из положения упор лежа в упор лежа сзади
8. Развивать способность к перекрестной координации движений рук и ног без зрительного контроля
9.'Развивать чувст
во ритма и созда
вать двигательное
представление о
фиксированном приземлении в прыжках
10. Совершенствовать четкость перестроений. Формировать организаторские умения у групповодов
вой ноге, левая назад,
руки вверх;
3—4 — и. п. то же
с другой ноги;
5 — бег
6. И. п. — основная
стойка;
1 — упор присев;
2 — упор лежа;
3 — толчком ног упор стоя, ноги врозь, дуки в стороны;
4 — прыжком вернуть
ся в и. п.
7. И. п. — упор при
сев;
1 — упор лежа;
2 — с поворотом налево кругом упор лежа сзади;
З^с поворотом направо кругом упор лежа; 4 — и. п.
8. И. п. — лежа на жи
воте, руки в стороны;
1 — коснуться правой согнутой ногой левой руки с поворотом направо;
2 — и. п. то же с другой ноги
9. И. п. —; основная
стойка;
1—2 — два прыжка на двух ногах;
3 — прыжок ноги
врозь;
4 — и. п.
10. Ходьба на месте,
перестроение в колон
ну по одному, построе
ние в одну шеренгу.
Разделение на под
группы
6 раз
М
раз
раз
6 раз
8 раз
2 мин
должны добежать ориентира и вернутьи на свои места. Выигры^ вает команда, занявша; первой свое место с соблюдением порядка и равнения
Выполняется по разде-, лениям, по подсчету, Указать, что это под-: водящее упражнение: для прыжка ноги врозь;
Выполняется в медленном темпе. Сообщить, что это подводящее упражнение для жесткой опоры при выполнении упора сидя сзади на нижней жерди брусьев
Упражнение выполняет
ся с закрытыми глаза
ми. Устно оценить в
баллах выполнение
упражнения 3—4 учениками
Выполняется по подсчету. Требование — зафиксировать приземление (акцент на счет «4»)
Каждый групповод по-лучает карточку с описанием последователь' ности работы на снаряд дах с требованиями К, технике выполнения упражнения на данном;" уроке. По команде уч* теля переход к очередному месту занятий че-:; рез каждые 10 мин. Команды по подготовке] и уборке снарядов по* дают групповоды
Частные задачи урока
Средства
Дозировка
Методические приемы
II часть 30 мин
11. Создать двигательное представление о разгибании туловища в полете после отталкивания руками
12. Научить конечному положению при приземлении
13. Добиться прямого положения ног после отталкивания от мостика
14. Сконцентрировать внимание учащихся на энергичном отталкивании руками от снаряда при опорном прыжке
15. Оценить умение активно отталкиваться руками при опорном прыжке
16. Добиться высокого маха при соскоке вперед из упора сзади
17. Закрепить умение выполнять соскок махом вперед с поворотом
18. Создать условия, способствующие активному выполнению маха при соскоке после выполнения комбинации упражнений на брусьях
19. Дать информацию ученикам о качестве выполнения маха при соскоке с поворотом после комбинации упражнений на брусьях
Опорный прыжок • (мальчики)
1. И. п. — упор лежа на прямых руках, толчком ног и рук стойка ноги врозь, руки вверх
2. То же на гимнастической скамейке и соскок в полуприсед, руки в стороны
3. Прыжки ноги врозь на мостике с опорой на козла
4. Прыжки ноги врозь через козла с разбега
5. Прыжки ноги врозь через козла с разбега
Упражнения на разновысоких брусьях (девочки)
1. Упор, сидя сзади на бревне, соскок махом вперед
2. То же с поворотом на 90°
3. И. п. — вис стоя на скамейке; толчком ног перемах, согнув ноги в висе лежа на нижней жерди, поочередный перехват руками, упор сидя сзади и соскоком махом вперед
4. То же с поворотом на 90°
МИЙ
6 раз
2 раза
2 раза
Зраза
1 раз
10 мин
5 раз
5 раз
4 раза
4 раза 2 раза
Высота снаряда 110 см. Выполняется по команде групповода
Выполняется поточно по 3 человека (по хлопку руки вверх), командует групповод
Групповод оценивает положение ног при прыжках
Установка при прыж
ке —«у снаряда горя
чая поверхность:». Груп
повод обеспечивает
страховку
Проверка и оценка учителем степени активности толчка руками при прыжке в форме суждения
Описание и показ упражнения учителем. Объяснение страховки При махе коснуться ногами ориентира выше уровня бревна
ошибок |
Исправление групповодом
Упражнение выполняется поочередно, с направляющей помощью и страховкой. При соскоке махом вперед подбить мяч, подвешенный выше уровня жерди
Исправление ошибок групповодом Учитель устно оценивает по пятибалльной системе качество выполнения маха при соскоке
Частные задачи урока
Средства
Дозировка
Методические приемы
20. Предупредить возникновение ошибки: преждевременная постановка рук после переката не на ладони
21. Проверить умение ставить руки ладонями на мат при кувырке назад
22. Выявить оценки учащихся своей работы по уборке снарядов и сравнить их с оценками наблюдателей
Акробатическое упражнение
1. Из упора присев перекат назад до постановки рук и перекат вперед
2. Кувырок назад
Уборка снарядов в подгруппах
Построение в одну шеренгу
Физические упражнения для развития силы мышц рук и брюшного пресса
5 мин
3 раза
2 раза
1 раз
2 мин
5 мин
Выполняется поточно на гимнастическом мостике покрытом матом. Задание: с помощью групповода задержаться в момент постановки рук, проконтролировать их положение
Исправляет ошибки групповод
Учитель определяет
своевременность поста- i новки рук при кувырке в форме суждения
Опрос освобожденных групповодов Рапорт групповодов об оценке своего руководства уборкой снарядов. Сравнение и анализ оценок
Личное соревнование; победитель определяется по количеству выполненных упражнений за определенное время в сумме двух попыток
23. Развивать силовую выносливость мышц-разгибателей рук
24. Развивать статическую силу мышц брюшного пресса
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
2. Сед углом руки в стороны, движение ногами
С Х2
20 с Х2
Испытание на звание «атлет». Звания удостаивается тот, кто в течение 20 с не коснется ногами пола в двух попытках. Отдых между попытками 20 с, между упражнениями — 60—80 с
25. Стимулировать интерес к занятиям и поощрить ученика, проявившего наибольшую объективность в самооценке своей деятельности
III часть | 5 мин | |
Построение в колонну | 3 мин | Расчет на 1—3 |
по кругу | 1 номер — «шишки», | |
Игра: «Шишки», «Же- | 2 — «желуди», 3 — | |
луди», «Орехи» | «орехи» | |
Водящий называет од- | Первым водящим на- | |
но из слов («шишки», | значить групповода, | |
«желуди», «орехи»); | самооценка которого | |
учащиеся должны вы- | совпала с оценкой су- | |
бежать из своей ко- |
Частные задачи урока | Средства | Дозировка | Методические приемы |
26. Подвести итоги учебной деятельности учащихся на уроке в целом и сообщить домашнее задание — развивать силу мышц-разгибателей рук | лонны и занять место в другой колонне. Кто не успевает, становится водящим Построение в одну шеренгу Объявление задания на дом: сгибание рук в упоре лежа 3X5 раз с отдыхом между сериями 10—15 с | 2 мин | дьи. Судьи выявляют «самых ловких» ребят, которые ни разу не были водящими Оценивается успеваемость на уроке учеников, фамилии которых в журнале записаны под номерами 3, 13, 23 33. Эти ученики называют объявленные им в течение урока устные оценки за выполнение основных задач урока, на основании которых им выставляется общая отметка («поурочный бал») |
Приложение 6
ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ И АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
I. Подготовленность учителяк уроку.
1.Состояние конспекта урока:
а) степень конкретизации и грамотность формулирования общих и частных
задач урока. Соответствие намеченных задач плану на учебную четверть, их
связь с задачами предыдущих уроков. Доступность данных задач для учащихся
(с учетом их подготовленности, условий работы и ограниченного времени урока);
б) соответствие намеченных средств задачам, возрасту школьников и усло
виям проведения данного урока. Наличие и оригинальность подготовительных
и подводящих упражнений. Распределение упражнений с учетом требований
к динамике нагрузки. Целесообразность предусмотренных методов и методиче
ских приемов (словесных, наглядных и практических), правильность их записи.
Способы определения успеваемости занимающихся. Соответствие критериев тре
буемым результатам при выполнении упражнений;
в) умение записать и проиллюстрировать намечаемое расположение учащих
ся и оборудования, порядок действий в игре и т. д. Способы сообщения общих
и групповых заданий. План использования групповодов и освобожденных от
занятий школьников;
г) соответствие формы конспекта установленным требованиям. Терминоло
гическая точность, грамотность и аккуратность всех записей. Соблюдение тео
ретических и методических рекомендаций по построению школьного урока и раз
работка последовательности решения учебно-воспитательных задач.
2. Подготовка условий для успешного проведения урока.
Подготовка мест занятий, инвентаря и учебных пособий. Использование нестандартного оборудования, технических средств обучения. Обеспечение чистоты мест занятий. Предварительная проверка опрятности учащихся, инструктирование помощников, самопроверка внешнего вида и т. д.
II. Проведение урока.
1. Организационное обеспечение урока:
а) своевременность начала и окончания урока;
б) обеспечение занятости всего класса при установке и уборке снарядо]
раздаче и сборе инвентаря. Правильность и четкость команд;
в) организация фронтальной, групповой и индивидуальной деятельное
учащихся. Способы изложения учебных заданий. Обеспечение работы группо<
водов и занятости освобожденных от активной двигательной деятельности!
учащихся;
г) умение учителя держаться перед учащимися, проявлять такт в общении*
быть требовательным к их работе и поведению.
2. Учебно-воспитательная работа педагога:
а) умение учителя конкретизировать и разъяснять учебные задачи, побуж-5
дать учащихся к проявлению сознательности и творческой активности;
б) соблюдение дидактических принципов, а также принципов развивающего
и воспитывающего обучения. Обеспечение связи при решении задач физического
воспитания с нравственным, эстетическим, умственным и трудовым воспитанием;
в) умение пользоваться методами словесного и наглядного воздействия,
практического упражнения и дозировки нагрузок. Использование межпредмет
ных связей. Соответствие методических приемов частным учебно-воспитатель
ным задачам и способности занимающихся выполнять физические упражнения.
Умение управлять вниманием учащихся, обеспечивать необходимую помощь
и страховку, проверять и оценивать выполнение заданий. Объективность оценок
успеваемости и поведения;
г) формирование инструкторских навыков.
3. Деятельность учащихся на уроке:
а) заинтересованность учащихся, уровень их сознательности и ответствен
ности в работе;
б) отношение учащихся к учителю и друг к другу. Внешний вид и дисцип->
линированность школьников;
в) проявление способности к самостоятельному решению учебных задач.
Умение контролировать свои действия, эмоции, осмысливать и оценивать ре
зультаты своего учебного труда;
г) взаимоконтроль и взаимопомощь. Характер и эффективность работы по
мощников учителя и учащихся, временно освобожденных по состоянию здо
ровья от активной двигательной деятельности на уроке.
III. Заключение по уроку.
1. Степень решения каждой из намеченных задач урока отдельными учениками и классом в целом.
2. Наиболее эффективные и оригинальные приемы обучения, воспитания и организации. Главные ошибки, допущенные при обучении и воспитании учащихся, совершенствовании их двигательных качеств.
3. Профессионально-педагогический уровень учителя (теоретическая, меточ дическая, речевая и двигательная подготовленность).
4. Предложения по устранению обнаруженных недостатков.
5. Общая оценка урока.
Приложение 7 Типовые режимы труда и отдыха (по Косилову, Душкову, 1971)
Характеристика работ, при которых рекомендуется режим
Характеристика регламентирования перерывов для отдыха
Величина и распределение перерывов
Использование перерывов
Работы, связанные с незначительными физическими усилиями или умеренным нервным напряжением
Работы, связанные со средними физически-ми усилиями или средним нервным напряжением
Работы, не требую щие значительных физических усилий, но неблагоприятные по монотонности, рабочему положению, темпу
Работы, связанные с большими физическими усилиями (тяжелые) или повышенным нервным напряжением
Работа с большим зрительным напряжением, при высоком темпе и неблагоприятных условиях (загрязненность воздуха, вибрация и тепловые излучения)
Работы с очень большими или со значительными физическими усилиями в неблагоприятных условиях
Нечастые короткие перерывы
Нечастые средней длительности перерывы
Частые короткие перерывы
Нечастые средней длительности перерывы
Частые короткие перерывы
Частые средней длительности перерывы
Средней частоты длительные перерывы
Два перерыва по 5 мин в течение рабочего дня: перед началом работы и за 1,5 ч до ее окончания, через 2 часа после начала работы и за 1,5 ч до ее окончания
Два перерыва по 10 мин в течение рабочего дня: через 2 ч после начала работы и за 1,5 ч до ее окончания
Частые перерывы по 5 мин в течение рабочего дня через каждые 1,5 ч
Три перерыва до 10 мин в течение рабочего дня
Перерывы длительностью 3—5 мин каждый час работы (перерывы 2 раза в день по 10 мин)
Перерывы длительностью 8—10 мин каждый час работы
Три перерыва в течение рабочего дня длительностью 15— 20 мин
Производственная гимнастика 2 раза в день
Производственная гимнастика 2 раза в день по 5 мин
Производственная гимнастика 2 раза в день, остальные 2 перерыва — отдых в удобном положении с легкой разминкой длительностью до 1 мин
Отдых в спокойном состоянии (при работе с повышенным нервным напряжением легкие разми-ночные упражнения)
Производственная гимнастика 2 раза в день
Отдых в спокойном состоянии в специально отведенных помещениях
То же
Характеристика работ, при которых рекомендуется режим
Характеристика регламентирования перерывов для отдыха
Величина и распределение перерывов
Использование перерывов
Работы, выполняемые в неблагоприятных условиях при высоком темпе и повышенном нервном напряжении
Работа с большими физическими усилиями в особо неблагоприятных условиях
Работы при благоприятных условиях среды, связанные со значительным напряжением внимания
Работы со значительным напряжением творческого мышления
Очень частые короткие перерывы
Частые длительные перерывы
Короткие перерывы с активным отдыхом
То же
Перерывы длительностью 4—5 мин каждые полчаса
Перерывы 12—15 мин каждый час
Три перерыва по 5 мин: один в середине первой половины рабочего дня, два других — во второй половине рабочего дня
Вводная гимнастика, физкультурные паузы по 5 мин в первой и второй половине рабочего дня
Отдых в спокойном состоянии в специально отведенных помещениях
Упражнения, включающие работу всей муску- -| латуры при нагрузке средней и выше средней интенсивности
То же
Приложение 8 • Примерная схема комплекса вводной, гимнастики для станочников
1-е упражнение — различные виды ходьбы. Темп средний. 30—40 с.
2-е 3-е 4-е 5-е 6-е 7-е |
— наклоны в стороны. Темп средний. 8—10 раз.
— наклоны и повороты туловища. Темп средний. 6—8 раз.
— наклоны вперед. Темп средний. 8—10 раз.
— приседания, выпады. Темп средний. 8—10 раз.
— потягивание. Темп медленный. 6—8 раз.
— на координацию движений. Темп быстрый. 8—10 раз.
Приложение 9
Примерная схема комплекса вводной гимнастики для лиц умственного труда
1-е упражнение — ходьба, 20 с.
2-е > — маховые движения с элементами потягивания.
3-е » — прыжки, бег, выпады, ходьба.
4-е > — наклоны вперед, назад.
5-е » — наклоны в стороны.
6-е > — расслабление мышц рук.
7-е » — на координацию и внимание.
Приложение 10
Примерные комплексы физкультминут
Физкультминуты общего воздействия (положение стоя)
1-е упражнение — потягивание с отведением рук назад, в полунаклоне вперед, 3—4 раза.
2-е упражнение — наклоны вперед, 4 раза.
3-е упражнение — маховые движения ногами, выпады, 4 раза.
(положение сидя)
1-е упражнение — потягивание со сведением лопаток и локтей, 3—4 раза.
2-е упражнение — наклоны в стороны, 3—4 раза.
3-е упражнение — напряжение и расслабление мышц живота, бедер, 4—5 раз.
Физкультминута для снятия усталости мышц плеча 1-е упражнение — потягивание, поднимание рук вверх, 4 раза. 2-е упражнение — круговые движения плечами вперед, 16 раз. 3-е упражнение — движение локтей вперед-назад, расслабление рук, 4 раза.
Физкультминута для снятия усталости мышц ног 1-е упражнение — поднимание на носках, расслабление мышц ног, 4 раза. 2-е упражнение—маховые движения ногами, 6 раз. 3-е упражнение — повороты стоп на пятке, 6 раз.
Физкультминута для снятия большого нервного напряжения (изометрического типа)
1-е упражнение — сидя, прогнуться, напрячь все мышцы тела. Расслабление, 4 раза.
2-е упражнение — сидя, удерживать поднятые ноги. Расслабление, 4—6 раз.
3-е упражнение — сидя, держась за стул руками, тянуть его на себя. Расслабление, 4—6 раз.
Приложение 11
Нормирование и содержание самостоятельных занятий физическими
упражнениями для трудящихся в недельном цикле
(Л. Н. Нифонтова, Н. А. Мусоелов)
Характеристика | Женщины | Мужчины | ||
двигательного режима | до 30 лет | свыше 30 лет | до 30 лет | свыше 30 дет | |
Объем двигательной активности | 6—10 ч | 2—6 ч | 6—10 ч | 2—6 ч < Наши рекомендации
|