Методика направленного использования физической культуры
В пожилом и старшем возрасте лучшей формой организованных физкультурных занятий является группа здоровья. Занятия проводятся квалифицированными инструкторами-методистами по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. В группах постоянно осуществляется врачебный контроль, что позволяет своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья и в связи с этим изменять нагрузку физических упражнений. Кроме того, в условиях групп здоровья легче комплексно использовать различные средства физической культуры с элементами закаливания, массажа, сбалансированного питания и т. д.
При занятиях физической культурой необходимо учитывать, что примерно на 2-м месяце занятий лица пожилого и старшего возраста начинают ощущать оздоровительный эффект физических упражнений и стремятся резко увеличить нагрузку в занятиях. Однако, несмотря на это, необходимо строго придерживаться принципа постепенного увеличения нагрузки.
В период старения организма, если позволяет состояние здоровья, не запрещается заниматься и различными видами спорта. Систематические спортивные занятия на протяжении всей жизни
позволяют и в пожилом возрасте сохранять высокую физическую подготовленность.
Длительное время считалось, что лицам старше 50—55 лет не следует применять скоростные и силовые, сложные по координации упражнения. Однако опыт последних лет, накопленный в группах здоровья, свидетельствует, что при старении необходимо постепенно сокращать объем и интенсивность этих упражнений, стремясь в то же время к возможно большему разнообразию их содержания. Зато должны быть исключены максимальные нагрузки, превышающие адаптационные возможности организма в различные возрастные периоды.
При построении урока физической культуры с людьми пожилого возраста следует учитывать комплексность физических нагрузок. Различные легкоатлетические упражнения, сочетающиеся с эстафетами, элементами спортивных игр, дают, как показывает опыт практической работы, хороший результат. Но при этом надо учитывать «дозировку» эмоций. Чрезмерные по эмоциональной напряженности занятия могут оказать неблагоприятное воздействие на организм занимающихся. При подборе упражнений Л рекомендуется придерживаться следующих методических правил: ' упражнения не должны препятствовать достаточно глубокому \ дыханию; не должно быть чрезмерных силовых напряжений; не i следует допускать упражнений в изометрическом режиме; не еле- \ дует злоупотреблять стремительными ускорениями, быстрыми J изменениями позы, исходных положений.
Большое значение приобретают при физкультурных занятиях лиц пожилого и старшего возраста дозированные нагруз-к и, ибо при чрезмерном физическом напряжении могут произойти необратимые отрицательные изменения в организме, что скажется на состоянии здоровья. С другой стороны, недостаточная интенсивность и объем движений не смогут вызвать положительные сдвиги в состоянии организма.
Существует множество средств физический культуры, которые доступны для самостоятельных занятий людям пожилого и старшего возраста. Главное место здесь занимает гимнастика; имеется в виду не только утренняя гигиеническая, но и другие ее формы (общеподготовительная, ритмическая и др.), выполняемые в течение дня. При составлении комплексов гимнастики для само- , стоятельного выполнения следует руководствоваться следующими методическими положениями:
1) при дозировании физической нагрузки принимать во внимание функциональные возможности занимающихся;
2) подбирать упражнения с учетом последовательного вовлечения различных мышечных групп (рук, ног, туловища), чередуя движения конечностей и туловища;
3) повышать и снижать нагрузку постепенно, наибольшая нагрузка должна быть в середине занятия;
4) для увеличения и уменьшения нагрузки пользоваться следующими методическими приемами: изменять исходные положения; ускорять или замедлять темп; включать в работу разные
группы мышц—мелкие, средние, крупные; изменять амплитуду!
движений; усложнять упражнения; включать между упражнения-1
ми ходьбу и дыхательные упражнения для отдыха; 1
5) дышать ритмично, преимущественно через нос. При повы- 1 шении физической нагрузки допускается дыхание через рот. Вы- ) дох должен быть несколько продолжительнее вдоха;
6) выполнять упражнения в спокойном темпе, не задерживая дыхания, и без выраженных усилий;
7) перед занятиями гимнастикой хорошо проветрить комнату или оставить на время занятий открытой форточку;
8) заниматься гимнастикой в легком костюме, не стесняющем движений;
9) заканчивать занятия гимнастикой водной процедурой.
\| Дозировка нагрузки при самостоятельных занятиях зависит от самочувствия. При этом рекомендуется придерживаться следующих ориентиров, которыми можно пользоваться при самостоятельном определении полезных нагрузок (Е. П. Журавлев, 1977):
упражнение оказывает слабое влияние на организм, если оно легко выполнялось и с такой же легкостью закончено;
если количество повторений, при котором легкость выполнения постепенно сменилась небольшим напряжением, оставило ощущение приятной усталости, то такая нагрузка хороша по утрам или после перенесенной болезни, но недостаточна для существенного изменения функционального состояния организма;
если легкие напряжения сменились значительными, но ненадолго, то.такая нагрузка доступна практически всем здоровым пожилым людям;
если количество повторений незначительно меньше предельно возможного и последние повторения требуют волевых усилий и больших мышечных напряжений, jo ориентироваться на такую нагрузку пожилым людям нельзя.
Большое значение для нормального самочувствия в пожилом ,
и старшем возрасте имеют дыхательные упражнения. \
Из различных упражнений предпочтение отдается тем, которые
улучшают эластичность легочной ткани, способствуют отделению
мокроты из дыхательных путей, повышают подвижность диаф- ]
рагмы, силу мышц, участвующих в акте дыхания. В пожилом и ;
старшем возрасте рекомендуется использовать неглубокое, мед* ~\
ленное дыхание, которое заставляет работать 3Д—7г жизненной *
емкости легких, нормализует и адаптирует дыхание, лучше свя- ]
зывает его функцию с работой сердца и сосудов. Поэтому людям л
рекомендуется дыхательная гимнастика, направленная на созна- 3
тельную тренировку вдоха. Сюда могут быть включены такие )
упражнения, как вдох — «наклон», вдох — «руки вперед», вдох — \
«наклон назад», вдох — «присев», вдох — «маятниковые движения 1
руками». Упражнения предлагается выполнять в темпе 96 вдохов ]
за 65—67 с. Всего в течение дня за 2 или 3 раза делают 100 дви- i
жений — вдохов. {