Система проверки успеваемости
Проверка успеваемости осуществляется планомерно, по опре-I' деленной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уроках физической культуры используется система текущей проверки. Так как экзамены по этому предмету не проводятся, итоговая оценка успеваемости' выводится на основе текущих отметок. Текущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специально организованную (табл. 15). ;/ Предварительная проверка предназначена для опре-г деления возможностей учащихся и внесения уточнений в планиро-) вание учебных заданий. Она проводится в начале разучивания ; каждого нового упражнения, предусмотренного планом на теку-; щий год, или при возобновлении обучения после длительного
перерыва.
1 Если ученикам предстоит разучивать действие, основой техни-
ки которого они еще не владеют, предварительно проверяются [. ранее изученные упражнения, близкие по структуре к новому или $ включающие в себя его отдельные элементы. При возобновлении j: обучения после длительного перерыва проверяют знания, умения i и навыки в объеме требований предыдущего периода обучения. I Если учащиеся уже владеют основой техники упражнений с ко-i личественными результатами, попутно выявляются и личные до-& стижения. Исключение составляют физические упражнения, Для В выполнения которых необходима длительная подготовка организ-Щ ма к повышенным напряжениям (бег на средние и длинные ди-■к станции, лыжные гонки и т. п.).
К >'" 253
Таблица 15. Формы текущей проверки и оценки успеваемости
учащихся в процессе обучения двигательному действию по предмету
«Физическая культура в школе»
Этапы процесса обучения
Формы проверки
Формы оценивания
I. Начальное разучивание
II. Углубленное разучивание
III. Закрепление и совершенствование
А. Предварительная проверка знаний, двигательных умений, двигательных навыков и уровня развития специальных физических качеств
Б. Многократная попутная проверка качества решения задачи урока
А. Многократная попутная проверка качества решения задачи урока
Б. Специально организованная проверка выполнения двигательного действия в полном объеме изученных технических требований
A. Многократная попутная
проверка качества реше
ния задачи урока
Б. Специально организованная проверка двигательного навыка и изменения уровня физических качеств
B. Специально организован
ная проверка способности
применять двигательное
действие на практике
(в частности, в условиях
спортивной деятельности)
Оценочное суждение
Оценочное суждение или устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка
Оценочное суждение или устная оценка в баллах. Комплексная поурочная оценка Оценка с выставлением балла в журнал
Оценочное суждение. Устная i
оценка в баллах. Комплекс- 1
ная поурочная оценка j
Оценка с выставлением балла J
в журнал ]
Оценка в очках, баллах (по 10-балльной системе); в формах, принятых правилами соревнований по соответствующему виду спорта; в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т. п.)
Анализ знаний, умений, навыков и достижений, установленных предварительной проверкой, позволяет учителю наметить пути их улучшения в процессе предстоящей учебной работы, более целенаправленно организовать повторение пройденного и,уточнить план изучения нового. Кроме того, данные предварительной проверки количественных достижений необходимо использовать в дальнейшем при оценке конечных результатов учебного труда школьников.
Попутная проверка выясняет, как решили учащиеся каждую конкретную учебную задачу, стоящую перед ними на уроке. Она проводится из урока в урок на всех этапах обучения.
При разучивании двигательного действия проверяется и оценивается качество освоения звеньев, деталей и характеристик двигательного действия. При закреплении и совершенствовании — степень сохранения освоенной техники или умение ее варьировать в различных внешних условиях и ситуациях, а также качество
Исполнения индивидуальных заданий по исправлению имеющихся ■ошибок. При направленном развитии физических качеств учащимся ■предлагается выполнить задание намеченное количество раз с оп-Вределенной интенсивностью. Нагрузка должна быть всегда до-
■ ступной. Если занимающийся выполняет задание, то оценка его I деятельности будет положительной. На протяжении урока по
■ усмотрению учителя может оцениваться качество выполнения I и многих других изученных ранее физических упражнений. На-I пример, учитель, наблюдая в течение урока за всеми учениками,
■ выборочно анализирует и оценивает качество выполнения строе-I вых и общеподготовительных упражнений.
При попутной проверке выставлять отметку за выполнение отдельных заданий в классный журнал в ходе урока не рекомендуется, так как аттестованный ученик может снизить учебную активность в оставшееся время. Ученикам, результаты работы которых учитель счел нужным отметить, в' конце урока выстав-f ляется комплексный поурочный балл. Этот балл выводится на ос-\ новании всех устных оценок, объявленных ученику на протяжении урока.
Успеваемость школьников на уроке может быть оценена в ком-; плексе и без выставления баллов в журнал. Например, на про-I тяжении всего урока октябрятские звездочки или пионерские звенья соревнуются в качестве выполнения учебных заданий. Команду-победительницу определяют по наибольшей сумме набранных очков (индивидуальных устных оценок в баллах).
Специально организованная проверка выясняет степень соответствия усвоенной учеником техники упражнения образцу, предопределенному конечной целью периода обучения. На II этапе обучения создаются оптимальные условия для выполнения проверяемых действий. Так, например, умение прыгать в высоту с разбега проверяется, когда планка установлена на высоте, преодоление которой не требует от ученика повышенных волевых и физических усилий; в гимнастике каждое действие проверяется отдельно, без соединения с другими упражнениями, и в той обстановке, в которой происходило разучивание. Оценивается при этом только качество выполнения упражнения. Можно при проверке использовать также соревновательный метод, но важно, чтобы правила соревнований и условия определения победителей побуждали учащихся добиваться возможно лучшей техники выполнения упражнения.
На этапе закрепления и совершенствования при проверке следует создавать условия, не позволяющие ученику полностью сосредоточивать внимание на способе выполнения изученного движения. Например, по баскетболу в 6-м классе можно проверять и оценивать качество выполнения нескольких приемов в сочетании: ловля мяча — ведение — остановка прыжком — поворот назад — передача мяча двумя руками от груди. В ходе соревнований L в прыжках в высоту учитель на этом этапе проверяет технику, I когда планка установлена на высоте, достигнутой учеником при I даедварительной проверке (или выше). При этом проверяются
L 255
и оцениваются одновременно качественные и количественные пол
казатели. щ
При проверке результатов учебного труда школьников по раз*я витию двигательных качеств данные специально организованной* проверки сравнивают с показателями предварительной проверки.^ Если ученик улучшил свои достижения, это дает основание при-1 знать его работу успешной и оценить результаты самым высоким! баллом. Если улучшения нет, оценка будет неудовлетворитель-^ ной.
В целях формирования умения использовать знания и навыки в практической деятельности во внеурочное время проводятся ; соревнования между параллельными классами. Программу сорев- < нований составляет учитель на основе содержания усвоенных разделов учебной программы. Успехи отдельных учеников оцениваются на основе критериев, принятых в соответствующих видах спорта,— в очках, баллах, в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т. п.). В итоговой оценке успеваемости по учебному, предмету эти данные не учитываются.
Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год ; выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые 1 отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими \ задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отра- i жать успеваемость школьника по всей программе данного класса. I Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», : «3», «2» и «5». Годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).
Учащиеся, достигшие особых успехов по предмету «Физическая культура» и награжденные золотым значком комплекса ГТО, могут быть представлены к награждению грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в соответствии с Уставом средней общеобразовательной школы.
''А
Учет учебной работы j
Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются ] в классный журнал, который является основным документом i учета учебной работы. Помимо успеваемости в нем отмечаются j посещаемость каждого урока и пройденный на уроке материал. "\
Осуществляя физическое воспитание школьников, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние их здоровья, уровень физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. Все это относительно самостоятельные стороны учета, и их не следует смешивать с про- ; веркой и оценкой успеваемости на уроках физической культуры. |
Проверку и оценку физического развития осуществляет на основе ориентировочных возрастных нормативов врач школы; показатели физического развития фиксируются в медицинских карточках учащихся. Учитель два раза в год во всех классах проводит -проверку физической подготовленности учащихся. На этой основе -
«учащимся, имеющим отставание в физическом развитии и подго-
■ товленности, даются индивидуальные целенаправленные домашние
■ задания. Итоги тестирования анализируются, принимаются меры щ к устранению выявленных недостатков, доводятся до сведения
■ учащихся, родителей, педагогического коллектива.
■ Спортивную подготовленность проверяют в процессе состяза-
щ ния школьников по отдельным видам физических упражнений. Во
Щ внеурочное время достижения фиксируются в протоколах и оце-
I ниваются в формах, принятых в спортивной практике (разряды,
I звания, очки и т. д.). Результаты выполнения норм и требований
[ комплекса ГТО заносятся в ведомости и классные журналы. При-
| лежание и поведение учеников учитель проверяет повседневными
I наблюдениями, а оценивает в форме устных оценочных суждений
■ или записей в классном журнале и дневнике учащегося. Итоговую
оценку определяет педагогический совет школы на основе выска
занных учителями мнений.
Опыт показывает, что каждому педагогу целесообразно вести рабочую тетрадь, в которой записываются данные предварительных и специально организованных проверок успеваемости, показатели здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности школьников, их поведения, прилежания и т. п. Систематический учет всех этих данных, анализ их взаимосвязи и динамики позволят учителю оперативней и эффективней управлять физическим воспитанием школьников.