Система проверки успеваемости

Проверка успеваемости осуществляется планомерно, по опре-I' деленной системе. Этим обеспечивается не только своевременный учет результатов учебного процесса, но и его улучшение. На уро­ках физической культуры используется система текущей проверки. Так как экзамены по этому предмету не проводятся, итоговая оценка успеваемости' выводится на основе текущих отметок. Те­кущая проверка подразделяется на предварительную, попутную и специально организованную (табл. 15). ;/ Предварительная проверка предназначена для опре-г деления возможностей учащихся и внесения уточнений в планиро-) вание учебных заданий. Она проводится в начале разучивания ; каждого нового упражнения, предусмотренного планом на теку-; щий год, или при возобновлении обучения после длительного

перерыва.
1 Если ученикам предстоит разучивать действие, основой техни-

ки которого они еще не владеют, предварительно проверяются [. ранее изученные упражнения, близкие по структуре к новому или $ включающие в себя его отдельные элементы. При возобновлении j: обучения после длительного перерыва проверяют знания, умения i и навыки в объеме требований предыдущего периода обучения. I Если учащиеся уже владеют основой техники упражнений с ко-i личественными результатами, попутно выявляются и личные до-& стижения. Исключение составляют физические упражнения, Для В выполнения которых необходима длительная подготовка организ-Щ ма к повышенным напряжениям (бег на средние и длинные ди-■к станции, лыжные гонки и т. п.).

К >'" 253

Таблица 15. Формы текущей проверки и оценки успеваемости

учащихся в процессе обучения двигательному действию по предмету

«Физическая культура в школе»

Система проверки успеваемости - student2.ru Система проверки успеваемости - student2.ru Этапы процесса обучения

Формы проверки

Формы оценивания



I. Начальное разучивание

II. Углублен­ное разучива­ние

III. Закрепле­ние и совер­шенствование

А. Предварительная проверка знаний, двигательных уме­ний, двигательных навы­ков и уровня развития специальных физических ка­честв

Б. Многократная попутная проверка качества реше­ния задачи урока

А. Многократная попутная проверка качества реше­ния задачи урока

Б. Специально организован­ная проверка выполнения двигательного действия в полном объеме изученных технических требований

A. Многократная попутная
проверка качества реше­
ния задачи урока

Б. Специально организован­ная проверка двигательно­го навыка и изменения уровня физических качеств

B. Специально организован­
ная проверка способности
применять двигательное
действие на практике
(в частности, в условиях
спортивной деятельности)




Оценочное суждение

Оценочное суждение или уст­ная оценка в баллах. Комп­лексная поурочная оценка

Оценочное суждение или уст­ная оценка в баллах. Комп­лексная поурочная оценка Оценка с выставлением балла в журнал

Оценочное суждение. Устная i

оценка в баллах. Комплекс- 1

ная поурочная оценка j

Оценка с выставлением балла J

в журнал ]

Оценка в очках, баллах (по 10-балльной системе); в фор­мах, принятых правилами со­ревнований по соответствую­щему виду спорта; в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т. п.)

Анализ знаний, умений, навыков и достижений, установленных предварительной проверкой, позволяет учителю наметить пути их улучшения в процессе предстоящей учебной работы, более целе­направленно организовать повторение пройденного и,уточнить план изучения нового. Кроме того, данные предварительной про­верки количественных достижений необходимо использовать в дальнейшем при оценке конечных результатов учебного труда школьников.

Попутная проверка выясняет, как решили учащиеся каж­дую конкретную учебную задачу, стоящую перед ними на уроке. Она проводится из урока в урок на всех этапах обучения.

При разучивании двигательного действия проверяется и оце­нивается качество освоения звеньев, деталей и характеристик дви­гательного действия. При закреплении и совершенствовании — степень сохранения освоенной техники или умение ее варьировать в различных внешних условиях и ситуациях, а также качество

Исполнения индивидуальных заданий по исправлению имеющихся ■ошибок. При направленном развитии физических качеств учащимся ■предлагается выполнить задание намеченное количество раз с оп-Вределенной интенсивностью. Нагрузка должна быть всегда до-

■ ступной. Если занимающийся выполняет задание, то оценка его I деятельности будет положительной. На протяжении урока по

■ усмотрению учителя может оцениваться качество выполнения I и многих других изученных ранее физических упражнений. На-I пример, учитель, наблюдая в течение урока за всеми учениками,

■ выборочно анализирует и оценивает качество выполнения строе-I вых и общеподготовительных упражнений.

При попутной проверке выставлять отметку за выполнение от­дельных заданий в классный журнал в ходе урока не рекомен­дуется, так как аттестованный ученик может снизить учебную активность в оставшееся время. Ученикам, результаты работы которых учитель счел нужным отметить, в' конце урока выстав-f ляется комплексный поурочный балл. Этот балл выводится на ос-\ новании всех устных оценок, объявленных ученику на протяжении урока.

Успеваемость школьников на уроке может быть оценена в ком-; плексе и без выставления баллов в журнал. Например, на про-I тяжении всего урока октябрятские звездочки или пионерские звенья соревнуются в качестве выполнения учебных заданий. Команду-победительницу определяют по наибольшей сумме на­бранных очков (индивидуальных устных оценок в баллах).

Специально организованная проверка выясняет степень соответствия усвоенной учеником техники упражнения образцу, предопределенному конечной целью периода обучения. На II этапе обучения создаются оптимальные условия для выпол­нения проверяемых действий. Так, например, умение прыгать в вы­соту с разбега проверяется, когда планка установлена на высоте, преодоление которой не требует от ученика повышенных волевых и физических усилий; в гимнастике каждое действие проверяется отдельно, без соединения с другими упражнениями, и в той об­становке, в которой происходило разучивание. Оценивается при этом только качество выполнения упражнения. Можно при про­верке использовать также соревновательный метод, но важно, чтобы правила соревнований и условия определения победителей побуждали учащихся добиваться возможно лучшей техники вы­полнения упражнения.

На этапе закрепления и совершенствования при проверке сле­дует создавать условия, не позволяющие ученику полностью со­средоточивать внимание на способе выполнения изученного дви­жения. Например, по баскетболу в 6-м классе можно проверять и оценивать качество выполнения нескольких приемов в сочетании: ловля мяча — ведение — остановка прыжком — поворот назад — передача мяча двумя руками от груди. В ходе соревнований L в прыжках в высоту учитель на этом этапе проверяет технику, I когда планка установлена на высоте, достигнутой учеником при I даедварительной проверке (или выше). При этом проверяются

L 255

и оцениваются одновременно качественные и количественные пол
казатели. щ

При проверке результатов учебного труда школьников по раз*я витию двигательных качеств данные специально организованной* проверки сравнивают с показателями предварительной проверки.^ Если ученик улучшил свои достижения, это дает основание при-1 знать его работу успешной и оценить результаты самым высоким! баллом. Если улучшения нет, оценка будет неудовлетворитель-^ ной.

В целях формирования умения использовать знания и навыки в практической деятельности во внеурочное время проводятся ; соревнования между параллельными классами. Программу сорев- < нований составляет учитель на основе содержания усвоенных раз­делов учебной программы. Успехи отдельных учеников оценива­ются на основе критериев, принятых в соответствующих видах спорта,— в очках, баллах, в форме почетных званий (чемпион, рекордсмен и т. п.). В итоговой оценке успеваемости по учебному, предмету эти данные не учитываются.

Итоговая оценка успеваемости за четверть, полугодие и год ; выводится с учетом всех отметок, полученных школьником за этот период, причем особое внимание уделяется тем из них, которые 1 отражают знания, умения и навыки, обусловленные ведущими \ задачами данного года обучения. Годовая оценка должна отра- i жать успеваемость школьника по всей программе данного класса. I Например, ученик получил следующие четвертные отметки: «4», : «3», «2» и «5». Годовая оценка может быть не более «3», так как не усвоен один из разделов программы (лыжная подготовка).

Учащиеся, достигшие особых успехов по предмету «Физическая культура» и награжденные золотым значком комплекса ГТО, могут быть представлены к награждению грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов» в соответствии с Уставом сред­ней общеобразовательной школы.

''А

Учет учебной работы j

Все текущие и итоговые отметки своевременно выставляются ] в классный журнал, который является основным документом i учета учебной работы. Помимо успеваемости в нем отмечаются j посещаемость каждого урока и пройденный на уроке материал. "\

Осуществляя физическое воспитание школьников, необходимо систематически проверять, оценивать и учитывать состояние их здоровья, уровень физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение. Все это относительно са­мостоятельные стороны учета, и их не следует смешивать с про- ; веркой и оценкой успеваемости на уроках физической культуры. |

Проверку и оценку физического развития осуществляет на ос­нове ориентировочных возрастных нормативов врач школы; по­казатели физического развития фиксируются в медицинских кар­точках учащихся. Учитель два раза в год во всех классах проводит -проверку физической подготовленности учащихся. На этой основе -




«учащимся, имеющим отставание в физическом развитии и подго-

■ товленности, даются индивидуальные целенаправленные домашние

■ задания. Итоги тестирования анализируются, принимаются меры щ к устранению выявленных недостатков, доводятся до сведения

■ учащихся, родителей, педагогического коллектива.

■ Спортивную подготовленность проверяют в процессе состяза-
щ ния школьников по отдельным видам физических упражнений. Во
Щ внеурочное время достижения фиксируются в протоколах и оце-
I ниваются в формах, принятых в спортивной практике (разряды,
I звания, очки и т. д.). Результаты выполнения норм и требований
[ комплекса ГТО заносятся в ведомости и классные журналы. При-
| лежание и поведение учеников учитель проверяет повседневными
I наблюдениями, а оценивает в форме устных оценочных суждений

■ или записей в классном журнале и дневнике учащегося. Итоговую
оценку определяет педагогический совет школы на основе выска­
занных учителями мнений.

Опыт показывает, что каждому педагогу целесообразно вести рабочую тетрадь, в которой записываются данные предваритель­ных и специально организованных проверок успеваемости, показа­тели здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности школьников, их поведения, прилежания и т. п. Систематический учет всех этих данных, анализ их взаимосвязи и динамики позволят учителю оперативней и эффективней управ­лять физическим воспитанием школьников.

Наши рекомендации