Особенности методики направленного использования физической культуры

Методика использования физической культуры определяется задачами, конкретным содержанием и условиями проведения за­нятий, возрастными особенностями и двигательными возможно­стями детей.

Конкретные задачи, содержание физической культуры, а так­же примерное соотношение часов занятий по возрастным группам предусмотрены типовой программой (табл. 8)*. В программе-представлены также специальные упражнения для воспитания двигательных качеств, формирования правильной осанки и преду­преждения плоскостопия.

Сложность программного материала, увеличение физических нагрузок и повышение всех требований последовательно нарастают от одной возрастной группы к другой. В зависимости от клима­тических, местных условий и национальных традиций населения в содержание программы разрешается вносить целесообразные изменения. Например, в детских садах южных районов страны передвижение на коньках может быть заменено передвижением на роликах, в хоккей можно играть на траве. В дошкольных учреждениях рекомендуется широко использовать народные игр и традиционные виды физических упражнений.

Направленное использование физической культуры в работе с детьми первого года жизни сливается со всем процессом вое питания. За первый год ребенок должен пройти большой путь развития от попыток поднимать, удерживать и поворачивать го­лову (первый месяц) до умения самостоятельно ходить, действо­вать с предметами, достигая определенного результата (к 12-му

* См.: Физическая культура в детском саду. Типовая программа. М.: ФиС, 1984.

особенности методики направленного использования физической культуры - student2.ru Таблица 8. Распределение программного материала по физическому воспитанию в детском саду (в часах)

  Возрастная группа, количество часов в год
Виды упражнений 1-я младшая 2-я младшая Средняя Старшая
Основные упражнения
в том числе: ходьба
бег
прыжки
лазание и ползание
бросание, ловля, метание
Общеразвивающие упражне­ния
Упражнения в равновесии
Танцевальные упражнения
Построения и перестроения
Игры подвижные и спортив­ные
Передвижение:
на санках
на лыжах
на коньках
на велосипеде
Плавание   в зависимости от услов! ш

месяцу). Главным в методике является своевременное создание благоприятных условий для развития двигательной активности: кратковременное удерживание ребенка в вертикальном положении на руках, укладывание на живот, распеленание для свободного выполнения движений, развешивание и раскладывание игрушек, расстановка физкультурного оборудования для стимулирования самостоятельных движений, своевременная помощь со стороны взрослых.

В общении с детьми первого и второго годов жизни большое внимание уделяют воспитанию положительного эмоционального ^ .отношения к самостоятельным действиям.

К концу второго года жизни дети должны научиться ходить ^равномерными шагами в прямом направлении, сохраняя равнове­сие; самостоятельно влезать на стремянку и слезать с нее; выпол­нять замах и бросок мяча, а также некоторые действия с другими 'детьми. Для последующих возрастных групп предусмотрен весьма разнообразный и более сложный программный материал (см.

В занятиях с детьми второго и третьего годов жизни большое значение придается методам использования слова и наглядного • воздействия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребен­ка и его способности подражать. Речь становится средством общения с окружающими, приобретая решающее значение для развития детей. В свою очередь, способность подражать оказы­вает существенное влияние на поведение, овладение речью, раз- / вертывание на более высоком уровне двигательной деятельности.

Игровая деятельность детей третьего года жизни становится \ сложнее и разнообразнее. Большое место занимают сюжетные \ и ролевые игры.

Начиная с четвертого года жизни и до шестого включительно ;
содержание и методика направленного использования физической <
культуры существенно расширяются и усложняются. Последова- •
тельно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков,
метания, лазанья, равновесия и др. Все большее место занимают
общеразвивающие упражнения, элементы спортивных игр, перед- ,
вижение на лыжах, коньках, велосипеде. Хотя показ и подражание
продолжают играть значительную роль, постепенно расширяется
сфера применения словесных заданий, указаний;, кратких объясне- '.
ний, сравнений и оценок. ".\

Следует обратить внимание на то, что содержание всей воспи- ; тательной работы с детьми шестого года жизни обусловлено зада- I чами подготовки их к школе.

Проверка физической подготовленности осуществляется воспи­
тателем два раза в год на основании имеющихся в литературе
методических рекомендаций, с учетом предусмотренных програм- '
мой показателей. В процессе организации и проведения физкуль­
турных занятий воспитатель приучает детей к простейшим прие­
мам самостраховки, страховки и помощи друг другу, не допускает I
их переутомления, требует соблюдения гигиенических правил. ;
Педагогический и медицинский персонал детского сада заботит- ;
ся о соблюдении мер по предупреждению детского травматизма.
Медицинские работники периодически наблюдают и оценивают
физические нагрузки. Вместе с методистом и воспитателем они
анализируют физическое состояние детей, дают рекомендации
по временному ограничению двигательной активности, физической
нагрузке при болезни, по допуску детей к занятиям после нее. ■
В проведении занятий посильную помощь воспитателю оказывает
музыкальный работник. К организации массовых мероприятий
привлекаются и родители. ,

В целом направленное использование физической культуры i в дошкольных учреждениях осуществляется на основе руководя- : щих документов министерств просвящения и здравоохранения. ;




ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации