Особенности методики направленного использования физической культуры
Методика использования физической культуры определяется задачами, конкретным содержанием и условиями проведения занятий, возрастными особенностями и двигательными возможностями детей.
Конкретные задачи, содержание физической культуры, а также примерное соотношение часов занятий по возрастным группам предусмотрены типовой программой (табл. 8)*. В программе-представлены также специальные упражнения для воспитания двигательных качеств, формирования правильной осанки и предупреждения плоскостопия.
Сложность программного материала, увеличение физических нагрузок и повышение всех требований последовательно нарастают от одной возрастной группы к другой. В зависимости от климатических, местных условий и национальных традиций населения в содержание программы разрешается вносить целесообразные изменения. Например, в детских садах южных районов страны передвижение на коньках может быть заменено передвижением на роликах, в хоккей можно играть на траве. В дошкольных учреждениях рекомендуется широко использовать народные игр и традиционные виды физических упражнений.
Направленное использование физической культуры в работе с детьми первого года жизни сливается со всем процессом вое питания. За первый год ребенок должен пройти большой путь развития от попыток поднимать, удерживать и поворачивать голову (первый месяц) до умения самостоятельно ходить, действовать с предметами, достигая определенного результата (к 12-му
* См.: Физическая культура в детском саду. Типовая программа. М.: ФиС, 1984.
Таблица 8. Распределение программного материала по физическому воспитанию в детском саду (в часах)
Возрастная группа, количество часов в год | ||||
Виды упражнений | 1-я младшая | 2-я младшая | Средняя | Старшая |
Основные упражнения | ||||
в том числе: ходьба | ||||
бег | ||||
прыжки | ||||
лазание и ползание | ||||
бросание, ловля, метание | ||||
Общеразвивающие упражнения | ||||
Упражнения в равновесии | ||||
Танцевальные упражнения | ||||
Построения и перестроения | ||||
Игры подвижные и спортивные | ||||
Передвижение: | — | |||
на санках | — | |||
на лыжах | — | |||
на коньках | — | — | — | |
на велосипеде | — | |||
Плавание | в зависимости от услов! | ш |
месяцу). Главным в методике является своевременное создание благоприятных условий для развития двигательной активности: кратковременное удерживание ребенка в вертикальном положении на руках, укладывание на живот, распеленание для свободного выполнения движений, развешивание и раскладывание игрушек, расстановка физкультурного оборудования для стимулирования самостоятельных движений, своевременная помощь со стороны взрослых.
В общении с детьми первого и второго годов жизни большое внимание уделяют воспитанию положительного эмоционального ^ .отношения к самостоятельным действиям.
К концу второго года жизни дети должны научиться ходить ^равномерными шагами в прямом направлении, сохраняя равновесие; самостоятельно влезать на стремянку и слезать с нее; выполнять замах и бросок мяча, а также некоторые действия с другими 'детьми. Для последующих возрастных групп предусмотрен весьма разнообразный и более сложный программный материал (см.
В занятиях с детьми второго и третьего годов жизни большое значение придается методам использования слова и наглядного • воздействия. Это объясняется интенсивным развитием речи ребенка и его способности подражать. Речь становится средством общения с окружающими, приобретая решающее значение для развития детей. В свою очередь, способность подражать оказывает существенное влияние на поведение, овладение речью, раз- / вертывание на более высоком уровне двигательной деятельности.
Игровая деятельность детей третьего года жизни становится \ сложнее и разнообразнее. Большое место занимают сюжетные \ и ролевые игры.
Начиная с четвертого года жизни и до шестого включительно ;
содержание и методика направленного использования физической <
культуры существенно расширяются и усложняются. Последова- •
тельно применяются более сложные формы ходьбы, бега, прыжков,
метания, лазанья, равновесия и др. Все большее место занимают
общеразвивающие упражнения, элементы спортивных игр, перед- ,
вижение на лыжах, коньках, велосипеде. Хотя показ и подражание
продолжают играть значительную роль, постепенно расширяется
сфера применения словесных заданий, указаний;, кратких объясне- '.
ний, сравнений и оценок. ".\
Следует обратить внимание на то, что содержание всей воспи- ; тательной работы с детьми шестого года жизни обусловлено зада- I чами подготовки их к школе.
Проверка физической подготовленности осуществляется воспи
тателем два раза в год на основании имеющихся в литературе
методических рекомендаций, с учетом предусмотренных програм- '
мой показателей. В процессе организации и проведения физкуль
турных занятий воспитатель приучает детей к простейшим прие
мам самостраховки, страховки и помощи друг другу, не допускает I
их переутомления, требует соблюдения гигиенических правил. ;
Педагогический и медицинский персонал детского сада заботит- ;
ся о соблюдении мер по предупреждению детского травматизма.
Медицинские работники периодически наблюдают и оценивают
физические нагрузки. Вместе с методистом и воспитателем они
анализируют физическое состояние детей, дают рекомендации
по временному ограничению двигательной активности, физической
нагрузке при болезни, по допуску детей к занятиям после нее. ■
В проведении занятий посильную помощь воспитателю оказывает
музыкальный работник. К организации массовых мероприятий
привлекаются и родители. ,
В целом направленное использование физической культуры i в дошкольных учреждениях осуществляется на основе руководя- : щих документов министерств просвящения и здравоохранения. ;
ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ