Методы словесного воздействия

При решении задач физического воспитания словесные воздей­ствия имеют различное значение. По назначению все методы сло­весного воздействия можно условно обединить в следующие группы:

1) методы рассказа, описания, объяснения, где слово исполь­зуется как средство передачи знаний;

2) методы команды, распоряжения, приказания (воздействия словом в целях управления деятельностью занимающихся);

3) методы разбора, замечания, словесной оценки, где слово используется как средство анализа и оценки деятельности зани­мающихся.

Рассмотрим значение и особенности использования некоторых основных методов словесного воздействия.

Рассказ. Его назначение — обеспечить общее, достаточно ши­рокое представление о каком-либо двигательном действии или це­лостной двигательной деятельности (например, oQ игре). Так, пе-ред непосредственным разучиванием -нового двигательного_дейстд ~вия преподаватель рассказывает о его значении, об истории возникжженття^ о_результатах..дсподьзоваиия, о перспективах и ближайших задачах при овладении действием и т. д.

Описание. Используется с целью передачи знаний _р_ технике, двигательного действия, сущности и правилах игры, порядке^ и по­следовательности действий при преодолении полосы" препятствий; особенностях лыжной трассы и т. д.

Объяснение. Применяется в целях ознакомления занимающих­ся с тем, что .и_ках-©н» должны дел^ь_лр*-вынвлнения-двйратель.-, ного задания. Например, при обучении двигательному действию преподаватель объясняет, как_ нужно выполнять ту или._иную_егр_^ часть, - какие двигательные ощущения при этом могут возникать, как и на что обучающийся должен ориентироваться в процессе вы­полнения действия. 0&ъя^щ^ия_д^жн^^ м^л,..что особ£нно'~важно, при занятиях с детьми — образными,

Для этого желательно использовать различные яркие сравнения с движениями и явлениями, хорошо знакомыми занимающимся.

Используя рассказ, описание и объяснение, необходимо учиты­вать уровень интеллектуального развития занимающихся. Поэто­му возможности их использования при занятиях с детьми млад­шего возраста более ограничены, чем при занятиях со старшими. Учитывая, что рассказ, описание и объяснение осуществляются, как правило, в процессе занятий физическими упражнениями, сле­дует стремиться к их максимальной краткости при должной полно­те содержания, чтобы избежать нежелательных пауз в двигатель­ной деятельности.

Команда.Применяется при организации коллективных дейст­вий, таких, ка'к перемещения занимающихся, одновременное вы­полнение упражнений, коллективные усилия. Чрезмерно частое использование команд в занятии нежелательно. Лучше заменить команду каким-либо другим методом управления деятельностью (распоряжением, предложением и т. п.).

Распоряжение и приказание. Эти словесные методы отличаются от команды свободным выбором слов и более спокойным тоном. При выполнении упражнения, например, вместо команды «Начи­най!» можно сказать: «Начали и... раз!» Руководить исполнением движений можно соответствующими словами-распоряжениями («наклонитесь», «встаньте» и т. п.). Распоряжения отдаются__при построениях и перестроениях^ также при уиановке и~уборке сна­рядов и инв^цхаря-.ЛТриказание отличается от распоряжения более в"ШгевыйГТбном («Всем построиться!», «Ждать!»).

Указание: Представляет собой словесное воздействие с цел big ^исправления движений. Используется главным образом при обу­чении двигательным действиям. Кр^тщми^елликами: «быстрее», «свободнее», «р.а<тлябьтр.гк»., -аыше взмах» и т. п. — преподава­тель управляет совершенствованием движений. Указания опытных преподавателей и тренеров представляют собой ценнейшее мето­дическое богатство, накопленное в процессе осмысления практики. Одно слово или краткая фраза опытного педагога бывает ценнее и эффективнее подробного объяснения.

Разбор.Это форма беседы, обсуждения преподавателя с зани­мающимися результатов их деятельности (выполнения двигатель­ного задания, участия в состязаниях, игровой деятельности и т. д.). С помощью разбора осуществляются анализ и оценка достигнуто­го результата и намечаются пути дальнейшей работы по совер­шенствованию достигнутого. Pj^6oj_^iojKexj6biT-b-как. индивидуаль­ным, так и коллективным, - Замечание. Это краткая форма словесного воздействия, отли­чающаяся от разбора односторонним характером. Преподаватель в краткой форме оценивает качество выполнения задания или ука­зывает на допущенные ошибки. Замечания иногда сочетаются с последующими указаниями.

Словесная оценка.Она может быть дана в краткой, обобщен­ной-форме («хорошо», «плохо») и развернутой — в виде более подробного рассмотрения положительных и отрицательных момен-


Г

тов. Словесная оценка приближается к разбору, но с той только разницей, что занимающиеся выслушивают оценку без вовлечения в разговор с преподавателем. Пользоваться краткой формой оцен-'■ ки следует в. том случае, если у преподавателя есть уверенность, что такая оценка вызовет положительное воздействие. Чрезмерно частые похвальные оценки могут приводить к снижению их зна­чимости, к развитию у занимающихся самоуспокоенности и само­довольства. Злоупотребление словом «плохо» также нежелательно, поскольку это может вызвать у некоторых занимающихся потерю веры в свои силы и возможности.

Наши рекомендации